Дело №а-1981/2023
УИД 05RS0№-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 сентября 2023 года
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Тикаева И.Г.,
при секретаре судебного заседания – Расуловой З.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-1981/2023 по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа «<адрес>» и Управлению имущественных отношений и <адрес> о признании незаконным постановление по отмене разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился с административным иском в суд к Администрации городского округа «<адрес>» и Управлению имущественных отношений и <адрес> о признании незаконным постановление об отмене разрешения на строительство, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных отношений и градостроительства <адрес> выдано разрешение на строительство 12-ти этажного многоквартирного жилого дома, с магазинами на первом этаже, по <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000032:4648. Указанный земельный участок расположен в зоне Ж 1, имеет границы и на момент выдачи разрешения на строительство на данном земельном участке отсутствовали возведенные объекты капитального строительства, в связи с чем полагает, что земельный участок не относится к застроенным территориям и параметры установленные в Правилах землепользования и застройки, где указано, что в условиях преобразования застроенных территорий допускается строительство выше 50 м., при наличии проекта планировки и специальных согласований, не распространяется на вышеуказанный земельный участок. Данное строительство является новым строительством в границах земельного участка размещенного в границах территориальной зоны Ж 1, где в соответствии с Правилами землепользования и застройки допускалось строительство многоквартирного жилого дома с проектной отметкой до 50 метров и выше 50 метров. На возводимый объект имеются соответствующие технические условия на подключение к инженерным сетям. Проектная документация прошла экспертизу о соответствии проекта градостроительным нормам и техническим регламентам. Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ранее выданное разрешение на строительство отменено. Незавершенный строительством объект имеет достаточный уровень прочности и надежности, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а завершение объекта не приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц. Ссылаясь на то, что постановление администрации, которым было отменено ранее выданное разрешение на строительство, не содержит каких-либо выводов относительно незаконности разрешения на строительство, административный истец просит признать незаконным действие административного ответчика по отмене разрешения на строительство, а также отменить постановление об отмене разрешения на строительство.
Административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 и заинтересованное лицо ООО «ЭльСам» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается отчетами об отслеживании с почтовыми идентификаторами: 80090088170289; 80090088146956; 80090088146680, в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Администрация городского округа «<адрес>», Управление имущественных отношений и градостроительства <адрес> и прокурор <адрес> надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается данными, содержащимися в разносной книге Каспийского городского суда Республики Дагестан и такой способ извещения согласуется с требованиями ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
С учетом наличия в деле сведений о надлежащем извещении участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствие с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 ст. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
В силу ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных отношений и градостроительства <адрес>ФИО1 выдано разрешение на строительство 12-ти этажного многоквартирного жилого дома с магазинами на первом этаже по <адрес> в <адрес> Республики Дагестан, на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000032:4648, со сроком разрешения на строительство до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации городского округа «<адрес>» № во исполнение протеста первого заместителя прокурора <адрес> разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что земельный участок с кадастровым номером 05:48:000032:4648, относится к зоне многоквартирной жилой застройки (Ж 1 – далее зона Ж 1).
Из обжалуемого постановления, основанием для его издания явился протест прокурора, который был внесен ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в рамках межведомственной рабочей группы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений при возведении объектов капитального строительства.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 названного кодекса).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты, которые принимаются по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно положениям ст.ст. 1,3,8 (ст.ст. 30-40) ГрК РФ ПЗЗ являются комплексным нормативным правовым актом, разработанным исполнительными органами местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального и регионального градостроительного законодательства, местных нормативных правовых актов при участии депутатов представительного органа местного самоуправления и иных заинтересованных лиц (входящих в комиссию по подготовке проекта), а также мнение местного населения, выраженным путем проведения публичных слушаний.
ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов городского округа «<адрес>» утверждены ПЗЗ <адрес>, официальный текст которых размещен в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Администрации городского округа «<адрес>» (kaspiysk.org).
Согласно статье 56 указанных ПЗЗ, зона застройки Ж1 выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции жилых кварталов и районов с размещением многоквартирных жилых домов от 9 этажей и выше.
Статьей 56.2 ПЗЗ предусмотрено, что максимальная высота зданий в сложившейся застройке, в том числе, где расположен земельный участок с кадастровым номером 05:48:000032:4648 составляет до 36 метров, в районах нового строительства до 50 метров и выше 50 метров, при наличии специальных согласований, в условиях преобразования застроенных территорий допускается выше 50 метров при наличии проекта планировки и специальных согласований.
Согласно положительному заключению ООО «Центр региональной экспертизы Республики Дагестан» от ДД.ММ.ГГГГ№ высота самой высокой точки комплекса составляет 44,054 метра от планировочной отметки земли до уровня верха ограждения кровли.
Таким образом, судом установлено, что на момент выдачи ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство земельный участок с кадастровым номером 05:48:000032:4648 входил в зону Ж1, где в сложившейся застройке максимальная высота зданий составляет до 36 метров, тогда как выданное разрешение на строительство предоставляло возможность возводить объект выше указанных параметров.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что максимальная высота здания превышает нормативы установленные ПЗЗ для этой зоны, о чем, в том числе содержалось указание в протесте прокурора, который был удовлетворен и разрешение на строительство отменено.
В исковом заявлении административный истец ссылается, в том числе на то, что Администрация городского округа «<адрес>» не вправе была отменять ранее выданное разрешение на строительство.
Вышеуказанный довод административного истца суд находит подлежащим отклонению, по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмечено, что пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 739-О-О, часть 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт, в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан. При этом, реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Указанное согласуется с позицией, изложенной в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
По рассматриваемому делу основанием для отмены разрешения на строительство, явилось нахождение земельного участка в территориальной зоне Ж1, где в сложившейся застройке максимальная высота зданий составляет до 36 метров, тогда как выданное разрешение на строительство предоставляло возможность возводить объект выше указанных параметров.
Как следует из части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, установленных частью 7 данной статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Основания отказа в выдаче разрешения на строительство указаны в части 13 статьи 51 ГрК РФ, согласно которой уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Обстоятельства являющиеся предметом спора на момент выдачи разрешения на строительство, а именно нахождение земельного участка в территориальной зоне Ж1, где в сложившейся застройке максимальная высота зданий составляет до 36 метров, административный ответчик не учел, в связи с чем, принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об отмене ранее выданного разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ является законным.
Доводы административного истца о возможности возведения на указанном земельном участке здания высотой до 50 метров и более, суд также находит несостоятельными, по следующим основаниям.
Так, согласно статье 56.2 приведенных выше ПЗЗ максимальная высота зданий в указанной зоне до 36 метров в сложившейся застройке, в районах нового строительства до 50 метров и выше при наличии специальных согласований.
Из сведений размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Росреестра (pkk.rosreestr.ru) земельный участок, принадлежащий административному истцу с кадастровым номером 05:48:000032:4648 находится в пределах кадастрового квартала 05:48:000032, который полностью застроен, в связи с чем правовых оснований полагать, что указанный район относится к районам нового строительства у суда не имеется, доказательств обратного административным истцом не представлено.
Кроме того, согласно статье 56.2 вышеприведенных ПЗЗ в районах нового строительства допускается строительство до 50 метров и выше лишь при наличии специальных согласований, которые административным истцом в ходе рассмотрения дела по существу суду представлены не были.
Частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены основания прекращения выдачи разрешений на строительство. По настоящему делу основанием отмены явилось применение части 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - отмена ранее принятого муниципального правового акта в случае несоответствия его требованиям законодательства на дату его принятия, в связи с чем, существенным для правильного рассмотрения дела вопреки доводам административного истца является не отнесение спорной ситуации к числу названных в части 21.1 статьи 51 ГрК РФ оснований, а наличие либо отсутствие нарушений закона при составлении градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление об отмене разрешения на строительство, вопреки доводам административного истца, не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела по существу, административным истцом было заявлено ходатайство об истребовании ПЗЗ и сведений подтверждающих их официальное опубликование, данное ходатайство судом отклонено, поскольку выписка из ПЗЗ приобщена к материалам административного дела, а сами ПЗЗ утвержденные Собранием депутатов городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Администрации городского округа «<адрес>» (kaspiysk.org).
Также в ходе рассмотрения дела по существу административным истцом было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной строительно — технической экспертизы, для определения этажности многоквартирного дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000032:4648 и сколько этажей возведено на основании разрешения на строительство. Возводится ли многоквартирный дом в зоне сложившейся застройки либо в районе нового строительства, имеет ли место нарушения ПЗЗ и градостроительного плана земельного участка.
Данное ходатайство судом также отклонено, поскольку согласно положительного заключения ООО «Центр региональной экспертизы Республики Дагестан» от ДД.ММ.ГГГГ№ высота самой высокой точки опоры комплекса составляет 44,054 метра от планировочной отметки земли до уровня верха ограждения кровли, тогда как согласно ПЗЗ, максимальная высота зданий в указанной зоне возможна до 36 метров, при этом в районе нового строительства до 50 метров и выше при наличии специальных согласований.
Из сведений размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Росреестра (pkk.rosreestr.ru) земельный участок, принадлежащий административному истцу с кадастровым номером 05:48:000032:4648 находится в пределах кадастрового квартала 05:48:000032, который полностью застроен, доказательств того, что указанный район не застроен и относится к районам нового строительства административным истцом не представлено, как и не представлено доказательств наличия у него специальных согласований предусмотренных ст. 56.2 ПЗЗ.
Кроме того, из приложенного к ходатайству административного истца градостроительного плана следует, что на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000032:4648 предусмотрено размещение жилых домов высотой не выше восьми этажей.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства (часть 1 статьи 14 КАС РФ).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1 статьи 62 КАС РФ).
В соответствие со статьей 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
ФИО1 в нарушение положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, поскольку факт отсутствия правовых оснований для отмены ранее выданного разрешения на строительство не нашел своего подтверждения, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации городского округа «<адрес>» и Управлению имущественных отношений и градостроительства <адрес> о признании незаконным действий Администрации городского округа «<адрес>» по отмене разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и отмене постановления Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отмене разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
(Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ).
Председательствующий: И.<адрес>