ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-94/2023 от 21.11.2023 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2023-000100-12

Дело № 3а-94/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палатовой Т.В.,

при секретаре Габриелян Л.А., Шевкун Я.В.,

с участием прокурора Феклистовой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) к администрации г. Благовещенска, Благовещенской городской Думе о признании недействующим решение Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года №52/06 «Об утверждении генерального плана городского округа «город Благовещенск» в части незаконного включения участков из состава земель лесного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что решением Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года №52/06 «Об утверждении Генерального плана городского округа «город Благовещенск» утвержден Генеральный план городского округа «город Благовещенск», которым незаконно в состав земель населенных пунктов включены земли лесного фонда Городского участкового лесничества Благовещенского лесничества Амурской области площадью 37,9110 га. Однако письмом от 27 декабря 2022 года №АВ-03-27/32814 Рослесхоз не согласовал проект генерального плана городского округа «город Благовещенск» по причине того, что проектом не предусмотрено изменение границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа. Информация о включении земель лесного фонда в проектируемые границы населенных пунктов в проекте отсутствует, при этом ФГБУ «Рослесинфорг» выявлено пересечение земель лесного фонда с землями населенных пунктов площадью 37,9110 га, что не соответствует предоставленным материалам проекта. Сведения о границах города Благовещенска в ЕГРН отсутствуют. Согласно информации, предоставленной филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» от 2 июня 2023 года №310, в результате проведения работ по наложению границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа «город Благовещенск», в соответствии с графическими материалами генерального плана городского округа «город Благовещенск», утвержденного решением от 26 января 2023 года №52/06, и сведений, содержащихся в ЕГРН о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа «город Благовещенск», установлено, что в границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа «город Благовещенск», расположены участки земель лесного фонда общей площадью 37,9110 га, а именно: в границах г. Благовещенска расположены участки земель лесного фонда общей площадью 37,9110 га, в том числе лесотаксационных выделов 6, 9 лесного квартала №16, лесотаксационных выделов 18, 25 лесного квартала №44, лесотаксационных выделов 8, 11 лесного квартала №60, лесотаксационного выдела 6 лесного квартала №73, лесотаксационных выделов 2, 3 лесного квартала №77, лесотаксационного выдела 8 лесного квартала №79, лесотаксационных выделов 18, 19, 20, 21, 22 лесного квартала №83, лесотаксационного выдела №19 лесного квартала №85 Городского участкового лесничества Благовещенского лесничества Амурской области. Границы с. Белогорье, с. Садовое, п. Мухинка, п. Плодопитомник, жд/ст Призейская, жд/ст Белогорье пересечений с границей Благовещенского лесничества Амурской области не имеют.

Границы Благовещенского лесничества Амурской области установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 9 марта 2022 гола №117. Согласно выписке из государственного лесного реестра №251, лесные кварталы №№ 16, 44, 60, 73, 77, 79, 83, 85 Городского участкового лесничества Благовещенского лесничества Амурской области входят в состав земель лесного фонда, целевое назначение - защитные леса, категория защитности - леса, расположенные в лесопарковых зонах. Право федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда Городского участкового лесничества Благовещенского лесничества Амурской области зарегистрировано 27 мая 2004 года. Согласно выписке из ЕГРН от 7 июля 2023 года №КУВИ-001/2023-155393259 об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером <номер>, данный земельный участок имеет категорию земель «земли лесного фонда», местоположение: Амурская область, Благовещенский район, площадью 712945180 +/- 467269, правообладатель - Российская Федерация.

В связи с чем, административный истец считает, что городской округ «город Благовещенск» Амурской области, не являясь собственником указанного участка земель лесного фонда Благовещенского лесничества, осуществил неправомерные действия в отношении данного недвижимого имущества, которые выразились в осуществлении самовольного включения данного участка земель лесного фонда в границы муниципального образования, входящих в состав городского округа «город Благовещенск», а равно в осуществлении несогласованного с собственником перевода земель из одной категории в другую. Принятие представительным органом местного самоуправления решения, предусматривающего включение в границы муниципального образования городского округа «город Благовещенск» лесного участка из состава земель лесного фонда, и соответственно устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению собственником - Российской Федерации функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и лиц, использующих леса. Полагает, что при подготовке и утверждении проекта генерального плана муниципального образования городского округа «город Благовещенск» не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом РФ процедура его подготовки и надлежащего согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, что является основанием для признания недействующим решения от 26 января 2023 года №52/06 в части незаконного включения участков из состава земель лесного фонда площадью 37,9110 га.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать недействующим решение Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года №52/06 «Об утверждении Генерального плана городского округа «город Благовещенск» в части незаконного включения участков из состава земель лесного фонда площадью 37,9110 га, в том числе расположенных в лесотаксационных выделах 6, 9 лесного квартала №16, лесотаксационных выделах 18, 25 лесного квартала №44, лесотаксационных выделах 8, 11 лесного квартала №60, лесотаксационном выделе 6 лесного квартала №73, лесотаксационных выделах 2, 3 лесного квартала №77, лесотаксационном выделе 8 лесного квартала №79, лесотаксационных выделах 18, 19, 20, 21, 22 лесного квартала №83, лесотаксационном выделе №19 лесного квартала №85 городского участкового лесничества Благовещенского лесничества Амурской области, в границы населенного пункта г. Благовещенск, входящего в состав городского округа «город Благовещенск».

Определением Амурского областного суда от 18 октября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен филиал Публично-правовой кампании «Роскадастр» по Амурской области, явка которого признана судом обязательной.

В своем отзыве на административное исковое заявление заинтересованное лицо Филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» полагало данные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом пояснило, что Филиалом в рамках выполнения запроса Департамента от 26 мая 2023 года №09-09/2021 о проведении работ по одновременному совмещению границ населенного пункта г. Благовещенск в соответствии с материалами генерального плана, утвержденного решением от 26 января 2023 года №52/06, с материалами лесоустройства были подготовлены материалы, выполненные в результате графического совмещения границ Благовещенского лесничества, установленных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 9 марта 2022 года №117, и картографических материалов лесоустройства Благовещенского лесхоза Амурской области 1996 года с границами населенных пунктов городского округа «город Благовещенск» Амурской области, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования (исх. №310 от 2 июня 2023 года). В результате проведения работ установлено, что в границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа «город Благовещенск», расположены участки земель лесного фонда общей площадью 37,9110 га. При издании оспариваемого решения Благовещенской городской Думы Амурской области согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не произведено, в связи с чем, данное решение в части незаконного включения участков из состава земель лесного фонда не соответствует Земельному, Лесному и Градостроительному кодексам Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Таким образом, указанным решением Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года №52/06 изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

В судебном заседании представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) – Ф.И.О.12 И.А. поддержал заявленные административные исковые требования, дополнительно пояснил, что заинтересованная сторона при наличии уведомления о несогласовании границ в виду наложения на земли лесного фонда пишет пояснительную записку, в которой обосновывает необходимость занятия земель лесного фонда. В дальнейшем, эти аргументы рассматриваются Рослесхозом. Границы лесного фонда устанавливаются лесничествами, а право Российской Федерации на земли лесного фонда возникают не с момента государственной регистрации, а в силу закона. Государственная регистрация не носит правоподтверждающий характер, она нужна для того, чтобы в последующем Российская Федерация с использованием базы Единого государственного реестра недвижимости могла распоряжаться землями лесного фонда, формируя на них отдельные земельные участки, ставить их на кадастровый учет и отслеживать не в государственном кадастровом реестре, а в Едином государственном реестре недвижимости, чтобы обеспечить еще более пространственный доступ к широкому кругу лиц.

Представитель административного ответчика Благовещенской городской Думы – Юркова О.Л., поддержав доводы изложенные в письменных отзывах на административное исковое заявление, суду пояснила, что границы муниципального образования были утверждены Законом Амурской области, и сведения о границах муниципального образования внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Федеральным законом от 13 июня 2023 года №248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устранены противоречия в сведениях Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра, то есть законодатель этим правовым актом уточнил приоритет сведений ЕГРН над сведениями лесного реестра. В соответствии с пунктом 1 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Фактически информация о границах лесных участков и правах на них изначально должна быть зафиксирована именно в Едином государственном реестре недвижимости. Информация о тех границах, которые поставлены на учет, административным истцом представлена в судебном заседании. Информация о других участках лесного фонда, которые не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не должна приниматься во внимание, поскольку установлен приоритет сведений из Единого государственного реестра недвижимости над сведениями из лесного фонда. Высказала предположение, что имелась реестровая ошибка при расчете земель лесного фонда, которая 29 июня 2023 года была исправлена филиалом ППК «Роскадастр» по Амурской области. Административный истец не представил доказательства того, что обращался в Единый государственный реестр недвижимости о постановке на учет всех земель лесного фонда. В соответствии с пунктом 3 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если: сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты. Согласно пункту 4 статьи 4.6 вышеуказанного Федерального закона сведения о лесных участках подлежат исключению из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в случаях, если: установлена принадлежность земельного участка к определенной категории земель в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости; земельные участки из состава земель лесного фонда отнесены к землям населенных пунктов. В соответствии с пунктом 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, исключает из государственного лесного реестра сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости. Обратила внимание, что пунктом 9 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с обоснованием причин такого решения. В случае поступления заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации городского округа принимает решение о создании согласительной комиссии. Администрацией города Благовещенска была создана согласительная комиссия, заседание которой по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки заключения о несогласии с проектом Генерального плана городского округа города Благовещенска, состоялось 13 января 2023 года. Мнения участников согласительной комиссии, поступившие в виде письменных заключений, приложены к протоколу. Таким образом, процедура, предусматривающая создание согласительной комиссии, администрацией города Благовещенска была соблюдена. В связи с чем, полагала, что оснований для признания Генерального плана городского округа недействующим на текущий момент не имеется. Просила в удовлетворении требований административного искового заявления отказать.

Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска – Ф.И.О.13 Ю.В. поддержала позицию представителя Благовещенской городской Думы Юрковой О.Л., дополнительно суду пояснила, что при установлении границ города Благовещенска в 2014 году и постановке их на учет в 2017 году действовали нормы, которые позволяли переводить земли лесов и лесного фонда в категорию земель населенного фонда. В случае даже если в 2017 году поставлены на учет части многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 28:01:130153:44, эти земли приобрели иную категорию. На момент принятия данные границы не оспорены.

Представитель заинтересованного лица филиала ППК «Роскадастр» по Амурской области – Шуранова Ю.В., придерживаясь доводов представленного письменного отзыва на административное исковое заявление, суду пояснила, что границы населенного пункта г. Благовещенска поставлены на кадастровый учет в системе координат 1994 года. Границы населенного пункта (реестровый номер 28:00-4.15) установлены Законом Амурской области от 14 марта 2005 года № 447 «О наделении муниципального образования города Благовещенск статусом городского округа и об установлении его границ». Внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 декабря 2017 года на основании карты (плана) границ населенных пунктов муниципального образования г. Благовещенска, решения об утверждении Генерального плана г. Благовещенска от 26 июля 2007 года №30/75, землеустроительного дела по описанию местоположения объекта землеустройства границ населенного пункта г. Благовещенска, входящего в состав муниципального образования г. Благовещенска Амурской области от 2016 года. Сведения о границах обособленных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером <номер> на 14 декабря 2017 года, внесены в Единый государственный реестр недвижимости в местной системе координат. Земельные участки, которые входят в состав единого землепользования (<номер>), были поставлены на кадастровый учет и внесены в Единый государственный реестр недвижимости в системе координат МСК-28. Приказом Управления Росреестра по Амурской области от 23 апреля 2018 года №44 «Об использовании местной системы координат МСК-28 на территории кадастрового округа Амурской области» утвержден план-график по переходу на использование местной системы координат МСК-28. Во исполнение вышеуказанного приказа был осуществлен перерасчет значений координат границы с реестровым номером 28:00-4.15 из условной системы координат (УСК) в МСК-28, результаты которого 30 июня 2018 года загружены в Единый государственный реестр недвижимости. При внесении сведений о границах с реестровым номером 28:00-4.15 пересечений выявлено не было, поскольку обособленные земельные участки, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером <номер>, были в разных системах координат поставлены на кадастровый учет. В целях проведения мероприятий по выявлению и исправлению реестровых ошибок в адрес филиала тогда еще кадастровой палаты, Управления Росреестра по Амурской области были направлены перечни объектов недвижимости и объектов реестра границ, в сведениях о местоположении границ которых возможно наличие реестровой ошибки. В соответствии с этим перечнем было выявлено наложение обособленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером <номер>, с границами населенного пункта (реестровый номер 28:00-4.15). Соответственно, на сегодняшний день данное пересечение с некоторыми обособленными земельными участками, входящими в состав единого землепользования с кадастровым номером <номер>, имеется, если это реестровая ошибка, то это не относится к их компетенции. То обстоятельство, что имеется пересечение, но вместе с тем, участок лесного фонда стоит в кадастровом квартале №10 (Благовещенский район) объясняется тем, что при перерасчете границы сместились, поэтому в настоящее время границы населенного пункта накладываются на Благовещенский район. Кроме того, в связи с выявленным пересечением между собой границы населенного пункта города Благовещенска Амурской области с реестровым номером 28:00-4.15 и государственной границы Российской Федерации на территории Амурской области, 29 июня 2023 года было завершено исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, а именно приведение сведений о границе населенного пункта с реестровым номером 28:00-4.15 в соответствие с положение государственной границы РФ на территории области.

