ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Фап требования к аэропортам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Росавиации от 21.03.2018 N 1-КОЛ "Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2017 году, основных задачах на 2018 год и среднесрочную перспективу" (вместе с "Планом основных мероприятий Федерального агентства воздушного транспорта на 2018 год")
дальнейшем, Росавиацией даны предложения по внесению изменений в ФАП N 246 "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", а также ведется работа по доработке методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки. Основными целями в области гражданской авиации актами Правительства Российской Федерации определены: Цель N 1 - ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике. Для достижения данной цели предусматривается решение задач по развитию транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи и формирование единого транспортного пространства. Мероприятия данной задачи предусматривают сохранение тенденции строительства и модернизации взлетно-посадочных полос в российских узловых аэропортах , что особенно значимо для развития Дальнего Востока,
Письмо Роспотребнадзора от 27.12.2010 N 01/18080-0-32 "О защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов"
форме (пункт 92 ФАП). При этом в соответствии с требованиями пункта 99 ФАП: "при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и
Приказ Ространснадзора от 14.09.2017 N ВБ-888фс "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2018 N 51184)
особых условий перевозки, за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного, - не позднее чем через три часа с момента прибытия воздушного судна, на котором доставлен груз, в аэропорт назначения, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза? 242. Производится ли субъектом проверки выдача груза в аэропорту назначения грузополучателю? пункты 205, 210 ФАП-82 243. Выдаются ли субъектом проверки грузополучателю под расписку документы для выполнения требований, связанных с: пункт 207 ФАП-82 243.1. контролем пограничным? 243.2. контролем таможенным? 243.3. контролем санитарно-карантинным? 243.4. контролем ветеринарным? 243.5. контролем карантинным фитосанитарным? 244. Проверяется ли субъектом проверки количество грузовых мест и вес прибывшего груза при выдаче в аэропорту назначения? пункт 208 ФАП-82 245. Составляется ли субъектом проверки коммерческий акт: пункт 210 ФАП-82 245.1. при несоответствии фактического наименования груза? 245.2. при несоответствии его веса? 245.3. при несоответствии количества грузовых мест данным, указанным в грузовой накладной? 245.4. при повреждении груза? 245.5. при порче груза? 245.6. при обнаружении груза без перевозочных
Определение № А45-11375/2021 от 28.03.2022 Верховного Суда РФ
арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 284-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ФАП-262, Федеральными авиационными правилами «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, установив, что выявленные нарушения ФАП-262, касаются безопасности граждан; общество, являясь оператором аэропорта Новосибирск (Толмачево), обязано обеспечивать соблюдение требований ФАП -262 при эксплуатации данного аэродрома, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и отказали в удовлетворении заявления. Приведенные обществом доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права
Постановление № 17АП-338/2015 от 01.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
249 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» (ФАП № 249), разработанные в соответствии со статьями 8 и 61 Воздушного кодекса РФ. Согласно п. 9 ФАП № 249 сертификат эксплуатанта подтверждает соответствие организации требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, выполняющим авиационные работы, свидетельствует о возможности осуществления данной организацией авиационных работ, содержит указание на перечень разрешенных видов авиационных работ. Из обстоятельств дела следует, что спор возник в связи с предъявленным в Документации требованием о наличии сертификата эксплуатанта к участникам открытого запроса предложений, претендующим на право заключения договора на выполнение работ по проведению летной проверки светосигнального оборудования аэродрома ОАО «Международный аэропорт «Пермь». Суд первой инстанции, исходя из обстоятельств дела и применяемых норм материального права, обоснованно указал, что для разрешения спора определяющее значение имеет вид авиационных работ. Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, полагает, что требование о наличии
Постановление № А45-11375/2021 от 16.12.2021 АС Западно-Сибирского округа
взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Согласно пункту 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 № 286 (далее – ФАП-286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает, в том числе комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта . Таким образом, АО «Аэропорт Толмачево», являясь оператором аэродрома Новосибирск (Толмачево), обязано обеспечивать соблюдение требований ФАП-262 при эксплуатации данного аэродрома. При этом установленный пунктом 58 ФАП-286 запрет на выполнение работ, для выполнения которых у оператора аэродрома гражданской авиации отсутствуют необходимая документация, персонал, оборудование или иные условия, установленные
Постановление № А56-18502/2021 от 23.11.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; 4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции"; 5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов. ФАП-142 устанавливает требования авиационной безопасности к аэропортам , аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта. В соответствии с пунктом 6 ФАП-142 сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца. Управление пришло к выводу о том, что три сотрудника САБ (Букашкина
Постановление № А46-13802/20 от 29.03.2022 АС Западно-Сибирского округа
