ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4489/19 от 12.11.2019 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело а-4489/2019

РЕШЕНИЕ СУДА

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ногинск

Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Дорохиной И.В.

при секретаре Пустыревой Н.В.,

с участием: административного истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел РФ «Ногинское» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету в связи с изменением места жительства, обязании зарегистрировать по месту жительства,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка Электростальского судебного района Московской области был расторгнут брак между административным истцом, ФИО1, и ФИО3, которые являются законными представителями несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Перемена фамилии несовершеннолетней ФИО9 на фамилию «ФИО5» произведена на основании распоряжения Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ При рождении место жительство несовершеннолетней ФИО4 было определенно по месту жительства отца- ФИО1 по адресу: <адрес>, где она имеет регистрацию по месту жительства. После распада семьи несовершеннолетняя дочь проживает с матерью КострицаМоскалевой О.А.. по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением своего места жительства административный истец, действуя за себя и как законный представитель несовершеннолетней дочери ФИО4, имеющей регистрацию по месту жительства по адресу регистрации отца, обратился в МУ МВД России «Ногинское» с заявлением о регистрации себя и своей дочери по новому месту жительства по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ МУ МВД России «Ногинское» в МБУ «МФЦ г.о. Черноголовка» возвращены документы на ФИО1 и его несовершеннолетнюю дочь ФИО4 со ссылкой на п. 58.2. Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (отсутствие документов, обязательное предоставление которых предусмотрено Административным регламентом).

Одновременно МУ МВД России «Ногинское» сообщило, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительство их законных представителей (родителей). Место жительство детей при раздельном проживании родителей устанавливается их соглашением. При этом законодательством РФ форма соглашения не определена. В данном случае предоставление паспортов обоих родителей выступает как мера, подтверждающая достигнутое соглашение.

Истец считает данный отказ незаконным и нарушающим его права на свободу передвижения и выбор места жительства, закрепленные в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».

Просит суд:

Признать незаконным отказ МУ МВД России «Ногинское» в предоставлении ФИО1 государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ в связи с изменением места жительства.

Обязать МУ МВД России «Ногинское» зарегистрировать ФИО1 по месту жительству по адресу: <адрес> снять его с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> связи с переменной места жительства.

Обязать МУ МВД России «Ногинское» зарегистрировать ФИО4ДД.ММ.ГГГГ по месту жительству по адресу: <адрес> снять её с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> связи с переменной места жительства отца.

В судебном заседании ФИО1, и его представитель по доверенности ФИО2 исковые требования поддержали, дали объяснения, аналогичные изложенным в иске и в установочной части решения суда.

Представитель Административного ответчика МУ МВД РФ «Ногинское», заинтересованное лицо ФИО7, извещенные надлежащим образом, в суд не явились, представили суду письменные возражения на административный иск.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка Электростальского судебного района Московской области был расторгнут брак между ФИО1 и ФИО3, которые являются законными представителями несовершеннолетней ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10,11).

Перемена фамилии несовершеннолетней ФИО9 на фамилию «ФИО5» произведена на основании распоряжения Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-р (л.д.12).

При рождении место жительство несовершеннолетней ФИО4 было определенно по месту жительства отца - ФИО1 по адресу: <адрес>, где она имеет регистрацию по месту жительства. После распада семьи несовершеннолетняя дочь проживает с матерью ФИО5 (ФИО6 по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением своего места жительства, ФИО1, действуя за себя и как законный представитель несовершеннолетней дочери ФИО4, имеющей регистрацию по месту жительства по адресу регистрации отца, обратился в МУ МВД России «Ногинское» с заявлением о регистрации себя и своей дочери по новому месту жительства по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ МУ МВД России «Ногинское» в МБУ «МФЦ г.о. Черноголовка» возвращены документы на ФИО1 и его несовершеннолетнюю дочь ФИО4 со ссылкой на п. 58.2. Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ, по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ (отсутствие документов, обязательное предоставление которых предусмотрено Административным регламентом). Одновременно МУ МВД России «Ногинское» сообщено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительство их законных представителей (родителей). Место жительство детей при раздельном проживании родителей устанавливается их соглашением. При этом законодательством РФ форма соглашения не определена. В данном случае предоставление паспортов обоих родителей выступает как мера, подтверждающая достигнутое соглашение (л.д.17).

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ. Ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

Статьей 2 указанного закона определенно, что снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства – это фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина РФ из места жительства. Согласно ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительство обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а в случаях, предусмотренных законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

Вместе с тем, согласно ст. 7 данного Закона снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета при изменении места жительства – на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.

Статья 8 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 содержит исчерпывающий перечень для ограничения прав гражданина выбирать место жительства, и только они могут служить основанием для ограничения права гражданина в получении государственной услуги в виде снятия с регистрационного учета в связи с изменением гражданина места жительства.

Таким образом, действующим законодательством на гражданина РФ возложена обязанность по регистрации по месту жительства, а также обязанность в уведомлении органа регистрационного учета об изменении регистрации в случае выбора иного места жительства.

Согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 изменение места жительства гражданина является основанием для снятия его с регистрационного учета по месту жительства. При изменении места жительства снятие с регистрационного учета по месту жительства осуществляется на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учете.

Согласно Административному регламенту МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденному Приказом МВД России от 31.12.2017 № 981 заявителями для получения государственной услуги, связанной с регистрацией по месту жительства и снятию с регистрационного учета по месту жительства являются граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста; один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина РФ – в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста.

В Постановлении от 02.02.1998, Конституционный Суд РФ признал, что институт регистрации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами РФ их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а потому уведомление гражданином органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным порядком является не только его правом, но и обязанностью. Согласно Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

В определении от 28 марта 2003 года по ходатайству МВД РФ об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, указал, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии, что является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище. (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2003 № 209-О).

Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Однако, ч. 1 ст. 70 ЖК РФ говорит о том, что на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение.

Исходя из принципа равенства прав и обязанностей родителей (п. 2 ст. 31 СК РФ), являющихся законными представителями своих несовершеннолетних детей, и отсутствия в законе установленной формы соответствующего соглашения, предполагается, что при совершении одним из родителей действий по вселению детей по месту своего жительства он действует с согласия другого родителя.

Для проведения регистрации требуется лишь заявление и документ-основание для вселения (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).

Представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое является его местом жительства.

Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).

Заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны) (п. 27 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288).

Таким образом, для регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства одного из родителей письменное согласие другого родителя не требуется.

При указанных обстоятельствах с учетом вышеуказанных положений закона суд приходит к выводу, что у МУ МВД России «Ногинское» отсутствовали правовые основания для ограничения прав ФИО1 в получении государственной услуги – регистрации по новому месту жительства в связи с переменой им места своего жительства.

Исходя из вышеуказанных положений закона, реализация прав одного родителя на свободу передвижения и выбор места жительства, изменение места жительства не может быть поставлена в зависимость от согласия или отсутствия такового от другого родителя, в том числе, предоставление документов, удостоверяющих его личность. Такого рода ограничения Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» не содержит.

ФИО1 не лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО4, в связи с чем, являясь её законным представителем в силу ч. 1 ст. 64 СК РФ, имел право обратиться в МУ МВД России «Ногинское» (через МФЦ) с заявлением о регистрации несовершеннолетнего ребенка по новому месту жительства в связи с изменением им своего места жительства, поскольку сохранение регистрации несовершеннолетней без кого-либо из родителей является нарушением требований ст. 20 ГК РФ, так как место жительство несовершеннолетних производно от места жительства их родителей.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 14,62,175-180, 219,290 КАС РФ,

решил:

Исковые требования ФИО1 к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел РФ «Ногинское» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету в связи с изменением места жительства, обязании зарегистрировать по мету жительства удовлетворить.

Признать незаконным отказ МУ МВД России «Ногинское» в предоставлении ФИО1 государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ в связи с изменением места жительства.

Обязать МУ МВД России «Ногинское» зарегистрировать ФИО1 по месту жительству по адресу: <адрес> снять его с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> связи с переменной места жительства.

Обязать МУ МВД России «Ногинское» зарегистрировать ФИО4ДД.ММ.ГГГГ по месту жительству по адресу: <адрес> снять её с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> связи с переменной места жительства отца.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Дорохина И.В.