ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Фас торги аренда - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.01.2020 N АПЛ19-491 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 30.09.2019 N АКПИ19-569, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта 3 пункта 40, подпункта 3 пункта 114 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67>
о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (пункт 1). Согласно части 5 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом. Из изложенного следует, что Правила были приняты ФАС России в пределах имеющихся у нее полномочий. Порядок издания нормативного правового акта, требования, установленные для его государственной регистрации и опубликования, также были соблюдены. Правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды , договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного
Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 17.06.2021) "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (вместе с "Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества") (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2010 N 16386)
собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (далее - Постановление N 333) пункт 3, подпункт 5 пункта 105, пункты 109, 110, 113, подпункты 3, 4 и 19 пункта 114, подпункт 2 пункта 121, подпункты 5 и 6 пункта 141 Правил не применяются. (п. 1.1 введен Приказом ФАС России от 20.10.2011 N 732) 2. Проводимые в соответствии с настоящими Правилами конкурсы являются открытыми по составу участников. Проводимые в соответствии с настоящими Правилами аукционы являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений. 3. Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган. 3.1. Заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1
Определение № А40-97169/2021 от 01.06.2022 Верховного Суда РФ
конкуренции. Указанная правовая позиция ранее была высказана Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706). В данном случае антимонопольным органом осуществлен контроль за торгами по продаже имущества завода - банкрота, проводимыми в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований. При рассмотрении жалобы Соловьенко В.В. на действия организатора торгов ФАС России, признав факт нарушения обществом «РЭТС» положений абзаца 2 пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) и статьи 448 Гражданского кодекса вследствие неуказания в объявлении о проведении торгов о наличии договора аренды выставленного на торги имущества, тем не менее, в принятом решении не обосновала, каким образом установленное обстоятельство могло сказаться на обеспечении конкуренции либо как продажа имущества должника в деле о банкротстве повлияла на развитие конкуренции на соответствующем товарном рынке. Между тем, как следует из материалов дела, заинтересованными лицами в деле о банкротстве завода было реализовано право на заявление возражений
Постановление № 03АП-4066/12 от 01.11.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», тогда как подлежали применению Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67; - судом неправомерно сделана ссылка на Методические рекомендации по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являющиеся Приложением № 7 к письму ФАС РФ от 02.04.2008 № ИА/7334, которое не является нормативным актом; - передаваемая по договору аренды водозаборная скважина является объектом инженерной инфраструктуры, а не участком недр. Участники торгов не имели возможности предоставить лицензию на право пользования участком недр. Апелляционная жалоба принята к производству, назначено ее рассмотрение на 02.10.2012. В судебном заседании заявителем представлено дополнение к апелляционной жалобе в котором указывает, что
Постановление № 13АП-14314/19 от 16.07.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом. Во исполнение положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции ФАС России издан Приказ от 10.02.2010 № 67, которым утверждены: - Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила проведения конкурсов №67); - Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Перечень видов имущества № 67). Приказом № 67 регламентирована, в том числе процедура предоставления бизнес-инкубаторами субъектам малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду). Пунктом 10 Перечня видов имущества № 67 установлено, что заключение договоров в отношении нежилых помещений инфраструктуры поддержки
Постановление № А24-4090/15 от 21.04.2016 АС Камчатского края
обоснованной и решено выдать предписание об аннулировании результатов конкурса (извещение № 110615/0295072/11), указанную процедуру конкурса провести заново, Управлением ФАС решено предписание об устранении нарушения не выдавать, торги не аннулировать. В связи с чем, во исполнение указанного предписания, 14.08.2015 на официальном сайте торгов Администрацией была размещена информация об отмене (аннулировании) торгов с указанием причины – исполнение предписания Управления ФАС, определением Управления ФАС от 05.11.2015 определено предписание от 12.08.2015 признать недействительным и отменить. Таким образом, на официальном сайте торгов Администрацией была размещена информация об отмене (аннулировании) торгов на право заключения договора аренды на основании предписания Управления ФАС, которое в дальнейшем было признано недействительным и отменено. При этом суд первой инстанции верно указал, что тот факт, что на официальном сайте торгов в настоящее время невозможно разместить новую информацию о заключении договора и об отмене решения об аннулировании торгов, не изменяет способ заключения договора – по результатам торгов и не влечет его недействительности. Кроме
Постановление № 06АП-1433/20 от 17.06.2020 АС Хабаровского края
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции). Во исполнение статьи 17.1 издан Приказ ФАС от 10.02.2010 № 67, которым, в том числе, утвержден Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (приложение № 2), являющийся исчерпывающим, в который такой вид имущества, как земельные участки, не включены. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентировано статьей 39.11 ЗК РФ. Как следует из главы 1 «Общие сведения» раздела I «Общие условия проведения аукциона» документации об открытом аукционе № 38
Постановление № 21АП-2184/20 от 28.09.2020 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
истец обратилась к организатору аукциона с заявлением о разъяснении результата аукциона по лоту № 8 с указанием оснований признания аукциона несостоявшимся. Согласно ответу организатора аукциона от 15.11.2019 года № 2875/02.18, аукцион по лоту № 8 был признан несостоявшимся на основании пункта 151 Правил проведения конкурсов и аукционов, утвержденных приказом ФАС от 10.02.2010 года № 67 (как пояснил истец, в ответе опечатка: указано «п.152 Правил», в то время как приведено содержание п.151 Правил). По мнению истца, в данном случае торги проводились, были созданы условия для конкуренции хозяйствующих субъектов, которым была предоставлена возможность заявить о своем желании приобрести право на заключение договора аренды . В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся ввиду неявки участника ИП Литвиненко Ольги Сергеевны, ИП Красуля А.Л., как единственный участник аукциона полагала, что с ней будет заключен договор по лоту № 8 открытого аукциона № 36-2019. Как указывает истец, организатор аукциона отказался передать ему проект договора аренды,