Производство №а-442/2020
УИД 28RS0№-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года п.Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области
в составе:
председательствующего судьи Шевчик Л.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика прокуратуры <адрес> - заместителя прокурора <адрес>ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2
к прокуратуре <адрес>, заместителю прокурора <адрес>ФИО1, прокуратуре <адрес>
о признании отказа заместителя прокурора <адрес> в предоставлении для ознакомления материала проведенной проверки по жалобе и бездействия прокуратуры <адрес> незаконными, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 (далее - административный истец, заявитель) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании отказа заместителя прокурора <адрес> в предоставлении для ознакомления материала проведенной проверки по жалобе и бездействия прокуратуры <адрес> незаконными, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование административного иска указал, что в прокуратуру <адрес> поступила его жалоба. По данной жалобе прокуратура провела проверку. После проведенной проверки, административным истцом ФИО2ДД.ММ.ГГГГ исх. №/ТО/64/1-Н-38 было направлено заявление в прокуратуру <адрес> прокурору ФИО5, в котором заявитель просил об ознакомлении его с данными материалами. На заявление от ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ из прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении материала проведенной проверки для ознакомления. На заявление от ДД.ММ.ГГГГ им не получен ответ. Был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении материала проверки для ознакомления. В связи, с чем заявителем была подана жалоба в порядке 125 УПК РФ на отказ в предоставлении материала для ознакомления. На указанную жалобу им было получено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. В связи с отказом в принятии жалобы к рассмотрению заявителем подано настоящее административное исковое заявление на отказ в предоставлении данного материала для ознакомления.
Заявитель указывает, что поводом для обращения с настоящим административным иском является необоснованный, немотивированный и незаконный отказ заместителя прокурора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, данный на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, а так же не дача ответа на то, что было изложено в заявлении, в предоставлении административному истцу для ознакомления материала проведенной проверки по жалобе, которая поступила в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Данный отказ в предоставлении заявителю материала проверки ФИО2 считает неправомерным; незаконным и в свою очередь повлекшим за собой явное грубое нарушение его конституционных прав и законных интересов, гарантированным ему положениями ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а так же регламентированных рядом нормативно-правовых актов. Считает, что ответ заместителя прокурора ФИО1 на его обращение противоречит Конституции РФ – ее требованиям, правилам и нормам, которые вытекают из положений <адрес> РФ, полагает, что данный ответ, решение от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица является незаконным и подлежащим отмене.
Административный истец в просительной части административного искового заявления просил суд признать незаконным отказ в предоставлении ему для ознакомления материала проведенной проверки незаконным; возложить обязанность на должностное лицо, <адрес> устранить допущенное бездействие, нарушение и предоставить для ознакомления материал проведенной проверки по его жалобе, поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Истребовать из прокуратуры <адрес> заявление от ДД.ММ.ГГГГ исх. №/ТО/64/1-Н-38, ответ зам.прокурора <адрес> С.В.Яре5менко от ДД.ММ.ГГГГ№, жалобу, которая поступила в прокуратуру Бурейского рай она ДД.ММ.ГГГГ и материал проверки, проведенной по поступившей жалобе.
Определением судьи Бурейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО2, находящийся в ФКУ Т-2 ГУФСИН России по <адрес> при отбытии наказания, осужденный по приговору Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, опрошенный путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал заявленные им требования и доводы, изложенные им в административном исковом заявлении. В судебном заседании пояснил, что в отзыве ответчика указано, что из ответа и.о. прокурора района ФИО1 от 03.06.2020г. № следует, что ФИО2 вправе ознакомиться с материалами в полном объеме с соблюдением требований действующего законодательства, а именно, лично либо через представителя. Просил суд при рассмотрении данного дела учесть обстоятельства, изложенные им в заявлении от 12.05.2020г., что у него по объективной причине не имеется возможности, чтобы самому снять ксерокопии интересующих материалов проверки в прокуратуре. Отсутствуют денежные средства, чтобы обратиться за помощью к представителю. Поскольку он не может лично ознакомиться или направить представителя для ознакомления с материалами, он просил прокуратуру <адрес>, чтобы ему предоставили ксерокопию данного материала, не просил полностью надзорное производство, а материалы проведенной проверки по его обращению. В законе не сказано, что он должен лично явиться в прокуратуру для ознакомления с материалами. Не сказано, что должностные лица прокуратуры имеют право не направлять ему ксерокопии материалов. Полагает, что прокуратура должна была исходя из сложившихся у него обстоятельств, соблюдая его право на ознакомление с материалами проверки, учитывая, что он лично не имеет возможности явиться в прокуратуру в связи отбыванием наказания, при отсутствии у него представителя, предоставить ему ксерокопии материалов проверки. В п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ не прописано, что прокуратура не имеет права направить ксерокопии и, что он лично должен явиться в прокуратуру. Административный истец просит суд учесть все его обстоятельства, которые были указаны им в заявлении от 12.05.2020г., которые прокуратура проигнорировала, что он обжалует не сам ответ, а факт, что ему фактически отказали предоставить материалы проверки для ознакомления.
