ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Консервация объекта незавершенного строительства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 5-АД23-91 от 01.12.2023 Верховного Суда РФ
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как усматривается из материалов дела, по делу по иску администрации города Мурманска к Министерству обороны Российской Федерации об обязании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить консервацию объекта незавершенного строительства «108-ми квартирного жилого дома» серии 93М с ТП-2400, расположенного по адресу: город <...>, принять необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу внутрь объекта на территории строительной площадки, полностью очистить территорию земельного участка от строительного и бытового мусора, судьей Октябрьского районного суда города Мурманска выдан исполнительный лист от 07 мая 2020 года № 018051272. На основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство от 14 мая 2020 года №<...>, в ходе которого установлено, что Министерство обороны Российской
Определение № А40-278687/19 от 23.08.2021 Верховного Суда РФ
Общества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 № 802, учтя установленные по делу обстоятельства, пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра предусмотренных законом оснований для постановки на государственный кадастровый учет спорного объекта незавершенного строительства , возведенного на публичном земельном участке, и регистрации права собственности Общества на этот объект, поскольку Общество с заявлением об осуществлении регистрационных действий в отношении указанного объекта незавершенного строительства не представило все необходимые документы. Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального
Определение № А47-9151/19 от 22.09.2021 Верховного Суда РФ
статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктом 6.2.2 строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятых и введенных в действие с 01.09.2001 постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 80, пунктами 2, 3, 9 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 № 802, пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», частично удовлетворил иск, исходя из следующего. Суд признал, что поскольку общество является собственником спорного объекта незавершенного строительства , то на нем лежит обязанность по его техническому обслуживанию, а также обеспечению мер, препятствующих несанкционированному доступу людей внутрь спорного объекта. Согласно заключению судебной экспертизы от 23.09.2020 № 116-20, объект незавершенного строительства «Торгово-административный комплекс «Атриум» не отвечает требованиям действующего законодательства в части наличия угрозы причинения вреда населению и окружающей среде (при отсутствии мониторинга
Постановление № А70-3544/2021 от 20.01.2022 АС Западно-Сибирского округа
установленном порядке (работы прекращены либо объект законсервирован или фактически эксплуатируется). Из положений пункта 145 Учетной политики Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденной приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 31.12.2020 № 462, следует, что необходимо учитывать степень вовлеченности объекта незавершенного строительства в хозяйственный оборот: «строительство (приобретение) ведется», «объект законсервирован», «строительство объекта приостановлено без консервации», «передается балансодержателям (эксплуатирующим учреждениям и предприятиям)». При этом выявляется целевая функция объекта незавершенного строительства: завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения), консервация объекта незавершенного строительства , приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства, передача объекта незавершенного строительства балансодержателям (эксплуатирующим учреждениям и предприятиям). По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации. Судами обоснованно принято во внимание определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 31-АПГ17-11, от 14.08.2019 № 16-АПА19-10, включенное в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019. Согласно выраженной правовой
Постановление № А72-10474/17 от 29.03.2022 АС Поволжского округа
г. Ульяновск, 7-й пр. Инженерный, д. 7 в соответствии с требованиями действующего законодательства, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Данным судебным актом было установлено, что работы по строительству спорного объекта не ведутся более шести месяцев, что является основанием для консервации объекта капитального строительства в порядке части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Разрешая настоящий спор суд первой инстанции установил, что ограждение строительной площадки и консервация объекта незавершенного строительства представляют собой приведение объекта территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды; незавершенный строительством объект представляет собой комплекс отдельно стоящих нежилых зданий, частично огражденных забором, степенью готовности от 4 до 44%: объект незавершенного строительства общей площадью 26 985 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская обл., г. Ульяновск, проезд Инженерный 7-й, д. 7, кадастровый номер 73:24:021110:127 (Корпус 221); объект незавершенного строительства
Постановление № А43-18776/20 от 09.08.2022 АС Волго-Вятского округа
Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Материалы дела подтверждают и стороны не оспаривают отсутствие проектной документации на строительство спорного объекта незавершенного строительства. Из ответа Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода на судебный запрос от 09.07.2021 следует, что проектно-сметная, строительно-исполнительная документация на хранении в МКУ «Архив города Нижнего Новгорода» отсутствует. Консервация объекта незавершенного строительства Обществом и его правопредшественниками не производилась, доказательств обратного в дело не представлено. Таким образом, на момент разрешения настоящего спора невозможно установить, объект с какими техническими характеристиками был запланирован к строительству, что исключает его достройку на законных основаниях, то есть в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдавалось разрешение на строительство в 1997 году или ранее. Статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент приватизации спорного объекта, не относила объекты
Решение № 2-2826/2021 от 20.09.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)
номером № (земельный участок находится в аренде Молибога Т.И. на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ) (далее- объект незавершенного строительства), согласно выписки из ЕГРН находится в собственности Молибога Т.И. ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства и содержания городской среды <адрес>, сотрудники администрации <адрес> произвели осмотр территорий городского поселения <адрес>. В ходе осмотра выявлено нарушение законодательства в области строительства собственником Молибога Т.И. в отношении объекта незавершенного строительства, а именно не выполнена консервация объекта незавершенного - строительства , не обеспечена безопасность объекта незавершенного строительства для населения и окружающей среды. В связи с тем, что строительные работы свыше 6 месяцев не ведутся, имеется доступ внутрь объекта и строительной площадки, на объекте незавершенного строительства имеются железобетонные конструкции, не перекрыт проем со второго этажа на первый, конструкции незавершенного объекта строительства регулярно подвергаются неблагоприятному воздействию окружающей среды (дождь, снег, ветер и т.д.), что в дальнейшем может отразиться на потере их несущей способности, наличием повышенной
Решение № 2-1132/18 от 10.12.2018 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)
ЗАТО г. Зеленогорска от 27.07.2017 г., уполномоченным органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования г. Зеленогорск Красноярского края является Комитет по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорска. В соответствии с экспертным заключением ООО «ПИГ-ЗЕМЛЯ» от ДД.ММ.ГГГГ строительство указанного выше объекта незавершенного строительства осуществлялось в 1999-2000 годах по проекту 22-066-0048 «Школа на 33 класса». При строительстве были частично выполнены работы по возведению каркаса зданий и монтаж наружных стеновых панелей. Консервация объекта незавершенного строительства выполнена не была. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска было вынесено представление по факту не проведения консервации объекта незавершенного строительства. В соответствии с ответом Администрации города на представление (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) указанный объект незавершенного строительства невозможно ввести в эксплуатацию, Комитетом по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорска летом 2017 была обеспечена установка предупреждающих табличек «Вход запрещен. Опасная зона» по периметру объекта, однако в настоящее время неустановленными лицами указанные таблички сняты. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру