ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Фас реклама финансовых услуг - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ФАС России от 02.08.2019 N 1052/19 (ред. от 08.06.2020) "Об утверждении Плана законопроектной деятельности ФАС России на 2019 год"
естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р Создание условий для обеспечения равных прав на представительство пользователей услуг центрального депозитария в комитете пользователей услуг центрального депозитария, а также для необходимого влияния пользователей услуг центрального депозитария на его тарифную политику Минфин России, ФАС России (Управление контроля финансовых рынков) при участии Банка России III квартал 2019 г. IV квартал 2019 г 66. Проект федерального закона, предусматривающий установление запрета на заключение договоров об оказании финансовых услуг, консультирование по вопросу оказания финансовых услуг и размещение рекламы финансовых услуг в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, выполняющими функции указанных органов, а также участвующими в оказании государственных и муниципальных услуг, государственными внебюджетными фондами, за исключением случаев, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации Пункт 21 Раздела XIV Плана мероприятий
Письмо ФАС России от 13.08.2010 N АК/26483 "Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг"
в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы. С учетом изложенного ФАС России поручает территориальным органам усилить работу по контролю за рекламой финансовых услуг и в случае выявления такой рекламы, нарушающей положения Федерального закона "О рекламе", пресекать распространение такой рекламы и привлекать виновных лиц к административной ответственности. А.Б.КАШЕВАРОВ ------------------------------------------------------------------
Письмо ФАС России от 08.11.2007 N АК/21149 "О разъяснении применения Закона "О рекламе"
2007 г. N АК/21149 О РАЗЪЯСНЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ" ФАС России рассмотрел обращение о распространении рекламы финансовых услуг и сообщает. Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). По мнению ФАС России, в случае, если реклама указывает на предоставление финансовых услуг : "кредит", "автокредит", "лизинг" или же такие словосочетания, как "продажа в кредит", "предоставление кредита", "предоставление в лизинг", то такую рекламу следует рассматривать как рекламу финансовых услуг и на нее распространяются требования статьи 28 Закона о рекламе. В силу статей 819 и 822 Гражданского кодекса РФ договор товарного кредита заключается с банками или кредитными организациями. Поскольку торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, указание в их рекламе на возможность
Письмо ФАС России от 14.12.2012 N АЦ/42338/12 "О размещении в рекламе категории информационной продукции"
также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи. Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу товаров, не подпадающих под понятие информационной продукции. По мнению специалистов ФАС России, в случае, если указанный в рекламе финансовых услуг сайт не является самостоятельным объектом рекламирования и представляет собой источник информации о финансовых услугах, такая реклама не является рекламой информационной продукции. Поскольку финансовые услуги не подпадают под понятие информационной продукции, требования указанного положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются на рекламу данных услуг. Однако реклама финансовых услуг должна соответствовать общим требованиям, содержащимся в Федеральном законе "О рекламе", а также специальным требованиям, установленным статьей 28 данного Закона. А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ ------------------------------------------------------------------
Апелляционное определение № АПЛ22-43 от 15.03.2022 Верховного Суда РФ
2020 г. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 24 августа 2015 г., регистрационный номер 38653, размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (\у\пу.ргауо.§оу.ги) 27 августа 2015 г. Пункт 7.1 Положения № 649/15 наделяет территориальный орган ФАС России (далее также - территориальный орган) правом рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях, законодательства о государственном оборонном заказе, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, принимать по ним решения и давать обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации: -хозяйствующим субъектам (их объединениям), субъектам естественных монополий, а также финансовым организациям; -территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям; -рекламодателям, рекламораспространителям и рекламопроизводителям. Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. №
Постановление № 11АП-18947/20 от 24.02.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
взносом 0 рублей). Данная страница и страница, которая открывается после перехода по ссылке «подробнее», не содержит всех остальных условий, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, а именно: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения (письмо ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 "О рекламе финансовых услуг "). Доводы заявителей о том, что они не являются рекламодателями судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие материалам дела. Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также