Просил суд удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, признать отказ заместителя прокурора <адрес>ФИО1 и бездействие прокуратуры <адрес> в предоставлении для ознакомления материалов проведенной проверки по его жалобе, поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, и возложить обязанность на заместителя прокурора <адрес>ФИО1, прокуратуру <адрес> устранить допущенные нарушения - предоставить для ознакомления материал проведенной проверки по жалобе ФИО2, поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме.
Представитель административного ответчика прокуратуры <адрес> заместитель прокурора <адрес>ФИО1 в судебном заседании заявленный административный иск не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснил, что с доводами административного искового заявления не согласен в связи с тем, что при рассмотрении обращения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГг. об ознакомлении последнего с материалами проверки, проведенной по жалобе, поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, прокуратура <адрес>, должностные лица прокуратуры, действовали в соответствии с законом, права заявителя не нарушены. На обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ заявителю был дан обоснованный, мотивированный ответ, в котором им разъяснен порядок ознакомления с материалами проверки. Пояснил, суду, что заявитель указывает, что ему должностные лица прокуратуры должны направить для ознакомления надзорное производство или ксерокопии материалов по месту нахождения, составить соответствующую справку, однако данное требование заявителя не основано на нормах закона. Пункт 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ предусматривает, что должностное лицо органов прокуратуры составляет справку о результатах проверки, в которой указывает, с какими листами заявитель ознакомлен. Ознакомление происходит в территориальном органе прокуратуры. Направление документов для ознакомления, составление справки без ознакомления, законодательством не предусмотрено. В рамках данных норм регламентирования порядка ознакомления граждан с материалами проверки прокуратурой 03.06.2020г. ФИО2, направлен ответ, что он вправе направить своего представителя для ознакомления, который вправе снять копии документов. Вместе с тем, действующей инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры, утвержденной Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрено направление надзорного производства или его копий для ознакомления. Согласно действующей инструкции предусмотрено, что из числа сотрудников прокуратуры назначается лицо, ответственное за ознакомление с материалами проверки. Ознакомление с материалами проверки происходит в помещении прокуратуры. По результатам ознакомления составляется соответствующая справка. Просил суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме за необоснованностью.
Согласно письменного отзыва представителя административного ответчика и.о. <адрес>ФИО1, исследованного в судебном заседании, с доводами административного искового заявления не согласен по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" закреплено право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Согласно п. 4.15 Инструкции, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.
В соответствии с п. 4.16 Инструкции, работник прокуратуры, ознакомивший заявителя либо его представителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том с какими материалами заявитель (его представитель) ознакомлен.
Из вышеизложенного следует, что с материалами проверки вправе знакомится заявитель и его представитель, в случае если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, кроме того, указанным лицам предоставлено право снимать копии с названных документов и материала с использованием собственных технических средств.
Из ответа и.о. прокурора района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ФИО2 вправе ознакомится с материалами проверки с соблюдением требований действующего законодательства, а именно лично либо через его представителя.
Таким образом, административный ответчик полагает, что заявителю не отказано в ознакомлении с материалами проверки, ему разъяснен порядок реализации представленного ему права соответствии с требованиями закона.
Кроме того, обращает внимание суда на то, что заявитель также вправе снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств. На органы прокуратуры не возложена обязанность снятия копий материалов проверки, интересующих заявителя.
Ссылается на решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ 14-16, согласно которого содержащаяся в п.4.15 Инструкции правовая нома не препятствует осужденным при отбытии наказания осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Полагает, что ответ и.о. прокурора района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержит отказа заявителю в ознакомлении с материалами проверки, снятие копии материалов проверки заявитель должен осуществлять с использованием собственных технических средств, указанная обязанность на органы прокуратуры не возложена.