Представитель заинтересованного лица министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области – Ф.И.О.14 О.В. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, пояснила, что границы Благовещенского лесничества, утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 9 марта 2022 года №117, были поставлены на учет в Единый государственный реестр недвижимости 10 августа 2023 года. Номер реестровой записи 28:10-15.1. Деятельность по постановке в Единый государственный реестр недвижимости лесного фонда ведется в постоянном режиме.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии со ст. 150, ч. 5 ст. 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку был нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, так как проект Генерального плана не был согласован с Рослесхозом и в связи с подтверждением материалами дела пересечения границ муниципального образования с границами лесного фонда, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2).

Исходя из взаимосвязанных положений ст. ст. 17 (ч. 2), 18, 21 и 45 (ч. 2) Конституции РФ, государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции РФ, ч. 1 ст. 208 КАС РФ, предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, решением Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года №52/06 утвержден Генеральный план городского округа города Благовещенска при наличии письменного отказа Рослесхоза от 18 октября 2022 года №АВ-03-31/26262 в согласовании проекта указанного генерального плана, мотивированного тем, что при проведении ФГБУ «Рослесинфорг» графического совмещения границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, с границами лесничеств Амурской области было выявлено пересечение земель лесного фонда с землями населенных пунктов площадью 37,911 га, что не соответствует представленным материалам проекта. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения административного истца за судебной защитой.

В соответствии с разъяснениями пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года №1-П указал, что из положений статьи 19, а также положений преамбулы и статей 2, 5, 7, 10 - 12, 18, 22, 46, 47, 50 и 54 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (часть 2). По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (часть 4).

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 1 статьи 8, пункты 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план городского округа города Благовещенска утвержден Благовещенской городской Думой Амурской области в соответствии с полномочиями представительного органа местного самоуправления, предусмотренными пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 части 2 статьи 20 Устава муниципального образования города Благовещенска. В соответствии с постановлением мэра города Благовещенска от 10 августа 2022 года №44 по проекту Генерального плана городского округа города Благовещенска проведены публичные слушания, информация о проведении которых размещена в газете «Благовещенск» №31 (16945) 12 августа 2022 года. Решение Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года №52/06 «Об утверждении Генерального плана городского округа города Благовещенска» опубликовано в газете «Благовещенск» №3 (1715) 27 января 2023 года.

С учетом изложенного, судом не установлено нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в части, не касающейся порядка согласования проекта с Федеральным агентством лесного хозяйства, кроме того, таких доводов в ходе рассмотрения настоящего дела стороны не заявляли.

Содержание генерального плана, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана предусмотрены статьями 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Генеральный план в обязательном порядке содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на день принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Как указано в статье 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 6, статьи 7, 8 Лесного кодекса РФ).

Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (части 1 и 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ).

Как указано в статье 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса РФ).

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 6, статьи 7, 8 Лесного кодекса РФ).

Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (части 1 и 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ).

Представленное суду свидетельство о регистрации права собственности и выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 7 июля 2023 года, 3 октября 2023 года подтверждают, что 27 мая 2004 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, общая площадь 712945180 кв.м, адрес объекта: Амурская область, Благовещенский район. На кадастровый учет участок поставлен 26 декабря 2005 года. Земельный участок является многоконтурным и в его состав входят земельные участки с соответствующими номерами.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 4 октября 2023 года в отношении границы муниципального образования с реестровым номером 28:00-3.203 (дата присвоения 17 октября 2017 года), следует, что сведения о границе в реестр были внесены на основании Закона субъекта РФ 14 марта 2005 года № 447. Сведения о границе муниципального образования внесены 17 октября 2017 года, изменены 30 июня 2018 года, 27 апреля 2021 года, 9 мая 2023 года, 18 мая 2023 года, 17 июля 2023 года.

В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент подготовки генерального плана) материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 7, пункты 1 и 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, нарушение установленного Земельным кодексом РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно статье 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 1). Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса, то названный проект подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ в редакции на день принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Частью 19 статьи 24 ГрК РФ предусмотрено исключение для случая, когда при подготовке в составе проекта генерального плана карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с частью 6.1 статьи 36 настоящего Кодекса).

