Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, проанализировав содержание направленного ФГБУ «ФИПС» в адрес общества письма от 24.04.2017, суд, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 1514, пунктами 1, 9, 53, 54, 71, 72 Административногорегламента, пунктом 4 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 21, пунктами 1.6, 2.1, 6.2.1 Устава ФГБУ «ФИПС», утвержденного приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарнымзнакам от 24.05.2011 № 63, пришел к выводу, что при отсутствии у ФГБУ «ФИПС» полномочий на принятие решений об отказе в рассмотрении заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и при наличии в Административном регламенте указания на то, что названная административная процедура осуществляется Роспатентом, соответствующее решение в форме уведомления от 24.04.2017 принято неуполномоченным лицом, в связи
повторное заявление компании ФИПС уведомлением от 02.05.2017 повторно указал на необходимость уплаты пошлины. Компания, ссылаясь на неправомерность отказа в рассмотрении заявления от 07.02.2017 и на нарушение его прав и законных интересов, обратилась в Суд по интеллектуальным правам с настоящим заявлением. Оценив представленные в дело доказательства, Суд по интеллектуальным правам руководствовался статьями 13, 1514 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Административногорегламента и признал бездействие Роспатента незаконным. Суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии у ФИПС полномочия на принятие решений об отказе в рассмотрении заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарногознака , которое согласно Административному регламенту осуществляется Роспатентом, решение ФИПС в форме уведомления от 24.04.2017 было принято неуполномоченным лицом и не может быть признано соответствующим действующему законодательству; бездействие Роспатента, выразившееся в не рассмотрении в установленные Административным регламентом порядке и сроки заявления компании, в рассматриваемом случае подлежит признанию незаконным. В то же время, учитывая, что Роспатент фактически рассмотрел заявление компании
юридически значимых действий. При этом самостоятельным правом на осуществление юридически значимых действий от имени Роспатента, в том числе на принятие решений об отказе в продлении срока действия исключительного права на товарный знак, ФГБУ «ФИПС» не наделено. Как следует из вышеприведенных пунктов Административногорегламента, отказ в продлении срока действия исключительного права на товарный знак является юридически значимым действием, которое завершает административную процедуру по рассмотрению соответствующих заявлений. Уведомления об отказе в осуществлении юридически значимого действия от 19.01.2017 подписаны государственным экспертом ФГБУ «ФИПС» ФИО4, то есть исходят от ФГБУ «ФИПС». Таким образом, при отсутствии у ФГБУ «ФИПС» полномочий на принятие решений об отказе в продлении срока действия исключительного права на товарныйзнак от имени Роспатента соответствующие решения в форме уведомлений от 19.01.2017 приняты неуполномоченным лицом, в связи с чем не могут быть признаны соответствующим действующему законодательству, в том числе пунктам 69, 71 и 72 Административного регламента. Учитывая незаконность названных решений, не могут быть
Указанные обстоятельства являются достаточными для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными. Кроме того, коллегия судей также считает необходимым отметить, что Роспатент, направив 29.01.2018 в адрес Гумеровой А.Р. письма об отзыве уведомлений от 19.01.2017, как направленных в нарушение Административногорегламента, фактически признал противоправность этих решений. Учитывая названные обстоятельства, действия Роспатента по внесению 06.06.2017 записи в Государственный реестр товарных знаков о прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации № 338430 в связи с истечением срока действия исключительного права на этот товарный знак, совершенные на основании направленных ФГБУ «ФИПС» 19.01.2017 уведомления об отказе в рассмотрении поступившего 19.10.2016 ходатайства о предоставлении шестимесячного срока для подачи заявления о продлении срока действия исключительного права на указанный товарныйзнак и уведомления об отказе в рассмотрении поступившего 19.10.2016 заявления о продлении срока действия исключительного права на этот товарный знак, подлежат признанию незаконными. В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной
юридически значимых действий. При этом самостоятельным правом на осуществление юридически значимых действий от имени Роспатента, в том числе на принятие решений об отказе в продлении срока действия исключительного права на товарный знак, ФГБУ «ФИПС» не наделено. Как следует из вышеприведенных пунктов Административногорегламента, отказ в продлении срока действия исключительного права на товарный знак является юридически значимым действием, которое завершает административную процедуру по рассмотрению соответствующих заявлений. Уведомления об отказе в осуществлении юридически значимого действия от 13.01.2017 подписаны государственным экспертом ФГБУ «ФИПС» ФИО4, то есть исходят от ФГБУ «ФИПС». Таким образом, при отсутствии у ФГБУ «ФИПС» полномочий на принятие решений об отказе в продлении срока действия исключительного права на товарныйзнак от имени Роспатента соответствующие решения в форме уведомлений от 13.01.2017 приняты неуполномоченным лицом, в связи с чем не могут быть признаны соответствующим действующему законодательству, в том числе пунктам 69, 71 и 72 Административного регламента. Учитывая незаконность названных решений, не могут быть
