ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Экономический субъект - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС22-4753 от 09.08.2022 Верховного Суда РФ
с другими субъектами, упомянутый запрет в силу части 6 статьи 1 Закона о торговле и части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции применяется в отношении поведения группы лиц, которая согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - постановление Пленума № 2) для целей применения антимонопольных запретов по общему правилу рассматривается как один участник рынка (единый экономический субъект ). Правовым последствием нарушения запрета на получение дополнительной площади торговых объектов согласно части 2 статьи 14 Закона о торговле является ничтожность соответствующей сделки и возможность применения последствий ее недействительности по иску заинтересованного лица, в том числе по иску антимонопольного органа. По смыслу приведенных норм, запрет на приобретение (аренду) дополнительной площади торговых объектов направлен против монополизации розничного рынка потребительских товаров, то есть на исключение ситуаций, при которых условия обращения товаров, включая их ассортимент, качество и
Определение № А50-27524/19 от 30.11.2020 Верховного Суда РФ
Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах), пришли к выводу о том, что оспариваемые акты антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителей. Судебные инстанции исходили из того, что организации ООО «Эколог-Групп» и ООО «ОЛДИ-УРАЛ» не являются конкурентами, в целях антимонопольного регулирования и запрета картелей такие лица, по сути, рассматриваются как единый экономический субъект , в связи с чем, к их соглашениям невозможно применить положения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Ссылка заявителя на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора. Несогласие управления с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права,
Определение № А63-1102/2021 от 07.04.2022 Верховного Суда РФ
проведенный управлением, соответствует требованиям Федеральной антимонопольной службы, установленным приказом от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», доказательств, опровергающих данное обстоятельство, заявителем не представлено. Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, суды исходили из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что участники закупок представляют собой холдинг, подконтрольный одному лицу, в силу чего создают единый экономический субъект , на который требования части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не распространяются, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. Приведенные доводы направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что не может служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного
Апелляционное определение № АПЛ21-222 от 01.07.2021 Верховного Суда РФ
от 20 апреля 2021 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. Не согласившись с таким решением, ФИО2 в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Считает неправомерным вывод суда о том, что из содержания взаимосвязанных положений Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и Федерального закона «О бухгалтерском учете» следует, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в том числе в случае, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность представления и публикации такой отчетности. Указание в обжалуемом решении на то, что оспариваемым положением установлены порядок и срок размещения товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за квартал в Системе при ее формировании, считает ошибочным, так как Приказ не содержит формулировки «при ее формировании». В апелляционной жалобе повторила свои доводы, изложенные в административном исковом заявлении. В суд апелляционной инстанции административный
Постановление № А55-27633/19 от 21.04.2022 АС Поволжского округа
всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов. При этом в силу пункта 1 статьи 44 Закона № 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно. В соответствии с частью 1 статьи 6 и частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) общество как экономический субъект обязано вести бухгалтерский учет, оформляя все проводимые им хозяйственные операции оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами для ведения бухгалтерского учета. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете. В силу части 1 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом
Постановление № А56-120733/2022 от 16.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно. В силу п.п. 23-27 приказа Минфина России от 16.04.2021 № 62н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» экономический субъект должен хранить подлинники документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, за исключением случаев, установленных законодательством РФ. Документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены. Перевод документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения не допускается. Экономический субъект должен хранить документы бухгалтерского учета, а также данные, содержащиеся в таких документах, и размещать базы указанных данных на территории РФ.
Постановление № Ф03-5333/2023 от 21.11.2023 АС Дальневосточного округа
имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения; ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об изменениях в составе имущества должника. Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет; бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Согласно статье 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество, в том числе, обязано хранить документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе. В силу пункта 3 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту
Постановление № Ф03-387/2024 от 27.02.2024 АС Дальневосточного округа
2 статьи 126 и пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве следует, что процедура передачи и принятия документации, печатей, штампов, материальных ценностей является двухсторонней и должна сопровождаться составлением соответствующего документа. Указанные действия осуществляются в целях проведения конкурсного производства. Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет; бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Согласно статье 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью) общество, в том числе, обязано хранить документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе. В силу пункта 3 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект должен обеспечить безопасные
Решение № 2-1213/18 от 06.02.2018 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 год и предоставить ее в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ООО «Альянс лес» (ИНН №) зарегистрировано в Межрайонной ИФНС №23 по Красноярскому краю 15.10.2014 года, руководителем общества является ФИО1 ФИО8. В соответствии с ч.1, ч.3 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 года. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. В соответствии с п.13 Положения отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Крайним сроком предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год является 31.03.2017 года. Согласно сведениям ИФНС
Решение № 71-58/2018 от 10.04.2018 Курганского областного суда (Курганская область)
функции представителя власти, а исполняет свои должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. На основании положений ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта. Согласно ч. 1 ст. 19 указанного Закона экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Как усматривается из материалов дела, ФИО1 назначена на должность заведующей
Постановление № 4А-775/19 от 10.10.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
бухгалтерском учете») бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Объектами учета являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы, расходы, а также иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (ст. 5 названного Закона). Объектом данного правонарушения является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующих учетную политику организации. В соответствии со ст. 8 указанного ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Согласно ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. В силу положений вышеуказанного Федерального закона все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского
Решение № 2-1214/18 от 06.02.2018 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
(финансовую) отчетность за 2016 год и предоставить ее в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ООО Торговый дом «Лидос» (ИНН № зарегистрировано в Межрайонной ИФНС №23 по Красноярскому краю 01.03.2012 года, руководителем общества является ФИО1. В соответствии с ч.1, ч.3 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 года. №9 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. В соответствии с п.13 Положения отчетным годом является календарный год с 01 января по 31 декабря включительно. Крайним сроком предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год является 31.03.2017 года. Согласно сведениям ИФНС
Решение № 12-1/19 от 17.01.2019 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)
отчетности в установленном порядке в соответствующие органы. Вместе с тем следует отметить, что документы, подтверждающие указанные обстоятельства (приказ о назначении главного бухгалтера, должностная инструкция) не были представлены в налоговый орган. В Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту - Закон N 402-ФЗ) отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера в части составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 названного Закона определено, что отчетность составляет экономический субъект , а не должностное лицо. Обязанность по представлению бухгалтерской отчетности также возложена на экономического субъекта, об этом сказано в ст. 18 Закона N 402-ФЗ. Кроме того, названной статьей (и другими положениями) данного Закона N 402-ФЗ общая ответственность за бухучет ни на главного бухгалтера, ни на руководителя прямо не возложена, кроме случаев возникновения разногласий между названными лицами. В свою очередь, руководитель экономического субъекта: организует бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7); возлагает его ведение на главного