В период подготовки Генерального плана города Благовещенска и на дату рассмотрения административного дела действует порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года №460, который в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривает обязанность по направлению органом, уполномоченным на подготовку проекта документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП Министерства экономического развития России, которое, в свою очередь, обладает полномочиями по подготовке Сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений соответствующих уполномоченных федеральных органов о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения (пункты 1.4, 2.1, 2.9 Порядка).

Федеральным органом, уполномоченным на рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции, в соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №736, является Рослесхоз.

Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что границы городского округа города Благовещенска включают частично земли лесного фонда (общая площадь 37,9110 га), что было выявлено в ходе мероприятий, проведенных Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» по поручению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.

Допрошенный в ходе рассмотрения административного дела в качестве специалиста начальник отдела Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» Замотай С.Г. показал, что работы по совмещению границ проводились ими по запросу Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу. Координаты определялись картометрическим методом в соответствии с методикой выполнения государственных работ по установлению границ. Материалы лесоустройства оцифровывались и проецировались на материалы ПЗЗ, на ортофотоснимки. В ЕГРН не содержится информации о пересечении границ иных земельных участков с земельным участком с кадастровым номером 28:01:000000:44 потому, что в ЕГРН невозможно поставить на кадастровый учет земельный участок, границы которого пересекаются с другими. Вместе с тем, границы земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:44, указанные в ЕГРН, не соответствуют материалам лесоустройства, эти границы будут уточняться.

Допрошенная в качестве специалиста начальник отдела землеустройства и мониторинга земельных отношений земельного управления администрации города Благовещенска Ушакова Н.В. суду показала, что границы муниципального образования города Благовещенска устанавливались в 2017 году путем заказа землеустроительного дела, сведения о них также были внесены в ЕГРН, при этом материалы лесоустройства ими не запрашивались.

Из письма Рослесхоза от 27 декабря 2022 года №АВ-03-27/32814 следует, что доработанные материалы проекта Генерального плана городского округа города Благовещенска Амурской области (карточка согласования УИН 1070100002020302202209221) были рассмотрены Рослесхозом в разделе «Материалы согласительной комиссии». Замечания, указанные в письме Рослесхоза от 18 октября 2022 года №АВ-03-31/26262, не устранены. Согласно представленным материалам, (пункт 5.3.3 «Мероприятия по изменению границ населенных пунктов. Перечень земельных участков, которые включаются в состав городского округа, или исключаются из их границ»), проектом не предусмотрено изменение границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа. Информация о включении земель лесного фонда в проектируемые границы населенных пунктов в проекте отсутствует.

Таким образом, основанием несогласования проекта генерального плана послужило отсутствие в нем и материалах по обоснованию перечня земельных участков, которые планируется включить в границы населенных пунктов, в том числе относящихся к землям лесного фонда.

Ссылки административных ответчиков на те обстоятельства, что границы населенного пункта города Благовещенска установлены Законом Амурской области от 14 марта 2005 года №447 «О наделении муниципального образования города Благовещенск статусом городского округа и об установлении его границ», внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 декабря 2017 года и с тех пор остаются неизменными, судом не принимаются, поскольку Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2023 года №45-П «По делу о проверке конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области» часть 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 марта 2011 года №41-ФЗ) и часть 8 этой статьи (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2017 года №507-ФЗ) признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу они: предполагают, что проект генерального плана муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда не считается согласованным до тех пор, пока главой муниципального образования не будет получено заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, содержащее положение о согласии с этим проектом, либо в согласительном или в судебном порядке не будет разрешен вопрос о необоснованности несогласия федерального органа исполнительной власти с этим проектом; не исключают возможности в случае несоблюдения требования о таком согласовании признать в судебном порядке решение представительного органа муниципального образования об утверждении генерального плана не действующим в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда.

Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела административными ответчиками не представлены доказательства того, что проект генерального плана 2014 года поступал на согласование в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в связи с чем, доводы административных истцов о принятии Благовещенской городской Думой решения от 17 июля 2014 года №78/74 «О внесении изменений в Генеральный план города Благовещенска», путем утверждения карты границ населенных пунктов муниципального образования города Благовещенска, являются несостоятельными.