течение шести месяцев со дня направления указанного уведомления представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов (пункт 105). В соответствии с пунктом 111 Административного регламента административная процедура в случае направления уведомления по пункту 105 включает: 1) проверку соблюдения установленного законодательством Российской Федерации срока представления доводов заявителя, поступивших в ответ на уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства Российской Федерации; 2) рассмотрение доводов заявителя, поступивших в ответ на уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства Российской Федерации. Максимальный срок рассмотрения доводов заявителя, поступивших в ответ на уведомление, предусмотренное пунктом 105 настоящего Регламента, составляет два месяца со дня получения указанных доводов заявителя (пункт 112). Только по результатам проведения всех вышеперечисленных процедур ФИПС будет подготовлено заключение к решению о государственной регистрации товарногознака , если установлено, что заявленное обозначение соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации для целей регистрации товарного знака в отношении всех товаров, указанных в перечне товаров.
интересы. Указанные обстоятельства являются достаточными для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными. Кроме того, коллегия судей также считает необходимым отметить, что Роспатент, направив в адрес Гумеровой А.Р. письма об отзыве уведомлений от 16.01.2017, как направленных в нарушение Административногорегламента, фактически признал противоправность этих решений. Учитывая названные обстоятельства, действия Роспатента по внесению 25.05.2017 записи в Государственный реестр товарных знаков о прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации № 339095 в связи с истечением срока действия исключительного права на этот товарный знак, совершенные на основании направленных ФГБУ «ФИПС» 16.01.2017 уведомления об отказе в рассмотрении поступившего 19.10.2016 ходатайства о предоставлении шестимесячного срока для подачи заявления о продлении срока действия исключительного права на указанный товарныйзнак и уведомления об отказе в рассмотрении поступившего 19.10.2016 заявления о продлении срока действия исключительного права на этот товарный знак, подлежат признанию незаконными. В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной
об отказе в государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, договоров и сделок принимаются непосредственно Роспатентом и подписываются его руководителем или уполномоченными им должностными лицами. В свою очередь, во всех административныхрегламентах Роспатента полномочия ФГБУ «ФИПС» определены как обеспечение подготовки проектов документов, связанных с исполнением Роспатентом государственной функции по оказанию государственных услуг, для дальнейшего подписания их руководителем Роспатента или уполномоченными им должностными лицами. Аналогичные положения содержатся и в Уставе ФГБУ «ФИПС», утвержденном приказом Минобрнауки и Роспатента от 24 мая 2011 г. № 63, согласно которому предметом деятельности Института является проведение подготовительных работ для осуществления учредителем юридически значимых действий, связанных с правовой охраной и защитой следующих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарныхзнаков , знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, программ для электронных вычислительных машин (в дальнейшем именуемых - программы для ЭВМ), баз данных и топологий интегральных микросхем (в дальнейшем именуемых - топологии ИМС)
базу данных без договора предоставляется Роспатентом непосредственно или с привлечением подведомственного ему ФИПС для проведения подготовительных работ в целях осуществления Роспатентом юридически значимых действий по предоставлению государственной услуги (п. 9, 10 Административногорегламента № 707). Согласно п. 2.1, п. 4.1 приложения № 1 к приказу директора ФИПС от <данные изъяты>Услуги, предоставляемые ФИПС на платной основе» предоставление в течение 30 календарных дней копий документов из дела договора о передаче исключительного права, договора о предоставлении права на использование, из дела о переходе исключительного права без договора. <данные изъяты> Как установлено судом, на официальном интернет-портале государственных <данные изъяты> в разделе ведомства «Федеральная служба по интеллектуальной собственности» предоставлена возможность получить государственную услугу по ознакомлению с документами заявки на государственную регистрацию товарногознака . Также предоставлена возможность получить государственную услугу по государственной регистрации перехода исключительного права на товарный знак. Самостоятельной услуги по получению заверенных копий договора на отчуждение исключительного права на товарной знак интернет-портал