ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-546/2023 от 21.08.2023 Терского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

а-546/2023

Решение вступило в законную силу

«____» _____________ 2023 года

Судья _____________ Х.Х. Даов

Решение

Именем Российской Федерации

резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2023 г.

мотивированное решение изготовлено <дата>

<дата>

г.<адрес>

Терский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - судьи Даова Х.Х.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> КБР Гашаева А.С.,

при секретаре с/з Кандроковой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> КБР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Местная администрация сельского поселения <данные изъяты>» Терского муниципального района КБР о признании незаконным действий (бездействия) и возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

<дата> прокурор <адрес> КБР обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, из содержания которого следует, что прокуратурой <адрес> КБР в апреле 2023 г. проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Терского муниципального района КБР требований бюджетного законодательства.

В ходе проведенной проверки в деятельности муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения <данные изъяты>» Терского муниципального района КБР (далее по тексту - МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР) выявлены нарушения требований бюджетного законодательства, а именно в нарушение ч. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества ()далее по тексту - Требования, утвержденных приказом Министерства Финансов Российской Федерации от <дата>н (далее по тексту - Приказ) местной администрацией сельского поселения Нижний Курп Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики не разработан и не утвержден нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного муниципального имущества.

В целях устранения выявленных нарушений, <дата> в адрес главы МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР внесено представление.

Вместе с тем, как следует из ответа руководителя МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР, указанные в представлении прокуратуры района требования об устранении нарушений фактически не исполнены, нарушения не устранены.

На основании изложенного прокурор <адрес> КБР в интересах неопределенного круга лиц, просит суд: признать незаконным бездействие МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР по неразработке и неутверждению нормативного правового акта, устанавливающего порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними муниципального имущества; обязать МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР разработать и утвердить нормативный правовой акт, устанавливающий порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними муниципального имущества.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Гашаев А.С. поддержал административное исковое заявление по основаниям в нем изложенным и просил его удовлетворить.

Административный ответчик МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР, надлежаще извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя в суд не обеспечило, об отложении рассмотрения дела суд не просило.

Неявка сторон (их представителей) в судебное заседание при условии их надлежащего извещения не может являться препятствием к рассмотрению дела в силу части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке административного судопроизводства суды рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

По смыслу приведенных норм требования административного истца, связанные с оспариванием бездействия МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, в связи с чем, данные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В силу положений ст.ст. 6, 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несёт процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своём отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании ч. 3 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Согласно ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные администраторы бюджетных средств составляют бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами

доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

В силу ч. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от <дата>н утверждены Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Указанный Приказ вступает в силу с <дата> и применяется, начиная с представления отчета за 2022 год.

В соответствии с п. 1 Требований общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества распространяются на: орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципального учреждения (орган-учредитель), при установлении Порядка; муниципальное учреждение при составлении и утверждении Отчета.

Согласно п. 7 Требований орган-учредитель при определении Порядка устанавливает следующие положения для составления и утверждения Отчета подведомственными ему учреждениями: порядок и сроки составления Отчета; порядок и сроки рассмотрения Отчета органом-учредителем; порядок и сроки внесения изменений в Отчет в случаях, предусмотренных органом- учредителем; требования о представлении промежуточных отчетов (при необходимости), с указанием периодичности (за квартал, полугодие) и сроков представления; перечень дополнительных материалов к Отчету (при необходимости).

В соответствии с п. 30 Требований отчеты учреждений, за исключением Отчетов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, утверждаются и представляются в сроки, установленные органом-учредителем, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, или первого рабочего дня, следующего за указанной датой.

Таким образом, бюджетным законодательством предусмотрена обязанность органа-учредителя разработать и принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного муниципального имущества.

Как следует из административного искового заявления, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> КБР проверки соблюдения органами местного самоуправления Терского муниципального района КБР требований бюджетного законодательства в деятельности МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР выявлены нарушения ч.5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 Требований, выразившиеся в не разработке и не утверждении нормативно-правового акта, устанавливающего порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного муниципального имущества.

По данному факту <дата> за исх.№ Прдп-429-23 прокуратурой <адрес> КБР в адрес главы МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР внесено представление об устранении нарушений требований бюджетного законодательства.

Согласно ответу главы МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР Абазова Р.Б. от <дата> за исх. вышеуказанное представление рассмотрено и удовлетворено в полном объеме, также указано, что в целях устранения подобных нарушений разрабатывается проект нормативно-правового акта по указанному вопросу.

Таким образом, указанные в представлении прокуратуры <адрес> КБР требования об устранении нарушений фактически не исполнены, нарушения не устранены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора <адрес> КБР в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР о признании незаконным действий (бездействия) и возложении обязанности по совершению определенных действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР (ИНН<данные изъяты>) по неразработке и неутверждению нормативного правового акта, устанавливающего порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними муниципального имущества.

Обязать МУ «Местная администрация с.<адрес>» Терского муниципального района КБР разработать и утвердить нормативный правовой акт, устанавливающий порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними муниципального имущества.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР через Терский районный суд КБР в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

Х.Х. Даов