Постановление № А65-11453/2022 от 21.09.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
системе «Яндекс» следующего содержания: «Кредит от 5,5 % в Газпромбанке. До 1 млн.руб. по паспорту». На основании пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. №1922 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», ФАС России наделило Татарстанское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, по факту распространения в сети «Интернет» рекламы с текстом: «Кредит от 5,5 % в Газпромбанке. До 1 млн.руб. по паспорту». Управлением было возбуждено дело № 016/05/5-2140/2021. 18.01.2022 (исх. от 01.02.2022) Управлением Федеральной антимонопольной службы по РТ вынесено оспариваемое решение по делу № 016/05/5-2140/2021, которым реклама финансовых услуг , распространенная АО «Газпромбанк» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе». На основании указанного решения антимонопольным органом вынесено оспариваемое постановление от
Решение № А78-13657/19 от 11.03.2020 АС Забайкальского края
от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Письмом ФАС России от 27.06.2016 № АД/43482/16 «Об отнесении к рекламе информации с личным обращением», информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер и способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, даже с личным обращением, представляет интерес для неопределенного круга лиц, и являются рекламой. В силу данных норм Закона о рекламе указанная выше информация, направленная посредством электронного сообщения, соответствует понятию рекламы, закрепленному в действующем законодательстве, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - финансовым услугам предоставляемым обществом, в данном случае АО «ОТП банк». Распространяемая АО «ОТП банк» реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - финансовым услугам предоставляемым
Решение № А27-4026/08 от 21.11.2008 АС Кемеровской области
приказ ФАС № 21-к от 15.01.08., и приказ Управления от 26.01.07. № 04/1), которые в деле отсутствовали, дать им оценку с учетом норм действующего законодательства. В настоящем судебном заседании дело рассматривается заново. Помимо вышеизложенных доводов, на которых представители заявителя настаивают, дополнены основания, по которым должно быть отменено оспариваемое постановление, а именно: административный орган не доказал, что монтаж пластиковых окон относится к монтажу легких ограждающих конструкций, включенных в состав вида деятельности – строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Ссылки на нормативный акт не имеется. Соответственно, УФАС не доказал необходимость лицензирования данного вида деятельности Заявитель полагает, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.93. № 163, услуги по ремонту и замене дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок (код ОКУН 016108) относятся к бытовым услугам. Заявитель также полагает, что административный орган не доказал распространение ненадлежащей рекламы в части оказания финансовых услуг ,
Решение № А03-17649/18 от 14.03.2019 АС Алтайского края
по мнению ФАС России, понятие финансовой услуги для целей Закона о рекламе включает не только услуги, прямо указанные в Федеральном закона «О защите конкуренции», но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств. Таким образом, в случае если деятельность лиц, оказывающих какие-либо услуги, связана с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, то услуги указанных лиц являются финансовыми услугами и должны соответствовать требованиям ст.28 Федерального закона «О рекламе». Учитывая изложенное, реклама с выражением: «СБЕРЗАЙМ УМНЫЕ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ И - ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ДО 18% аренда авто с возможностью последующего выкупа микрозаймы ООО «МКХ Бьютен групп»...»... За использование займа начисляются проценты в размере от 13 до 18 годовых... ООО «МКК Бьютен групп» www/sber- zaim.ru...» направлена на привлечение внимания к финансовой деятельности ООО «Сберзайм» и ООО «МКК Бьютен групп». В соответствии с п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой
Решение № 12-79/2016 от 16.11.2016 Лиманского районного суда (Астраханская область)
административного правонарушения. ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Представитель Управления ФАС по Астраханской области в судебное заседание не явился. Выслушав ФИО1, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу. Как усматривается из материалов дела, ведущим специалистом-экспертом отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России Ф.А.В. по результатам рассмотрения решения № и материалов, переданных инспекцией антимонопольного органа по итогам проведения внеплановой камеральной выборочной проверки администрации МО «Лиманский район» на предмет соблюдения ими Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении члена аукционной комиссии муниципального заказчика администрации МО «Лиманский район» ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, По результатам проверки в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 05.07.2016 № по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ. Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России К.Т.Н. от 14.09.2016г. ФИО1 была