ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Добыча полезных ископаемых несколькими недропользователями - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо МПР РФ от 08.10.1996 N ВБ-61/2594 <О Методических рекомендациях по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 6-гр (нефть, газ, компоненты) и Рекомендациях о порядке перевода забалансовых запасов нефти, газа и содержащихся в них компонентов в балансовые>
государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; - территориальному геологическому фонду; - Российскому федеральному геологическому фонду. 6.2. К годовому отчетному балансу запасов недропользователь прилагает пояснительную записку, составленную в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, а также копии актов и решений, составленные по форме соответствующих приложений к Положению о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых: - материалы, обосновывающие прирост и перевод запасов нефти, газа, компонентов за отчетный год, и отчеты о выполнении задания по приросту запасов нефти, газа и конденсата. 6.3. По месторождениям, на которых ведется добыча нефти или газа несколькими недропользователями в соответствии с полученными лицензиями, годовой отчетный баланс проверяет и уточняет предприятие-оператор. 6.4. Залежи, на которые отсутствуют лицензии, передаются территориальному органу управления фондом недр в нераспределенный фонд. 6.5. Территориальные (региональные) органы управления государственным фондом недр составляют отчетные балансы по форме N 6-гр (нефть, газ, компоненты) по нераспределенному фонду недр и не позднее 5 февраля высылают
Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2002 N 1742-р <Об использовании в 2002 году средств, полученных загранучреждениями МИД России от разрешенных видов деятельности, на выполнение работ по проектированию и строительству комплекса зданий и сооружений для Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан>
налогов и платежей Расчет проводится на основе системы налогообложения, действующей на дату подготовки ПТД, приводятся перечень и ставки налогов, сборов и иных обязательных платежей. Проводится анализ применимых понижающих коэффициентов к налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), тарифных льгот, в том числе особых формул расчета вывозных таможенных пошлин и другим платежам в бюджеты Российской Федерации различных уровней. Излагается информация (или указываются соответствующие разделы и таблицы проектного документа) о наличии или отсутствии оснований для применения пониженных ставок налогов или особых формул расчета вывозных таможенных пошлин. Расчет НДПИ приводится в соответствии с таблицами 59 и 60 Приложения 3 к настоящим Методическим рекомендациям. В случае реализации проекта в режиме соглашения о разделе продукции (далее - СРП), расчет доходов недропользователя и государства проводится в соответствии с применимыми условиями СРП. 6.11.1.4. Оценка капитальных, текущих, эксплуатационных и внереализационных расходов Обосновываются удельные значения капитальных, текущих и внереализационных (ликвидационных) затрат. При расчете капитальных затрат по объектам
Определение № 305-ЭС21-3696 от 10.11.2021 Верховного Суда РФ
разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами. Частью 2 статьи 40 Закона о недрах предусмотрено, что минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами (часть 3 статьи 40 Закона о недрах). Согласно пункту 5.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, оформленной Министерством 18.01.2019, размер разового платежа за право пользования участком недр местного значения, установленный по результатам аукциона, составляет 797 332 365 руб. Недропользователь обязан не позднее 17.02.2019 уплатить разовый платеж в сумме 776 459 790 руб. за право пользования участком недр за вычетом задатка, уплаченного недропользователем в обеспечение участия в аукционе, в размере 20 872 575 руб. Пунктом 3 части 1 статьи 20
Постановление № А42-2625/17 от 09.08.2018 АС Северо-Западного округа
акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Как указывает налоговый орган, Общество в соответствии с учетной политикой применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 339 НК РФ должно определять его количество с учетом фактических потерь. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение по НДПИ производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Инспекция обращает внимание на то, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) и Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
Постановление № А32-41126/18 от 23.12.2021 АС Северо-Кавказского округа
принятия судом апелляционной инстанции постановления принять решение о предоставлении обществу в аренду на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение от 10.03.2021 вынесено судом первой инстанции при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права. Согласно представленной обществом выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 имеет вид разрешенного использования – для добычи полезных ископаемых, который соответствует цели использования, указанной в заявлении недропользователя о предоставлении его в аренду. Материалы дела, в частности, представленные администрацией документы территориального планирования муниципального образования Родниковского сельского поселения Курганинского района, подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 расположен в границах лицензионного контура в соответствии с лицензией на недропользование, выданной обществу (действующей) до 2032 года. Соответственно, указанный земельный участок с учетом лицензии на недропользование, выданной обществу, должен быть предоставлен обществу в аренду. В соответствии с подпунктом 20 пункта
Постановление № А21-11928/2021 от 19.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
лицензии данным пользователем недр. Интересы государства как собственника недр, наряду с иным, обеспечиваются возможностью отказа пользователю недр в продлении срока пользования участком недр в случае нарушения им условий лицензии на недропользование (статья 1.2, часть третья статьи 10 Закона о недрах) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2021 № 575-0). Таким образом, для соблюдения требований Закона о недрах необходимо одновременно соблюдение следующих условий: наличие акта разработки месторождения и добычи полезного ископаемого, необходимость продления срока действия лицензии для завершения разработки месторождения, отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензии. При этом Закон о недрах не устанавливает требований относительно сроков давности допущенных нарушений, характера допущенных нарушений, а связывает возможность продления срока пользования участком недр только с фактом наличия или отсутствия нарушений условий лицензии недропользователем в период действия лицензии. Как следует из материалов дела, основанием для принятия Министерством решения об отказе в продлении срока действия лицензии послужили нарушения Обществом условий Лицензионного соглашения, допущенные в период
Постановление № 17АП-10259/2022-АК от 27.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
содержанием в ней золота - 49488 гр, серебра - 192500 гр. В соответствии с данными налоговой декларации по НДПИ в январе 2021 года добыто 1968000 кг золотосеребряной руды с содержанием в ней золота - 4519 гр, серебра - 10100 гр. Осуществляя добычу золотосеребряной руды, Общество реализует драгоценные металлы в сырье. При этом, учет добытых драгоценных металлов осуществляет по содержанию в добытом сырье химически чистого золота и серебра. В целях недропользования и добычи полезных ископаемых в 2019 году недропользователем разработан технический проект разработки Саумского медно-цинкового месторождения открытым способом. В соответствии с разделом 2.5 технического проекта Саумское месторождение характеризуется медными и медно -цинковыми рудами, цинковыми рудами, серными рудами и золотосодержащими рудами. Согласно разделу 2.6 технического проекта руды Саумского месторождения являются комплексными. Кроме основных полезных ископаемых - меди, цинка и серы, руды содержат попутные полезные ископаемые и попутные компоненты I и III групп. К попутным полезным компонентам III группы относятся золото и
Постановление № А81-5102/16 от 20.04.2017 АС Ямало-Ненецкого АО
и отражением результатов. При этом каких-либо сомнений в понимании указанного условия пользования недрами у заявителя не возникло (обратное не доказано). Без определения показателя потерь полезных ископаемых (часть балансовых запасов твердых полезных ископаемых, не извлеченная при разработке месторождения или утраченная в процессе добычи и переработки) нельзя говорить о достоверности учета добываемых полезных ископаемых. Избежать потерь полезного ископаемого при разработке практически невозможно. Потери определяются замерами в натуре или по маркшейдерским планам и разрезам при достоверном оконтуривании и опробовании залежей или очистных участков. Поскольку заявителем не определялся в проверяемом периоде такой показатель как «потери полезных ископаемых», не представлены соответствующие акты маркшейдерских замеров, а также не представлены иные документы, подтверждающие осуществление недропользователем подсчета (учета) оставленных в недрах запасов, потерь полезных ископаемых за проверенный период, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невыполнении обществом такого условия пользования недрами, как достоверный учет извлекаемых полезных ископаемых (в соответствии с установленной учетной политикой на предприятии), а
Решение № 7-351/2021 от 02.06.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
целью освобождения недропользователя от обложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в части этих потерь. В соответствии со ст. 342 части второй НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации № 921 от 29.12.2001 (ред. от 03.02.2012) утверждены «Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила № 921). В соответствии с Правилами № 921 нормативы потерь при добыче твердых полезных ископаемых, а также подземных вод должны утверждаться недропользователями в составе проектной документации. Согласно п. 2 Правил № 921 нормативы потерь подземных вод при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин и ежегодно утверждаются недропользователем в составе проектной документации, после ее согласования с комиссией, созданной Роснедра или их соответствующим территориальным органом, в соответствии со ст. 23.2 Закона о недрах. Нормативы потерь твердых