ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Доступность для инвалидов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А49-15958/2016 от 16.03.2018 Верховного Суда РФ
использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в полном объеме всех помещений, связанных с получением соответствующих услуг. Ограниченное приспособление зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее – МГН) возможно только в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений. В соответствии с подпунктом «з» части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе материалов представляемой для выдачи разрешения на строительство проектной документации должен
Определение № А33-19708/20 от 19.05.2021 Верховного Суда РФ
об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из обжалуемых судебных актов, пунктом 25 приказа службы от 20.03.2020 № 136 на университет, как законного владельца объекта культурного наследия «Учебное заведение», рубеж XIX-XX вв. (<...>), возложено требование об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Университет оспорил указанный пункт ненормативного правового акта в судебном порядке. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказа Минкультуры России от 20.11.2015 № 2834
Постановление № 13АП-18901/2015 от 21.09.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Часть 4 ст. 14.1 Кодекса предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Статьей 9.13 Кодекса предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. При этом норма ст. 9.13 Кодекса будет являться специальной по отношению к общей норме ч. 4 ст. 14.1 Кодекса. Приведенная правовая
Постановление № А56-348/17 от 11.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Факт неисполнения ответчиком обязательств по контракту подтверждается материалами дела и им не оспаривается. Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что поставщик был лишен возможности осуществить поставку товара одной партией в установленные контрактом сроки по вине истца. Как следует из материалов дела, поставка товара в рамках контракта должна обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в сферах установленной деятельности, так как объектом закупки являлось оборудование по адаптации и обеспечению доступности для маломобильных групп населения в рамках реализации мероприятий по программе «Доступная среда». Между тем, из условий спецификации и условий контракта не ясно, какая визуальная, тактильная и текстовая информация должна быть нанесена на тактильные средства отображения информации, предназначенные для информационного обеспечения инвалидов и беспрепятственного доступа к объекту в рамках программы «Доступная
Постановление № А49-15958/16 от 16.11.2017 АС Поволжского округа
кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в полном объеме всех помещений, связанных с получением соответствующих услуг. Ограниченное приспособление зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее – МГН) возможно только в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений. В соответствии с подпунктом «з» части 7 статьи 51 ГрК РФ в составе материалов представляемой для выдачи разрешения на строительство проектной документации должен содержаться перечень
Постановление № А56-21474/17 от 22.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, при вынесении обжалуемого судебного акта судом нарушены нормы материального и процессуального права, не применил нормы закона, подлежащего применению, в частности, судом не исследовались обстоятельства, из-за которых произошла непоставка товара в установленный контрактом срок, не исследовалось, имелось ли виновное поведение у поставщика, как основание для предъявления Учреждением штрафа. Объектом закупки являлось оборудование по адаптации и обеспечению доступности для маломобильных групп населения, поставка товара должна была обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в сферах установленной деятельности. На момент подписания Контракта ответчик не располагал сведениями об информации (текстовой, навигационной, шрифтом Брайля), подлежащей нанесению на поставляемый товар. При рассмотрении дела суд не установил, мог ли поставщик исполнить Контракт от 14.07.2016 № 35/ЦСР/2016 надлежащим образом без предоставления заказчиком по Контракту сведений о графике работы учреждения, о плане помещения, путях движения инвалидов. Таким образом, по мнению ответчика, непоставка товара поставщиком была
Постановление № А46-20027/17 от 11.09.2018 АС Западно-Сибирского округа
и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (статья 15 Закона № 181-ФЗ). Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии с частью 8 статьи 15 Закона № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо,
Решение № 2-29/18 от 25.01.2018 Октябрьского городского суда (Самарская область)
сооружений для маломобильных групп населения»", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №, в здании ГБОУ СОШ №11 по ул. 3-го Октября, 17 отсутствуют колесоотбойники у пандуса у входа в здание, входная площадка не оборудована навесом, материалом, не допускающим скольжение, у входа отсутствует кнопка вызова персонала, высота элемента порога превышает 0,014 м., при входе в здание на двери не имеется яркой контрастной маркировки и отсутствует символ, указывающий на доступность для инвалидов . В здании на соответствующих участках пола на путях движения отсутствуют тактильные указатели и/или ярко окрашенная поверхность, световые маячки, поручни лестниц не имеют округлую форму диаметром от 0,04 до 0,06 м. и рельефное обозначение этажей, а так же предупредительные полосы об окончании перил. Аналогичным образом в нарушение указанного законодательства в СП ГБОУ СОШ №11 по адресу ул. 3-го Октября, 11 у входа отсутствует кнопка вызова персонала, высота элемента порога превышает 0,014 м., при