ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Коммунальные услуги тариф ндс - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение ВАС РФ от 08.02.2012 N ВАС-13813/11 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307>
применяться тариф, устанавливаемый для ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не органом местного самоуправления. Заявитель полагает, что правоприменительная практика ошибочно исходит из необходимости применения ресурсоснабжающей организацией при расчетах за тепловую энергию с гражданами и приравненными к ним категориями потребителей установленного органом местного самоуправления размера платы за коммунальные услуги либо тарифа на коммунальный ресурс, установленного для расчетов с гражданами. По мнению заявителя, суды, руководствуясь оспариваемой нормой и пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, ошибочно исходят из того, что тариф (плата), установленный для расчетов с гражданами и приравненными к ним категориями потребителей, уже включает НДС , поэтому предъявление его ресурсоснабжающей организацией к оплате этим покупателям дополнительно к тарифу, установленному регулирующим органом субъекта Российской Федерации для расчетов с иной категорией потребителей без учета НДС, неправомерно. Заявитель указывает, что вследствие действия оспариваемой нормы компания, исчисляя и уплачивая в федеральный бюджет сумму налога, определенную в соответствии с пунктом
Решение ВАС РФ от 11.02.2010 N 14531/09 <О признании частично недействующими пункта 55 приложения N 2 к Приказу ФСТ РФ от 05.08.2008 N 127-э/1 и пункта 56 приложения N 2 к Приказу ФСТ РФ от 22.09.2009 N 216-э/2>
отпускаемую гарантирующим поставщиком, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями бюджетным организациям, населению и приравненным к нему группам потребителей Республики Татарстан" (далее - Постановление РЭК N 63, пункт 4 примечания), предусматривающего при расчетах между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг применение скидки в размере до 12 процентов. В тарифе на электрическую энергию на 2009 год указанная плата не предусмотрена, однако она дополнительно включена в перечень жилищных услуг, о чем свидетельствуют счета, предъявляемые гражданам исполнителем коммунальных услуг. При этом, по мнению заявителя, при индексации тарифов на 125 процентов на 2009 год по сравнению с 2008 годом сократился набор услуг, связанных с электроснабжением, поскольку за ту же оплату более не оказывается услуга по содержанию внутридомовых электрических сетей. В связи с исключением данной составляющей из предельных минимального и максимального уровней тарифа на 2009 год и использованием соответствующих показателей 2009 года при установлении предельных минимального и максимального уровней тарифов на 2010 год для Дудкина И.Д. рост тарифа на
Приказ Росстата от 14.12.2021 N 901 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации"
при продаже товаров (услуг) по регулируемым государством ценам и тарифам. Не отражаются по данной строке возмещения из бюджета на оплату процентов по кредитам банков. Суммы, полученные из бюджета на оплату льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, в данную строку не включаются (например, связанные с отпуском лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам, с оплатой проезда на транспорте и жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан и тому подобное). По строке 524 из строки 523 выделяются субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже юридическим лицам и населению товаров (услуг) по регулируемым государством тарифам , не покрывающим издержки, в случае, когда цена продажи определяется решением органа государственной власти (покрытие убытков от продажи товаров или оказания услуг по ценам ниже себестоимости, возмещение плановых убытков предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства и другие платежи аналогичного характера), а также субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже юридическим лицам и населению товаров (услуг) со скидкой, в
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (разработан Минэкономразвития России)
роста цен (тарифов) на электроэнергию в указанных регионах в течение переходного периода существенно не превышал установленных ограничений. Коммунальные услуги В 2015 году рост платежей граждан за коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации ожидается на уровне 8,7% (за годовой период). В 2016 - 2017 гг. рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги не превысит уровня инфляции предыдущего года. В отдельных субъектах Российской Федерации темп роста платежей за коммунальные услуги может отклоняться от среднероссийских значений при соблюдении установленного порядка. В 2014 году тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение проиндексированы на 3,9 - 4,6%, что составляет 70% от индекса потребительских цен. Эта мера наряду со снижением темпа роста тарифов на отпущенные для населения электроэнергию и газ привела к существенному замедлению роста тарифов на услуги организаций ЖКХ. Индексацию тарифов на услуги теплоснабжения в 2015 году планируется ограничить на уровне 8,5% (в среднем за год к предыдущему году - 6,4%), в 2016
