ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Добыча полезных ископаемых несколькими недропользователями - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо МПР РФ от 08.10.1996 N ВБ-61/2594 <О Методических рекомендациях по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 6-гр (нефть, газ, компоненты) и Рекомендациях о порядке перевода забалансовых запасов нефти, газа и содержащихся в них компонентов в балансовые>
государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; - территориальному геологическому фонду; - Российскому федеральному геологическому фонду. 6.2. К годовому отчетному балансу запасов недропользователь прилагает пояснительную записку, составленную в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, а также копии актов и решений, составленные по форме соответствующих приложений к Положению о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых: - материалы, обосновывающие прирост и перевод запасов нефти, газа, компонентов за отчетный год, и отчеты о выполнении задания по приросту запасов нефти, газа и конденсата. 6.3. По месторождениям, на которых ведется добыча нефти или газа несколькими недропользователями в соответствии с полученными лицензиями, годовой отчетный баланс проверяет и уточняет предприятие-оператор. 6.4. Залежи, на которые отсутствуют лицензии, передаются территориальному органу управления фондом недр в нераспределенный фонд. 6.5. Территориальные (региональные) органы управления государственным фондом недр составляют отчетные балансы по форме N 6-гр (нефть, газ, компоненты) по нераспределенному фонду недр и не позднее 5 февраля высылают
Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2002 N 1742-р <Об использовании в 2002 году средств, полученных загранучреждениями МИД России от разрешенных видов деятельности, на выполнение работ по проектированию и строительству комплекса зданий и сооружений для Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан>
налогов и платежей Расчет проводится на основе системы налогообложения, действующей на дату подготовки ПТД, приводятся перечень и ставки налогов, сборов и иных обязательных платежей. Проводится анализ применимых понижающих коэффициентов к налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), тарифных льгот, в том числе особых формул расчета вывозных таможенных пошлин и другим платежам в бюджеты Российской Федерации различных уровней. Излагается информация (или указываются соответствующие разделы и таблицы проектного документа) о наличии или отсутствии оснований для применения пониженных ставок налогов или особых формул расчета вывозных таможенных пошлин. Расчет НДПИ приводится в соответствии с таблицами 59 и 60 Приложения 3 к настоящим Методическим рекомендациям. В случае реализации проекта в режиме соглашения о разделе продукции (далее - СРП), расчет доходов недропользователя и государства проводится в соответствии с применимыми условиями СРП. 6.11.1.4. Оценка капитальных, текущих, эксплуатационных и внереализационных расходов Обосновываются удельные значения капитальных, текущих и внереализационных (ликвидационных) затрат. При расчете капитальных затрат по объектам
Определение № 305-ЭС21-3696 от 10.11.2021 Верховного Суда РФ
разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами. Частью 2 статьи 40 Закона о недрах предусмотрено, что минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами (часть 3 статьи 40 Закона о недрах). Согласно пункту 5.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, оформленной Министерством 18.01.2019, размер разового платежа за право пользования участком недр местного значения, установленный по результатам аукциона, составляет 797 332 365 руб. Недропользователь обязан не позднее 17.02.2019 уплатить разовый платеж в сумме 776 459 790 руб. за право пользования участком недр за вычетом задатка, уплаченного недропользователем в обеспечение участия в аукционе, в размере 20 872 575 руб. Пунктом 3 части 1 статьи 20
Постановление № А42-2625/17 от 09.08.2018 АС Северо-Западного округа
акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Как указывает налоговый орган, Общество в соответствии с учетной политикой применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 339 НК РФ должно определять его количество с учетом фактических потерь. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение по НДПИ производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Инспекция обращает внимание на то, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) и Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
Постановление № А32-41126/18 от 23.12.2021 АС Северо-Кавказского округа
принятия судом апелляционной инстанции постановления принять решение о предоставлении обществу в аренду на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение от 10.03.2021 вынесено судом первой инстанции при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права. Согласно представленной обществом выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 имеет вид разрешенного использования – для добычи полезных ископаемых, который соответствует цели использования, указанной в заявлении недропользователя о предоставлении его в аренду. Материалы дела, в частности, представленные администрацией документы территориального планирования муниципального образования Родниковского сельского поселения Курганинского района, подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 расположен в границах лицензионного контура в соответствии с лицензией на недропользование, выданной обществу (действующей) до 2032 года. Соответственно, указанный земельный участок с учетом лицензии на недропользование, выданной обществу, должен быть предоставлен обществу в аренду. В соответствии с подпунктом 20 пункта
Постановление № А21-11928/2021 от 19.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
лицензии данным пользователем недр. Интересы государства как собственника недр, наряду с иным, обеспечиваются возможностью отказа пользователю недр в продлении срока пользования участком недр в случае нарушения им условий лицензии на недропользование (статья 1.2, часть третья статьи 10 Закона о недрах) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2021 № 575-0). Таким образом, для соблюдения требований Закона о недрах необходимо одновременно соблюдение следующих условий: наличие акта разработки месторождения и добычи полезного ископаемого, необходимость продления срока действия лицензии для завершения разработки месторождения, отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензии. При этом Закон о недрах не устанавливает требований относительно сроков давности допущенных нарушений, характера допущенных нарушений, а связывает возможность продления срока пользования участком недр только с фактом наличия или отсутствия нарушений условий лицензии недропользователем в период действия лицензии. Как следует из материалов дела, основанием для принятия Министерством решения об отказе в продлении срока действия лицензии послужили нарушения Обществом условий Лицензионного соглашения, допущенные в период
Постановление № 17АП-10259/2022-АК от 27.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
содержанием в ней золота - 49488 гр, серебра - 192500 гр. В соответствии с данными налоговой декларации по НДПИ в январе 2021 года добыто 1968000 кг золотосеребряной руды с содержанием в ней золота - 4519 гр, серебра - 10100 гр. Осуществляя добычу золотосеребряной руды, Общество реализует драгоценные металлы в сырье. При этом, учет добытых драгоценных металлов осуществляет по содержанию в добытом сырье химически чистого золота и серебра. В целях недропользования и добычи полезных ископаемых в 2019 году недропользователем разработан технический проект разработки Саумского медно-цинкового месторождения открытым способом. В соответствии с разделом 2.5 технического проекта Саумское месторождение характеризуется медными и медно -цинковыми рудами, цинковыми рудами, серными рудами и золотосодержащими рудами. Согласно разделу 2.6 технического проекта руды Саумского месторождения являются комплексными. Кроме основных полезных ископаемых - меди, цинка и серы, руды содержат попутные полезные ископаемые и попутные компоненты I и III групп. К попутным полезным компонентам III группы относятся золото и
Постановление № А81-5102/16 от 20.04.2017 АС Ямало-Ненецкого АО
и отражением результатов. При этом каких-либо сомнений в понимании указанного условия пользования недрами у заявителя не возникло (обратное не доказано). Без определения показателя потерь полезных ископаемых (часть балансовых запасов твердых полезных ископаемых, не извлеченная при разработке месторождения или утраченная в процессе добычи и переработки) нельзя говорить о достоверности учета добываемых полезных ископаемых. Избежать потерь полезного ископаемого при разработке практически невозможно. Потери определяются замерами в натуре или по маркшейдерским планам и разрезам при достоверном оконтуривании и опробовании залежей или очистных участков. Поскольку заявителем не определялся в проверяемом периоде такой показатель как «потери полезных ископаемых», не представлены соответствующие акты маркшейдерских замеров, а также не представлены иные документы, подтверждающие осуществление недропользователем подсчета (учета) оставленных в недрах запасов, потерь полезных ископаемых за проверенный период, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невыполнении обществом такого условия пользования недрами, как достоверный учет извлекаемых полезных ископаемых (в соответствии с установленной учетной политикой на предприятии), а
Решение № 2-3367/2021 от 30.07.2021 Ногинского городского суда (Московская область)
изъяты> тыс. руб. Также городской прокуратурой генеральному директору ООО «СтройСигма» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления об устранении нарушений закона ООО «СтройСигма» нарушения не устранены. Документы необходимые для использования земельных участков с кадастровыми номерами № разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных не оформлены, категория и вид разрешенного использования земельных участков на категорию допускающую их использование по целевому назначению не изменены. Добыча полезных ископаемых не перекрашена. В соответствии с п. 3.3 Условий пользования недрами, недропользователь обязан осуществлять разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на земельных участках, целевое назначение и вид разрешенного использования которых позволяет использовать земельные участки для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. В соответствии с п. 3.9 Условий пользования недрами, запрещается проведение работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных в контуре границ блока С1-1 до выполнения недропользователем требований пунктов 3.4 - 3.6, то есть до
Решение № 7-351/2021 от 02.06.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
целью освобождения недропользователя от обложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в части этих потерь. В соответствии со ст. 342 части второй НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации № 921 от 29.12.2001 (ред. от 03.02.2012) утверждены «Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила № 921). В соответствии с Правилами № 921 нормативы потерь при добыче твердых полезных ископаемых, а также подземных вод должны утверждаться недропользователями в составе проектной документации. Согласно п. 2 Правил № 921 нормативы потерь подземных вод при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин и ежегодно утверждаются недропользователем в составе проектной документации, после ее согласования с комиссией, созданной Роснедра или их соответствующим территориальным органом, в соответствии со ст. 23.2 Закона о недрах. Нормативы потерь твердых
Решение № 12-345/2021 от 24.01.2022 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)
Минераловодского городского суда от .............. по делу .............., Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от .............., установлено, что общество, осуществляющее эксплуатацию скважины .............. Змейкинского месторождения с целью добычи минеральной воды для бальнеологических и промышленных целей, а не с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является недропользователем, на правоотношения по недропользованию, в основе которых лежит технологическая схема, содержащая описание технологии порядка добычи полезного ископаемого - минеральной воды, учета объемов добычи, образования технологических потерь, порядка их утилизации и т.п действие порядка, утвержденного приказом Минприроды России от .............. .............., регламентирующего водопользование, не распространяется.То есть общество, как недропользователь , не обязано исполнять требования Приказа Минприроды России от .............. .............., предоставлять в отдел водных ресурсов по .............. Кубанского бассейнового водного управления сведения по форме 3.1, 1.2, 1.5-1.6, что указывает на отсутствие события вменного правонарушения в виде не обеспечения с 2018 года по настоящее время ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по форме 1.2