включая места стоянки ВС) возможна только при наличии сертификата, подтверждающего соответствие аэродрома (его объектов) указанным федеральным авиационным правилам. Соответствие аэродрома Омск (Центральный) требованиям ФАП № 262 подтверждается Сертификатом соответствия № АД 00050, выданным Росавиацией 07.10.2016. ФАП № 262 определено, что место стоянки - выделенный участок на перроне, предназначенный для стоянки воздушного судна. В отношении мест стоянок воздушных судов ФАП № 262 предусмотрены обязательные требования относительно прочности покрытия места стоянки, маркировки места стоянки (п. 2.31, 2.32, 2.40,4.33,4.34,4.35,4.38). Соответственно, наличие у ответчика сертификата соответствия аэродрома Омск (Центральный) подтверждает соответствие лишь эксплуатируемых ОАО «Омский аэропорт » мест стоянок №№ 0-23 требованиям ФАП № 262. Порядок сертификации установлен «Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации», утвержденным Приказом Минтранса России от 11.02.2013 № 31 (далее - Административный регламент»). Исходя из того, что по предоставленным в материалы дела
Постановление № 13АП-8666/2022 от 11.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами (пункт 3 статьи 84 ВК РФ). Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 (далее - ФАП-142), устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам , аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта. В соответствии с пунктом 5 ФАП-142 САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами. В рассматриваемом случае Правила N 142 являются
Решение № 12-110/2021 от 26.04.2021 Кольского районного суда (Мурманская область)
правил и процедур по обеспечению авиационной безопасности, установленных Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минстранса от 28.11.2005 № 142; Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минстранса от 25.07.2007 № 104, а именно: 1. в нарушение требований п.5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минстранса от 28.11.2005 № 142 (далее – ФАП-142) САБ аэропорта не оснащена служебным оружием в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2. в нарушение требования п.6 ФАП-142 в аэропорту Мурманск ПАО «Аэропорт Мурманск» не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение сотрудников САБ; Согласно представленному списку, 2 сотрудника САБ не прошли повышение квалификации сотрудников САБ (ФИО1, ФИО2). 3. в нарушение требования п.6 ФАП-142 в аэропорту Мурманск ПАО «Аэропорт Мурманск» не осуществлено повышение квалификации, переподготовка сотрудников САБ; Согласно представленному списку, 2 сотрудника САБ не прошли повышение квалификации сотрудников САБ (ФИО3, ФИО4). 4. в нарушение требования п.18
Решение № 2-3365/2014 от 20.06.2014 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
при производстве досмотра запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов и веществ и передаются на хранение в специально оборудованное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ в АВК ВВЛ. Указала на то, что п. 8 ФАП 142 допускается ситуация, что возможно несоответствие существующих аэропортов всем техническим характеристикам и параметрам, определенным ими, которые были утверждены и введены в действие значительно позднее, чем введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры аэропортов. В настоящее время разработана проектная документация на строительство нового аэровокзального комплекса международных и внутренних воздушных линий, отвечающего всем современным требованиям и требованиям Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам », утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005г. № 142. В 2014 году ОАО «МАВ» начинает первый этап строительства терминала, в котором будет организован зал для обслуживания пассажиров с особым статусом (VIP-зал), с учетом всех действующих норм и требований, в том числе по авиационной и
Решение № 12-175/2013 от 16.01.2014 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)
системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Пунктом 1 ФАП-142 предусмотрено, что требования авиационной безопасности устанавливают требования авиационной- безопасности к аэропортам , аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта. В соответствие с ч. 1 ст. 83 ВК РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. В соответствие с п. 10 ст. 1 ФЗ-16 транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного
Решение № 2-1179/17 от 22.01.2018 Усинского городского суда (Республика Коми)
на аэродромное оборудование, средства и службы (п. 59 ФАП № 60). Пунктом 2.1.1 Наставления по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России, утвержденного приказом от 27.12.1995 Росгидромета № 131, Минтранса РФ № 111 определено, что целью метеорологического обслуживания гражданской авиации является обеспечение безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления экипажам воздушных судов, органам управления воздушным движением и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций. В силу п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает в том числе комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта . Пунктом 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом
Решение № 2А-1880/19 от 25.03.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № к самостоятельной работе на аэродроме Охотск в качестве персонала оператора аэродрома. Нарушены требования: ст.8, ст.52 Воздушного кодекса РФ; п. 49, п. 50 ФАП-286, п.8.11.1 - 8.13 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ФАП №). 3. В аэропорту Охотск отсутствует эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома. Нарушены требования: ст.2 Воздушного кодекса РФ; п. 8.24. ФАП-128; глава 4 «Мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов» Руководства до орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом МГА от ДД.ММ.ГГГГ № (РООП-ГА). 4. На спецавтотранспорте в аэропорту Охотск: на автомобилях АПА- 5Д, АПК, Шнекороторы-2ед., КПМ-3 ед., и тракторной технике: бульдозер, К-700, автогрейдер, работающих на летном поле, отсутствуют радиостанции внутриаэропортовой радиотелефонной связи с руководителем полетов (диспетчером службы управления воздушным движением). Нарушены требования: п. 8.19. ФАП-128; п. 5.1.6. Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, утвержденным ФАС