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" (разработан Минэкономразвития России)
в июле и сентябре по 6 процентов. В 2013 году рост составит 10% в среднем за год к предыдущему году. В 2014 году при условии июльской индексации в меру инфляции тарифы вырастут в среднегодовом выражении на 5,7% и 2015 году на 5,2 процента. Рост тарифов учитывает сокращение объемов потребления холодной воды, обусловленное установкой индивидуальных приборов учета. Темп роста регулируемых на тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, составляющих 70% в потребительской корзине коммунальных услуг, учитывая, что рост тарифов на услуги ЖКХ ежегодно вносит в инфляцию свыше 1,1 - 1,5 п.п., ограничивается для недопущения превышения целевого уровня инфляции на период прогноза. При проектируемых параметрах в 2013 году рост тарифов внесет в инфляцию около 1 п.п. (20%), в 2014 - 2015 гг. вклад роста тарифов не будет превышать 0,8 - 0,9 п. пунктов. Для сдерживания роста тарифов необходимо стимулировать производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, вывод из
Решение № АКПИ20-830 от 03.12.2020 Верховного Суда РФ
выполняющих (оказывающих) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, вывод Минфина России о том, что освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное указанными нормами Кодекса, применяется управляющими организациями и ТСЖ только в отношении коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, приобретаемых у третьих лиц - непосредственных поставщиков и исполнителей, не предполагает выполнения (оказания) таких работ (услуг) собственными силами управляющих организаций и ТСЖ и, соответственно, увеличения стоимости этих работ (услуг) по сравнению с ценой их приобретения. В случае, если стоимость указанных работ (услуг), предъявленная потребителям по установленным тарифам, превышает стоимость указанных работ (услуг), приобретенных у организаций, с которой не подлежит исчислению и уплате НДС в силу подпунктов 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, разница между ценой реализации и ценой приобретения соответствующих работ (услуг) облагается НДС в общем порядке. По мнению Минфина России, с учетом того, что управляющие
Определение № 02АП-354/20 от 02.11.2020 Верховного Суда РФ
предприятия в спорный период, не включали в себя сумму НДС. При этом с 01.01.2019 предприятие, с учетом требований статьи 174.1 НК РФ, предъявляет потребителям счета-фактуры следующим образом: для населения тариф включает в себя НДС, для иных потребителей налог исчисляется сверх установленного тарифа. С учетом изложенного предприятие, как организация, реализующая соответствующий вид услуг и обязанная исчислять и уплачивать НДС, при выставлении соответствующих счетов на оплату поставленного ресурса, помимо утвержденной стоимости коммунальных услуг (тарифа) дополнительно должно включить в цену реализации ресурса НДС . При таких обстоятельствах, установив, что суды рассмотрели по существу требования заявителя, установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, суд кассационной инстанции признал ошибочным вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований в части признания недействительным решения инспекции о доначислении предприятию 279 028 рублей НДС, соответствующих сумм пеней и штрафа. Доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией
Определение № А69-184/20 от 01.12.2021 Верховного Суда РФ
Федерации от 17.11.2011 № 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные услуги», пришел к выводу о том, что предписание службы не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, с чем согласился суд округа. Судебные инстанции установили, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, в связи с чем предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. При этом суды отметили, что общество обращалось в службу с заявлениями об изменении тарифа, однако заявления оставлены без исполнения. Установив данные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии у общества права для увеличения подлежащей уплате цены (тарифа) на сумму НДС, недоказанности нарушения указанным обстоятельством прав покупателей коммунальных услуг и признали оспоренное предписание незаконным. Доводы службы и управления, изложенные в жалобах, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая
Определение № А27-19872/20 от 02.12.2021 Верховного Суда РФ
для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, оспариваемое представление прокуратуры Кемеровской области от 03.09.2020 № 7-2-2020 вынесено по факту нарушения ООО «УК на Ворошилова» нарушений жилищного законодательства при управлении многоквартирными домами в городе Кемерово, выразившегося в начислении собственникам и пользователям помещений в указанных домах платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из единого тарифа на такую услугу, установленного постановлением РЭК Кузбасса от 20.12.2019 № 691, увеличенного на сумму налога на добавленную стоимость (далее – НДС ) по ставке 20 %. Признавая указанный ненормативный акт соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», статьями 149, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
