ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Критерии объектов с массовым пребыванием людей - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А54-2510/20 от 02.02.2022 Верховного Суда РФ
Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется. Согласно приказу №198/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, вступившему в силу через полгода после обжалуемого отказа, критерием отнесения объекта к местам массового пребывания выступает возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек . Согласно проектной документации, представленной заявителем, объект предназначен для нахождения на нем не более 15 человек. Свод правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», которым, по мнению апелляционного суда следовало руководствоваться при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство, был утвержден Приказом МЧС №194 от 19.03.2020 и начал действовать 19.09.2020, то есть через девять месяцев после принятия оспариваемого отказа. Постановление Правительства Российской
Постановление № А47-1289/2021 от 12.10.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2020 № 198/пр утверждены критерии отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан. Применительно к объектам, указанным в пункте 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, таким критерием является возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек. Исходя из анализа действующего законодательства в области строительства, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов можно сделать вывод, что установление в законодательстве понятия «объект массового пребывания граждан» связано с необходимостью профилактики и недопущения опасности массовой гибели людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, таких как, например, пожар или террористический акт. Законодательством не установлено четких критериев относительно площади объекта, при которой он будет считаться объектом массового пребывания граждан, в связи с чем, суд правомерно учел положения пункта 5.35 раздела 5 «Оптимальные безопасные параметры основных помещений» СП 118.13330.2012*. Свод
Постановление № 20АП-7414/20 от 21.06.2021 АС Рязанской области
и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами». Однако, если объекты капитального строительства, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов, указанных в п. 4 и 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан, установлены Приказом от 10 апреля 2020 года № 198/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Одним из таких критериев является возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных в п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ. Таким образом, при рассмотрении обращения заявителя и выдаче оспариваемого отказа, администрацией не была дана оценка необходимости проведения и предоставления экспертизы проектной документации при наличии у объекта строительства признаков объекта массового пребывания граждан. Во-вторых,
Постановление № А55-36447/19 от 24.05.2022 АС Поволжского округа
одноместных номеров - 17, а количество обслуживающего персонала - 5-7 человек. Таким образом, по мнению эксперта, в кафе одновременно могут присутствовать лишь 32 человека, а в кухне S10, по мнению эксперта, не более 50 человек, что установлено «исходя из расположения столов в помещении». Указанный вывод эксперта, принятый судами, не подтвержден какими-либо документами. Согласно приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2020 № 198/пр, критерием отнесения объекта капитального строительства к объектам массового пребывания граждан является возможность одновременного нахождения на объекте пятидесяти и более человек . По утверждению общества эксплуатируемое ответчиком здание общей площадью более 800 кв. м, являющееся единым капитальным строением безусловно относится к объектам, на которых возможно одновременное нахождение пятидесяти и более человек и следовательно, указанный объект относится к пункту 1 Таблицы 4 СНИП, как объект с массовым скоплением людей, зона минимальных расстояний которого от магистрального газопровода должна составлять не менее 350 м. Кроме того, отвечая на вопрос
Постановление № 4А-377/2012 от 06.09.2012 Омского областного суда (Омская область)
задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), всех уровней РСЧС; организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения. Кроме того, не были определены критерии, в соответствии с которыми ООО может быть отнесено к одной из выше перечисленных групп организаций, на которые распространяются требования нормативно - правовых актов в области гражданской обороны. В нормативном порядке полная классификация потенциально опасных объектов, а также объектов с массовым пребыванием людей не закреплена. На законодательном уровне отсутствует четкий и логичный понятийно-категориальный аппарат. Так, до настоящего времени в нормативных правовых актах применительно к одним и тем же объектам используются самые разнообразные термины (потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, особо важные объекты, критически важные объекты, объекты повышенного риска, гипераварийные объекты и т.д.). Отсутствие единого подхода к
Решение № 2-5343/18 от 28.11.2018 Уссурийского районного суда (Приморский край)
документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства Согласно проектной документации на указанном участке планируется строительство двухэтажного XXXX, общая площадь здания XXXX кв.м. Зал кафе предназначен для размещения XXXX посадочных мест. Детский игровой зал расположен на 1 этаже вместимостью XXXX мест. На 2 этаже располагается зал отдыха для взрослых, сопровождающих детей, рассчитанный на XXXX мест. Общий штат персонала составляет 7 человек. Одновременно в здании предусматривается пребывание до XXXX человек персонала и посетителей, а именно XXXX человек. Согласно приложения Б Термины и определения СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения СНиП 31-06-2009» помещение с массовым пребыванием людей – это помещение с количеством людей более чем 1 чел. на
Решение № 2А-1334/2020250029-01-2020-001120-73 от 29.01.2020 Уссурийского районного суда (Приморский край)
капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется. На данный момент имеется проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «О критериях отнесения к объектам массового пребывания людей ...», в котором установлено, что к объекту с массовым пребыванием людей относится здание, строение, сооружение, на котором возможно одновременное нахождение пятьдесят и более человек, за исключением линейных объектов. Оспариваемый отказ содержит информацию о том, что есть некие объекты капитального строительства, которые относятся к объектам массового пребывания граждан, в отношении которых необходимо проводить экспертизу проектной документации, однако из текста отказа не ясно, относит ли административный ответчик планируемое к строительству кафе на 30