ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3233/2023 от 19.12.2023 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-3233/2023

УИД 05RS0-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Тикаева И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Расуловой З.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3233/2023 по административному иску С. Р. С. к ФСИН России и ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным, необоснованным и нарушающим права бездействие, выразившееся в не направлении поступающей корреспонденции,

У С Т А Н О В И Л :

С. Р.С. обратился с указанным иском в суд к ФСИН России и ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным, необоснованным и нарушающим его права бездействие, выразившееся в не направлении поступающей корреспонденции, указывая, что с января 2022 года по сентябрь 2022 года он содержался ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес> на основании приговора Норильского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ он помилован и освобожден от дальнейшего наказания по вышеприведенному приговору суда. В нарушение требований закона исправительное учреждение не перенаправило адресованную ему корреспонденцию по новому адресу, для реализации им своих прав, в связи с чем, просит суд признать незаконным, необоснованным и нарушающим его права бездействие ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес>, выразившиеся в не направлении в его адрес всей поступившей корреспонденции с ДД.ММ.ГГГГ и обязать устранить данные нарушения.

Административный истец С. Р.С. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в письменном ходатайстве просил рассмотреть данное дело без своего участия.

Административные ответчики ФСИН России и ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес> и заинтересованное лицо ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по <адрес> надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем суд определил, что дело может быть рассмотрено без их участия.

Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 1, части 2 статьи 9 и части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Основным средством исправления осужденных является в том числе установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).

Положениями статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 данного Кодекса.

В силу части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные, в том числе в органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 110, получение и отправление осужденными к лишению свободы за счет собственных средств писем, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ.

С момента приема почтовой карточки, телеграммы или письма от осужденного к лишению свободы до их отправки, а также с момента поступления почтовой карточки, телеграммы или письма и до вручения адресату администрация ИУ несет ответственность за их сохранность (п. 133 Правил). Почтовые отправления, указанные в пункте 149 настоящих Правил, не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности (п. 151 Правил). Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб выдаются осужденным к лишению свободы на руки под расписку не позднее трех рабочих дней после дня их поступления в ИУ. При отказе осужденного к лишению свободы хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (п. 152 Правил).

Письма, поступившие на имя осужденного к лишению свободы после освобождения или перевода его в другое ИУ, не позднее трех рабочих дней со дня их поступления в ИУ отправляются по новому месту его нахождения за счет средств федерального бюджета (п. 134 Правил).

Таким образом, вышеуказанными Правилами определен порядок отправки писем, поступивших на имя осужденного к лишению свободы после освобождения или перевода его в другое исправительное учреждение.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Административный истец С. Р.С. с января 2022 года по сентябрь 2022 года содержался ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес>.

Из письма УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании указания ФСИН России для дальнейшего отбывания наказания в ГУФСИН России по <адрес> из ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес> были направлены осужденные, в том числе административный истец С. Р.С. под порядковым номером .

Также из материалов дела следует, что С. Р.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в качестве добровольца – бойца ЧВК «Вагнер» в специальной военной операции, защищал интересы Российской Федерации на территории ЛНР и ДНР.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГС. Р.С. награжден медалью «За отвагу».

Обращаясь в суд с вышеуказанным административным иском, административный истец С. Р.С. указал на то, что администрацией исправительного учреждения ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес>, поступающая ему корреспонденция не была перенаправлена в другое исправительное учреждение.

Административным ответчиком в материалы дела были представлены копии писем о направлении поступившей в адрес С. Р.С. корреспонденции на имя начальника ОСУ ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по <адрес> по адресу: н. Каменск-Шахтинский, <адрес>.

Вместе с тем, доказательств подтверждающих факт направления (вручения) данных писем (почтовые реестры) материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлены.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями действующего законодательства, проанализировав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес>, не представлено доказательств подтверждающих факт направления (вручения) в адрес ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по <адрес>, писем (почтовых реестров) поступивших на имя С. Р.С.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск С. Р. С. к ФСИН России и ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным, необоснованным и нарушающим права бездействие, выразившееся в не направлении поступающей корреспонденции – удовлетворить.

Признать незаконным и необоснованным бездействие ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес>, выразившееся в не направлении С. Р. С. всей поступающей в его адрес корреспонденции врученной администрации ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес> устранить указанные нарушения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.

Председательствующий: И.<адрес>