Постановление № 03АП-2324/2012 от 13.07.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. Согласно пункту 3 указанного Постановления, если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. Из постановления Администрации г. Дивногорска от 26.11.2009 № 1252-п следует, что тариф на услуги водоснабжения и водоотведения на 2010 год установлен без учета НДС. Таким образом, предъявление истцом к оплате ответчику (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене соответствующей суммы НДС за 2010 год правомерно. Из приказа Министерства ЖКХ Красноярского края от 15.11.2010 № 89-т следует, что тариф на услуги водоснабжения и водоотведения на 2011 год установлен с учетом НДС . Дополнительно к цене коммунального ресурса в 2011
Постановление № А55-8367/14 от 10.02.2015 АС Поволжского округа
указанных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, администрацией муниципального района Волжский Самарской области были изданы постановления от 17.12.2012 № 3908 «Об оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг в муниципальном районе Волжский Самарской области на I полугодие 2013 года» и от 11.06.2013 № 2279 «Об оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг в муниципальном районе Волжский Самарской области на II полугодие 2013 года», согласно которым для населения были установлены следующие ставки платы за тепловую энергию (тарифы на тепловую энергию): в г.п. Смышляевка в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1206,06 руб./Гкал с учетом НДС , в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 1350,00 руб./Гкал с учетом НДС; в с.п. Спиридоновка в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1206,06 руб./Гкал с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 1340,00 руб./Гкал с учетом НДС; в с.п. Черновский в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1206,06 руб./Гкал с
Постановление № А65-4542/2021 от 24.03.2022 АС Поволжского округа
календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода. В случае если органом регулирования тарифов введенный в действие с 1 января 2020 года предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными утвержден с учетом НДС, то услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2020 года по такому тарифу, облагаются НДС . Как следует из Постановления Государственного Комитета РФ по тарифам от 19.12.2018 № 10-190/кс, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО – ООО УК «ПЖКХ» по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан (тариф действует с 01.01.2019 по 31.12.2019) согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения (тарифы указаны с учетом НДС) – 439,03
Апелляционное определение № 33-2/2014 от 17.02.2014 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
наличия в многоквартирном доме в 2010 году общедомовых, квартирных и индивидуальных приборов учета холодного, горячего водоснабжения, водоотведения в материалах дела не имеется и сторонами не представлено, поэтому начисление платы за указанные коммунальные услуги ХВС, ГВС, водоотведения (канализации) исходя из нормативов потребления согласно пп.«б» п.19 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции, действовавшей в тот период) судебная коллегия находит правомерным. Норматив потребления по ГВС в 2010 году установлен постановлением Администрации г.Ижевска от 10.12.2004 N 546 (ред. от 30.10.2009) "Об утверждении нормативов на водоснабжение и водоотведение" и составлял 3,6 куб.м./чел. в мес. Распоряжением Администрации г.Ижевска от 16.12.2009 N 514 (ред. от 18.12.2009) "Об установлении тарифа на услугу горячего водоснабжения, оказываемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" установлен на 2010 год тариф без НДС на услугу горячего водоснабжения, оказываемую ООО "Удмуртские коммунальные системы", в размере 48,29 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 56,98 руб./куб.м. Исходя из указанного тарифа и норматива потребления, размер
Апелляционное определение № 2-11/2022 от 19.09.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)
энергию для ООО «Владимиртеплогаз»: с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 2 046,59 руб., для населения с учетом НДС – 2 455,91 руб.; с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 2 110,91 руб., для населения с учетом НДС – 2 533,09 руб.; с 01.01.2021 по30.06.2021 – 2 110,91 руб., для населения с учетом НДС – 2 533,09 руб. Соответственно, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению составит: Объем тепловой энергии, потребленный в доме Стоимость Гкал (постановление департамента цен и тарифов Владимирской области от 23.09.2016 № 28/1) Стоимость потребленной тепловой энергии в доме (с учетом НДС ) Стоимость одного квадратного метра (исходя из площади всех помещений в доме 11 007 кв. м) Плата за отопление по кв. ****, площадью 57,2 кв. м. 1 2 3 4 (столбец 2 х столбец 3) 5 (столбец 4 : 1107 кв. м) 6 (столбец 5 х 57,2 кв. м) февраль 2018 г. 101 Гкал + 1,512 Гкал =