ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Коэффициенты плата за негативное воздействие на окружающую среду - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 03АП-4855/2022 от 28.07.2023 Верховного Суда РФ
расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренная пунктом 20 указанных Правил (в редакции Постановления 1904), включает повышающий коэффициент. Также Управление в своей жалобе отмечает, что суды при рассмотрении настоящего спора не дали оценку решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.07.2022 по делу № А74-12266/2020, имеющему преюдициальное значение, которым взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 с повышающим коэффициентом (за размещение отходов после истечения срока действия этих же лимитов на их размещение). Необоснованное освобождение хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду , в частности за размещение отходов производства и потребления, от применения мер экономической ответственности за нарушения норм природоохранного законодательства, может повлечь нарушение конституционных прав граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду. Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, в связи с чем данную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда
Определение № 310-ЭС22-5386 от 05.05.2022 Верховного Суда РФ
и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях от 09.03.2013 № 5-П, от 24.05.2001 № 8-П, суды признали необоснованным требование управления, основанное на применении пятикратного повышающего коэффициента к примененным обществом в декларации за 2017 год ставкам платы на негативное воздействие на окружающую среду по мотиву отсутствия установленных нормативов выбросов и лимитов на размещение отходов, без выяснения причин такого отсутствия. Суды исходили из того, что нормативы и лимиты были ранее установлены обществу по законодательству Украины и действовали до 31.12.2018 (разрешения Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 31.12.2013 №№ 111300000-37, 111300000-00072, 111300000-00073). Начиная с 2015 года, общество предпринимало последовательные действия для установления нормативов и лимитов по законодательству Российской Федерации, однако,
Определение № 302-ЭС23-6935 от 15.09.2023 Верховного Суда РФ
1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Пунктом 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются повышающие коэффициенты. Судами установлено, что в период с 25.09.2013 по 24.09.2018 Обществу были определены нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (утверждены приказом Управления от 25.09.2013 № 227), а в период с 20.11.2013 по 22.11.2018 – нормативы образования отходов и лимитов на
Определение № А65-14947/2022 от 23.11.2023 Верховного Суда РФ
среды в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду введены различные повышающие и понижающие коэффициенты. Так, в частности, коэффициент 100 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. Как следует из приведенных положений, по своей правовой природе плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и относится к обязательным публично-правовым платежам за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого
Постановление № А50-23689/2021 от 21.06.2022 АС Уральского округа
№ 1 к Административному регламенту, приложив необходимый пакет документов, однако уведомлением от 07.09.2021 № ИГ-03-10492 Управление отказало заявителю в выдаче разрешения на сбросы на том основании, что объект «Очистные сооружения выпуска №1» (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) относится к объектам II категории, в то время, как Административным регламентом предусмотрена выдача соответствующих разрешений в отношении объектов I категории. Как верно отметили суды нижестоящих инстанций, указанный алгоритм действий Управления не соответствует цели установления понижающих коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду , поскольку предполагает безальтернативный отказ в выдаче таких разрешений по указанному Управлением основанию, что является недопустимым. Довод Управления о том, что порядок выдачи разрешений на временные выбросы загрязняющих веществ Административным регламентом не предусмотрен, поскольку Административный регламент распространяется на процедуру предоставления услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ и вредных микроорганизмов только для объектов I категории, судами рассмотрен и отклонен. При этом суды приняли во внимание письмо Минприроды России от 17.04.2020
Постановление № А56-72598/16 от 11.01.2018 АС Северо-Западного округа
двух инстанций, по результатам проведенной проверки расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2013 года, представленного природопользователем, Департамент выявил «отсутствие у Общества в указанный период нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и непредставление Обществом документов, подтверждающих обращение с отходами». Данное обстоятельство послужило для Департамента основанием для применения пятикратного повышающего коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Департамент, начислив с применение пятикратного повышающего коэффициента плату за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2013 года в размере 1 705 руб. 02 коп., направил природопользователю требование от 26.05.2016 № 02-28/6089 об уплате образовавшейся задолженности. Отказ Общества послужил основанием для обращения Департамента с настоящим иском в арбитражный суд. Суды первой и апелляционной инстанций исходя из того, что Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, пришли к выводу о неправомерном применении Департаментом при расчете пятикратного повышающего коэффициента, в связи с чем в удовлетворении
Постановление № А60-13943/2023 от 20.12.2023 АС Уральского округа
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 225 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», отсутствие разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ влечет применение повышенного коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также возможность привлечения общества к административной ответственности. Следовательно, отсутствие рассмотрения заявления нарушает права и законные интересы общества в сфере его экономической деятельности. В свою очередь, целью установления понижающих коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду является стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий. Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании отказа Управления от 22.12.2022 № 02-02-11/ 27641 в выдаче разрешения на временные сбросы незаконным. Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части
Постановление № 17АП-2387/2022-АК от 05.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
форме приложения № 1 к Административному регламенту, приложив к заявлению необходимый пакет документов. Уведомлением от 07.09.2021 № ИГ-03-10492 Управление отказало заявителю в выдаче разрешения на сбросы, поскольку объект «Очистные сооружения выпуска №1» (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) относится к объектам II категории, в то время, как Административным регламентом предусмотрена выдача соответствующих разрешений в отношении объектов I категории. Между тем, как верно отметил суд, указанный алгоритм действий Управления не соответствует цели установления понижающих коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду , поскольку предполагает безальтернативный отказ в выдаче таких разрешений по указанному Управлением основанию, что является недопустимым. Довод Управления о том, что порядок выдачи разрешений на временные выбросы загрязняющих веществ Административным регламентом не предусмотрен, поскольку Административный регламент распространяется на процедуру предоставления услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ и вредных микроорганизмов только для объектов I категории, был предметом исследования суда первой инстанции, ему в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для
Постановление № А60-13957/2023 от 18.12.2023 АС Уральского округа
№ 225 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», отсутствие разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ влечет применение повышенного коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также возможность привлечения общества к административной ответственности. Суд округа соглашается с выводами судов о том, что оспариваемый отказ Управления нарушает права и законные интересы общества в сфере его экономической деятельности. Как верно указано судами, целью установления понижающих коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду является стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших из доступных технологий. Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований общества о признании отказа Управления от 07.02.2023 № 02-02-11/2838 в выдаче разрешения на временные сбросы незаконным. С учетом изложенного, учитывая, что материалами дела доказано наличие совокупности обстоятельств, необходимых
Решение № 3А-204/2015 от 02.12.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный Закон стал отправным пунктом в кардинальном реформировании не только законодательной базы в области охраны окружающей среды, но и всего механизма государственного управления в области охраны окружающей среды. Соответствующие изменения рассчитаны на планомерное вовлечение хозяйствующих субъектов в процесс реализации природоохранной политики России в целом посредством установления, с одной стороны, новых требований, ужесточения правовых режимов, повышения коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду , с другой стороны, определения мер и направлений государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. Так, вступивший в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует особенности взимания платы с организаций водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на водные объекты и с их абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в случае, если последними будут нарушены нормативы допустимых сбросов
Решение № 3А-14/2017 от 23.03.2017 Брянского областного суда (Брянская область)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный Закон стал отправным пунктом в кардинальном реформировании не только законодательной базы в области охраны окружающей среды, но и всего механизма государственного управления в области охраны окружающей среды. Соответствующие изменения рассчитаны на планомерное вовлечение хозяйствующих субъектов в процесс реализации природоохранной политики России в целом посредством установления, с одной стороны, новых требований, ужесточения правовых режимов, повышения коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду , с другой стороны, определения мер и направлений государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. Так, Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует особенности взимания платы с организаций водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на водные объекты и с их абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в случае, если последними будут нарушены нормативы допустимых сбросов
Решение № 21-279/2021 от 08.06.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)
постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь», несоответствия статье 57 Конституции Российской Федерации Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 № 1904 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255», в соответствии к которым нормы о повышающем пятикратном коэффициенте при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2019 год применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 года, то есть к процедуре сбора фискального платежа применена обратная сила, экономической необоснованности повышающего пятикратного Ксл-коэффициента, не могут быть приняты во внимание в силу следующего. Указанные доводы сводятся к несогласию с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, установившим в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой механизм исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с
Решение № 21-294/2021 от 17.11.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)
должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на следующие доводы. В ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не выяснялось, имелось ли у Предприятия возможность для соблюдения правил и норм и были ли Предприятием приняты все зависящие меры по их соблюдению. Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не установлено требование о наличии очистных сооружений для применения коэффициента 0,5 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду от выпусков централизованной системы водоотведения поселений или городских округов. Не согласившись с решением судьи, в Камчатский краевой суд с жалобой обратилась государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО2, в которой просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование заявленных требований указывает, что для применения стимулирующего коэффициента 0,5 при начислении платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты необходимо наличие очистки
Решение № 77-512/2022 от 05.07.2022 Кировского областного суда (Кировская область)
ч. 1 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду , исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (Правила). Минприроды России 10.12.2020 издан Приказ N 1043 "Об утверждении