Поскольку ФИО2 обжалует ответ и.о. прокурора района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, полагает, что материалы проверки по жалобе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ не имеют отношение к указанному спору.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, административное исковое заявление рассмотрено в отсутствие представителя административного соответчика прокуратуры <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещенной надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщивших.
Суд, выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
По действующему законодательству доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Согласно ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе.
Суд рассматривает дело в соответствии с главой 22 КАС РФ, содержащей нормы, регламентирующие производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц - ст.ст.218 - 228 КАС РФ.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 2 ст.24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 4 ст. 29 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти и каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ):
Связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Прокуратура Российской Федерации выполняет функции, установленные федеральными законами, должностные лица прокуратуры действуют в пределах своих полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в системе органов прокуратуры Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу или иное обращение должен быть мотивированным.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Генеральным прокурором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» издан приказ № «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».
Генеральным прокурором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» ( далее по тексту- Инструкция).
Установленный настоящей Инструкцией порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральными конституционными законами или федеральными законами, предусматривающими специальный порядок рассмотрения.
Инструкция согласно ее пункту 1.1 разработана в соответствии с Федеральным законом « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иным федеральным законодательством и устанавливает единый порядок рассмотрения и устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
Обращения, поступающие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю (п.3.1).
Из п 4.2. Инструкции следует, что поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.
Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.
Пунктом 4.16 Инструкции предусмотрено, что решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Письменное решение о предоставлении заявителю либо его представителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в нижестоящих прокуратурах - прокуроры и их заместители.
При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем.
Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя либо его представителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том, с какими материалами заявитель (его представитель) ознакомлен.
Заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств (п. 4.15).
Согласно заявлению, поступившему в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 просил ознакомить его с материалами проведенной проверки по его жалобе поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме, и со всеми документами; представить справку с какими документами материалами его ознакомили; выслать материал в полном объеме для ознакомления вместе со справкой об ознакомлении; сообщить, какие действия были проведены в ходе проверки по обращению (жалобе) в порядке 124 УПК РФ.
Согласно ответу и.о. прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на заявление об ознакомлении с материалами проверки, проведенной в рамках рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ заявителю разъяснено, что ознакомление с материалами проверки происходит непосредственно в помещении надзорного ведомства при участии соответствующего должностного лица органа прокуратуры, копии документов и материалов заявителем снимаются с использованием собственных технических средств. Так же разъяснено что заявитель вправе направить в <адрес> своего представителя, полномочия которого будут подтверждены в установленном законом порядке, который ознакомится со всеми интересующими документами и материалами, а так же снимает с них копии.
Из данного ответа должностного лица прокуратуры <адрес> следует, что заявителю ФИО2 разъяснен порядок ознакомления с материалами проверки в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и ведении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» учитывая необходимость соблюдения им порядка и условий отбывания наказания.
Согласно материалам административного дела, объяснений сторон установлено, что материалы проверки по жалобе ФИО2 поступившей ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес>, не имеют отношения к рассматриваемому спору по существу, поскольку материально- правовое требование административного истца - признание незаконным отказа в предоставлении для ознакомления материала проверки, проведенной по жалобе ФИО2, поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и возложение обязанности устранить допущенное бездействие, нарушение и предоставить для ознакомления материал проверки
Под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с положениями ст. 10 названного федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного закона.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 17 января. 1992 года № «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) установлено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
В силу п. 2 данной статьи, поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Исходя из положений п. 3 ст. 10 вышеуказанного Закона о прокуратуре, ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с положениями ст. 27 Закона о прокуратуре при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 данного Закона.
Согласно требованиям ст. 5 Закона о прокуратуре воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. При этом прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных п. 4 данной статьи.
Суд соглашается с доводом административного ответчика, что по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГФИО2 проинформирован о том, что он вправе ознакомится с материалами проверки с соблюдением требований действующего законодательства, а именно лично или через представителя. Таким образом, административному истцу разъяснен порядок реализации представленного ему права в соответствии с законом.
Бездействия со стороны должностных лиц прокуратуры <адрес> при рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении с материалами проверки по жалобе, поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, судом не установлено.
Административным ответчиком представлены доказательства законности действий должностного лица прокуратуры <адрес> при рассмотрении заявления ФИО2, в судебном заседании подтверждены факты, на которые представитель административного ответчика прокуратуры <адрес> ссылается как на основания своих возражений.