Административными ответчиками также не представлены доказательства, свидетельствующие, что лесные участки (включение которых в границы муниципального образования оспаривается административным истцом) были переданы из собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Утверждения административных ответчиков о соблюдении ими согласительного порядка получения согласования уполномоченного федерального органа исполнительной власти на проект генерального плана, утвержденный оспариваемым решением Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года №52/06, признаются судом несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 3.1 порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года №460, согласительная комиссия создается для урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования в случаях, подлежащих согласованию в соответствии со статьями 21 и 25 Кодекса.

Согласно пункту 3.6 Порядка согласования проектов документов территориального планирования согласительная комиссия принимает одно из следующих решений: а) согласовать проект документа территориального планирования с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом; б) отказать в согласовании проекта документа территориального планирования с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Пунктом 3.8 Порядка согласования проектов документов территориального планирования закреплено, что согласительная комиссия по итогам своей работы представляет главе местной администрации (муниципального района, городского округа, поселения), создавшему указанную комиссию: а) при принятии решения, указанного в подпункте «а» пункта 3.6 Порядка, - проект документа территориального планирования с внесенными в него изменениями вместе с протоколом заседания согласительной комиссии, материалами в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам; б) при принятии решения, указанного в подпункте «б» пункта 3.6 Порядка, - несогласованный проект документа территориального планирования, заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования, протокол заседания согласительной комиссии, а также материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

Указанные в подпункте «б» настоящего пункта документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта документа территориального планирования материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в подпункте 1 настоящего пункта вопросов после утверждения документа территориального планирования путем подготовки предложений о внесении в такой документ территориального планирования соответствующих изменений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что само по себе создание административными ответчиками согласительной комиссии без итогового урегулирования ей разногласий, послуживших основанием для подготовки заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования, в виде внесенных в него изменений либо исключения из проекта документа территориального планирования материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования), не является надлежащим порядком такого согласования.

Оснований для применения по доводам административных ответчиков исключения, предусмотренного частью 19 статьи 24 ГрК РФ, согласно которому при подготовке в составе проекта генерального плана карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с частью 6.1 статьи 36 настоящего Кодекса), судом также не установлено, поскольку административными ответчиками не представлено доказательств того, что границы всех включенных в оспариваемый Генерального плана городского округа город Благовещенск земельных участков из земель лесного фонда являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.

Доводы административных ответчиков о наличии на момент разработки проекта оспариваемого Генерального плана городского округа город Благовещенск реестровой ошибки, которая впоследствии была исправлена уполномоченным органом, судом признаются несостоятельными, так как в силу части 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Вместе с тем, административными ответчиками не представлено доказательств обращения в суд в порядке искового производства по спору об устранении реестровой ошибки при установлении границ муниципального образования города Благовещенска, а из пояснений филиала ППК «Роскадастр» по Амурской области следует, что 29 июня 2023 года ими было завершено исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН только в части приведения сведений о границе населенного пункта с реестровым номером 28:00-4.15 в соответствие с положение государственной границы Российской Федерации на территории Амурской области.

На основании изложенного, установив отсутствие согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом до принятия нормативного правового акта, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и признании решения Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года №52/06 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Благовещенск» не действующим в части включения в границы города Благовещенска земель лесного фонда. При этом удовлетворение административных исковых требований не лишает уполномоченный орган на принятие нормативного правового акта в соответствующей части с соблюдением процедуры принятия.

Учитывая, что нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, суд, исходя из разъяснений пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признает его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда о признании нормативного правового акта недействующим подлежит опубликованию в газете «Благовещенск».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) к администрации г. Благовещенска, Благовещенской городской Думе о признании недействующим решение Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года № 52/06 «Об утверждении генерального плана городского округа «город Благовещенск» в части незаконного включения участков из состава земель лесного фонда – удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 января 2023 года №52/06 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Благовещенск» в части незаконного включения участков из состава земель лесного фонда площадью 37,9110 га, в том числе расположенных в: лесотаксационных выделах 6, 9 лесного квартала №16, лесотаксационных выделах 18, 25 лесного квартала №44, лесотаксационных выделах 8, 11 лесного квартала №60, лесотаксационном выделе 6 лесного квартала №73, лесотаксационных выделах 2, 3 лесного квартала №77, лесотаксационном выделе 8 лесного квартала №79, лесотаксационных выделах 18, 19, 20, 21, 22 лесного квартала №83, лесотаксационном выделе №19 лесного квартала №85 Городского участкового лесничества Благовещенского лесничества Амурской области, в границы населенного пункта г. Благовещенск, входящего в состав городского округа город Благовещенск.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Благовещенск».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Палатова Т.В.

Решение в окончательной форме принято 28 ноября 2023 года