ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Гсн непредвиденные - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 303-ЭС20-10766 от 16.10.2020 Верховного Суда РФ
(ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами; дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время учтены в цене договора по нормам ГСН 81-05-02-2001 в соответствии с утвержденным сметным расчетом. Затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных работ определены на основании графика производства работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729, действующими тарифами на авиаперевозки. Затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций определены на основании действующих тарифов перевозчиков; в цену договора включен резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2%. Указанная цена договора является твердой и окончательной на весь срок выполнения работ и не подлежит никаким изменениям; оплата работ осуществляется по цене договора в соответствии со сметой. Обществом были выполнены работы по договору на сумму 132 779 792
Постановление № А46-4250/20 от 10.02.2022 АС Западно-Сибирского округа
и до окончания строительства (пункт 3.3 ГСН 81-05-01-2001). Контрактом размер средств на строительство временных зданий и сооружений установлен по нормам сборника ГСН 81-05-01-2001 и составляет 1,8 % от СМР (пункт 20 Сводного сметного расчета, глава 8 «Временные здания и сооружения»). Порядок расчетов за временные здания и сооружения между заказчиком и подрядчиком в контракте не определен. Размер средств на строительство временных зданий и сооружений, установленный контрактом в размере 1,8 % от СМР, определяет первоначальные условия, предусмотренные документацией по закупке, формирует цену контракта, которая является твердой. В отношении применения ставки НДС эксперт указал, что в рамках исследования не представлены документы, подтверждающие наличие дополнительного соглашения между заказчиком и генподрядчиком об изменении стоимости работ по контракту за счет увеличения ставки НДС с 18 % до 20 % за счет средств на непредвиденные расходы. В случае, если такое дополнительное соглашение существует, в локальные сметы необходимо включить непредвиденные расходы в размере 2 %. Доводы заявителя
Постановление № Ф03-1469/2022 от 18.05.2022 АС Дальневосточного округа
стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1 - 8 на основе ГСН 81-05-02-2001 или от стоимости ремонтно-строительных работ по итогу глав 1 - 6 на основе сметных норм: ГСН 81-05-01-2001. ГСН 81-05-02-2007 – Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время – предназначен для определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время. Положения и сметные нормы, приведенные в данном Сборнике, рекомендуются к применению предприятиями строительного комплекса при определении сметной стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтно-строительных работ на объектах промышленного строительства, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при расчетах за выполненные работы. При этом, как указано судами первой и апелляционной инстанций, доказательств недопустимости установления непредвиденных затрат в виде зимнего удорожания, пояснений о каком-либо несоответствии в этих актах условиям контрактов и требованиям законодательства, в том числе по формированию сметного расчета, не представлено. С учетом изложенного подлежат
Постановление № А74-9888/2021 от 28.07.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
энергий. Из содержания пункта 4.96 Методики № 15/1 следует, что резерв средств на непредвиденные работы и затраты может быть использован на возмещение дополнительных затрат, возникших в результате уточнения проектных решений либо условий строительства, а также выявленных после утверждения проектной документации ошибок в сметах, включая арифметические. Согласно Приложению № 1 к государственному контракту № Ф.2019.98 от 30.12.2019 коэффициенты на зимнее удорожание и на временные здания и сооружения определены на основании ГСН 81-05-01- 2001 и ГСН 81-05-02-2007, на непредвиденные затраты - в соответствии с Методикой № 15/1. В рамках дела № А74-2011/2021 судами установлен тот факт, что вместо оплаты стоимости выполненных непредвиденных работ в нарушение установленного в контракте порядка и последовательности применения коэффициентов осуществлена дополнительная оплата зимнего удорожания и стоимости временных зданий и сооружений сверх сумм лимитированных затрат, предусмотренных сводным расчетом в Приложении № 1 (данное обстоятельство подтверждается актами о приемке выполненных работ в счет непредвиденных расходов, справками о стоимости выполненных работ
Решение № 2-1101/19 от 22.10.2019 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
подполковником внутренней службы Туварджиевым А.В. были подписаны акты выполненных работ № по государственному контракту от 10.07.2015 № №, в котором в ходе проверки выявлено нарушение пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» и пункта 4.84 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1. Согласно вышеуказанному акту выполненных работ №, ФКУ УС-101 произведена необоснованная оплата за временные здания и сооружения по установленной норме без указания в государственном контракте порядка расчетов за них по установленным нормам и без подтверждения фактически построенных временных зданий и сооружений на общую сумму 165 782 рублей, из них 85 762 рублей за временные здания и сооружения, 80 020 рублей на непредвиденные работы и затраты. Также установлено, что согласно приказу ФКУ УС-101 от 23.12.2013 № № ответственным в 2014 году за строительство и ввод в эксплуатацию объекта «<данные изъяты>»
Решение № 2-712-2020 от 30.12.2020 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)
работ по данным муниципальным контрактам Контрольно-счетной палаты Нижнеудинского муниципального образования от 14.02.2020г. №01-09/01. Согласно условиям муниципальных контрактов заказчик выбрал нормативный способ определения вышеназванных затрат, сметный норматив затрат на строительство в размере 2,4% определен п.4.6 Приложения к ГСН 81-05-01-2001. Вместе с тем в соответствии с требованиями п.3.2 ГСН 81-05-01-2001 затраты на временные здания и сооружения должны производиться за фактически возведенные временные здания и сооружения. С этим требованием согласуются предусмотренные в соответствии с п.4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004г. №15/1, положения вышеназванных контрактов, предусматривающих твердую цену, включающую все расходы подрядчика, в том числе непредвиденные затраты, что подтверждается текстами муниципальных контрактов. Актами администрации Нижнеудинского муниципального образования от 30.06 и 31.07.2018г. зафиксировано наличие возведенных в период с 2013 по 2018г. временных зданий и сооружений для обогрева и отдыха, приема пищи, кладовых, хозяйственного строения, площадки для складирования стройматериала, гардероба с умывальником, которые по
Решение № 2-1448/20 от 24.12.2020 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
Комиссией установлено, что подполковником внутренней службы Туварджиевым А.В. были подписаны акты выполненных работ ф.КС-2 по государственному контракту от ДАТА № КС-49, в котором в ходе проверки выявлено нарушение п.3.2 ГСН 81-05-01-2001 «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» и п.4.84 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ», утвержденной постановлением Госстроя России от ДАТА №. Согласно вышеуказанному акту выполненных работ ф.КС-2, ФКУ УС-101 произведена необоснованная оплата за временные здания и сооружения по установленной норме без указания в государственном контракте порядка расчетов за них по установленным нормам и без подтверждения фактически построенных временных зданий и сооружений на общую сумму 165 782 руб., из них 85 762 руб. за временные здания и сооружения, 80 020 руб. на непредвиденные работы и затраты. Также установлено, что согласно приказу ФКУ УС-101 от ДАТА № ответственным в 2014г. за строительство и ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция СИЗО УФСИН России по <адрес>
Решение № 2-368/2021 от 08.04.2021 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)
по данным муниципальным контрактам Контрольно-счетной палаты Нижнеудинского муниципального образования от 14.02.2020г. "номер обезличен". Согласно условиям муниципальных контрактов заказчик выбрал нормативный способ определения вышеназванных затрат, сметный норматив затрат на строительство в размере 2,4% определен п.4.6 Приложения к ГСН 81-05-01-2001. Вместе с тем в соответствии с требованиями п.3.2 ГСН 81-05-01-2001 затраты на временные здания и сооружения должны производиться за фактически возведенные временные здания и сооружения. С этим требованием согласуются предусмотренные в соответствии с п.4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004г. №15/1, положения вышеназванных контрактов, предусматривающих твердую цену, включающую все расходы подрядчика, в том числе непредвиденные затраты, что подтверждается текстами муниципальных контрактов. Актами администрации Нижнеудинского муниципального образования от 30.06 и 31.07.2018г. зафиксировано наличие возведенных в период с 2013 по 2018г. временных зданий и сооружений для обогрева и отдыха, приема пищи, кладовых, хозяйственного строения, площадки для складирования стройматериала, гардероба с умывальником, которые по
Решение № 2-612/2022УИД от 20.03.2022 Первоуральского городского суда (Свердловская область)
выполнен без учета ФЕР и ГСН-2020 о чем свидетельствует его оформление, а также фраза на первой странице о том, что расчет составлен в текущих (прогнозных) ценах по состоянию на 4 квартал 2019 года (тогда как отчет об оценке датирован ДД.ММ.ГГГГ), в шапке сметы в графах для подписи указан 2020 год. Кроме того, если смета выполнена в ценах, которые действовали в четвертом квартале 2019 года, в ней должен быть использован коэффициент, позволяющий привести расценки 2019 года к уровню цен октября 2021 года. В рассматриваемой смете такой коэффициент отсутствует. В связи с изложенным, невозможно достоверно установить, в каких ценах рассчитана стоимость ущерба (том 2 л.д. 65-66). Представитель ответчика ФИО3 представила в материалы дела дополнения, в которых указала, что в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №/п-21 неправомерно использованы положения МДС 81-35.2014 при расчете коэффициента на стесненные условия, стоимости услуг по строительному контролю, авторскому надзору и величине непредвиденных затрат. Указанный нормативно- правовой акт