ФИО1, заместитель прокурора <адрес>, исполняющий обязанности прокурора <адрес> - должностное лицо прокуратуры, давшее ответ заявителю ФИО2, действовал в пределах своих полномочий, в силу должности, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определяет, что гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Пункт 4.15 Инструкции указывает дополнительно на право граждан снимать копии документов с использованием собственных технических средств, устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных лиц.
ФИО2, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, полагает, что действующее законодательство, а также указанные им в административном исковом заявлении конституционные нормы, нормы закона, предусматривают обязанность должностных лиц прокуратуры <адрес> знакомить лицо, осужденное к лишению свободы, с материалами, документами проверки, касающимися рассмотрения обращений, жалоб и находящимися в надзорном производстве, по месту отбытия наказания, путем направления материалов проверки или их ксерокопий.
По убеждению суда, материалы проверки по жалобе заявителя, поступившей в прокуратуру <адрес> 01.04.2020г., истребованные судом по ходатайству ФИО2, но обоснованно не представленные прокуратурой, не имеют отношения к предмету данного спора и нет необходимости для исследования их и приобщения к данному административному делу, поскольку заявитель ФИО2 обжалует факт не ознакомления его с материалами данной проверки по месту отбывания наказания, а суд не считает необходимым исследование данных материалов при рассмотрении настоящего спора.
Рассматривая доводы ФИО2, анализируя исследованные судом доказательства, представленные сторонами на предмет относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, учитывая нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений, обращений, жалоб граждан, суд приходит к выводу, что доказательства со стороны административного ответчика прокуратуры <адрес> являются допустимыми письменными доказательствами по делу и подтверждают объяснения представителя административного ответчика прокуратуры <адрес>ФИО1 в судебном заседании по существу заявленного административного иска, что мотивированный ответ на заявление ФИО2 был дан заявителю и направлен ему для вручения в установленные законом сроки и в предусмотренном законом порядке.
Согласно данного ответа, ФИО2, отбывающий наказание по приговору суда, не лишен возможности знакомиться с документами и материалами с соблюдением им порядка и условий отбывания наказания через своего представителя. Нарушения конституционных прав, законных интересов заявителя при рассмотрении должностными лицами прокуратуры <адрес> его обращения (заявления) от ДД.ММ.ГГГГ, судом не установлено.
Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" утверждена и введена в действие в целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан.
Сам по себе факт нахождения ФИО2 по месту отбытия наказания, объяснение заявителя об отсутствии у него представителя, ссылка на тяжелое материальное положение административного истца, не могут служить основанием для применения к ФИО2 должностными лицами прокуратуры <адрес> иного порядка при рассмотрении его заявления, чем это предусмотрено действующей Инструкцией.
Довод административного истца, что должностным лицам прокуратуры <адрес> при рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ следовало учесть конкретные, объективные обстоятельства, которые препятствуют ему лично осуществить свои права на ознакомление с материалами проверки по его жалобе и направить по месту отбывания им наказания материалы проверки в установленном законом порядке, не может быть принят во внимание при рассмотрении данного иска, поскольку на органы прокуратуры, должностных лиц прокуратуры не возложена обязанность направления материалов проверки либо снятия копий с материалов проверки и направление данных документов для ознакомления лицу по месту отбытия наказания.
Содержащаяся в п.4.15 Инструкции правовая норма не препятствует осужденному ФИО2 при отбытии им наказания осуществлять гарантированные права и свободы гражданина Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
По убеждению суда, ответ и.о. прокурора района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержит отказа заявителю в ознакомлении ФИО2 с материалами проверки. Снятие копии материалов проверки в соответствии с действующей Инструкцией заявитель вправе осуществлять с использованием собственных технических средств лично или через своего представителя, указанная обязанность на органы прокуратуры не возложена.
Таким образом, доказательств бездействия со стороны административных ответчиков прокуратуры <адрес>, должностного лица – заместителя прокурора <адрес>ФИО1, которым нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, административным истцом не представлено, следовательно, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
При таких обстоятельствах, на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 в удовлетворении административного иска к прокуратуре <адрес>, заместителю прокурора <адрес>ФИО1, прокуратуре <адрес> о признании отказа заместителя прокурора <адрес> и бездействия прокуратуры <адрес> в предоставлении для ознакомления материалов проведенной проверки по жалобе ФИО2, поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, и о возложении обязанности на заместителя прокурора <адрес>ФИО1, прокуратуру <адрес> устранить допущенные нарушения - предоставить для ознакомления материал проведенной проверки, по жалобе ФИО2, поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий, судья: (подпись)
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик