ФИО1 полной материальной ответственности за причиненный работодателю ущерб и наряду с общими условиями наступления материальной ответственности работника установить следующие обстоятельства: подлежал ли в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами ФИО1 привлечению к материальной ответственности за ущерб (повреждение транспортного средства и утрату части груза) в полном размере; на каком основании с ФИО1, осуществлявшим трудовую деятельность в должности менеджера по закупкам, был заключен договор о полной материальнойответственности от 18 августа 2018 г. как с водителем- экспедитором ; правомерны ли условия договора о полной материальной ответственности от 18 августа 2018 г., определяющие в качестве имущества работодателя, за которое работник несет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба, транспортное средство, предоставленное работодателем работнику для исполнения трудовых обязанностей; подлежало ли применению к спорным правоотношениям правило об ограниченной материальной ответственности работника в пределах его среднего месячного заработка, применяемое во всех случаях, кроме тех, в отношении которых Трудовым кодексом Российской
Ю.П. рассмотрела в открытом судебном заседании 9 сентября 2019 г. гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоЗащита» к ФИО1 о возмещении материального ущерба по кассационной жалобе ФИО1 на решение Осинского районного суда Пермского края от 19 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 12 сентября 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила: общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоЗащита» (далее также - ООО «ЭнергоЗащита», общество, работодатель) 19 июня 2018 г. обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении материального ущерба. В обоснование заявленных требований ООО «ЭнергоЗащита» указало, что с 5 сентября 2016 г. ФИО1 работал в обществе в водителем -экспедитором, с 1 апреля 2017 г. - заведующим хозяйством. Приказом ООО «ЭнергоЗащита» от 12 февраля 2018 г. № 1 ФИО1 уволен с работы
договора). Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31.12.2014. В случае если ни одна из сторон не позднее чем за один месяц до истечения срока настоящего договора не предупредит другую сторону о своем намерении отказаться от договорных отношений, настоящий договор автоматически продлевается на следующий календарный год (пункт 8.1 договора). Кроме того, 30.09.2014 года между ООО «ТЛК ТрансАвто» (работодателем) и ИП ФИО1 (работником) заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственностью водителя-экспедитора , согласно которому работник принимает на себя обязательство нести полную материальную ответственность за недостачу переданных ему для перевозки грузов, а работодатель обязуется обеспечивать надлежащие условия для сохранности вверенного работнику имущества. Во исполнение условий договора №171 на перевозку грузов автомобильным транспортом ИП ФИО1 оказал ООО «ТЛК ТрансАвто» на сумму 146 926,32 рублей. что подтверждается подписанными сторонами без замечаний и возражений актами выполненных работ №01 от 31.10.2014, №02 от 30.11.2014, №03 от 10.12.2014. ООО «ТЛК
проверкой установлен факт продажи товаров при помощи деятельности торговых представителей общества: торговый представитель выезжал к клиенту, с которым заключался или уже был заключен договор на доставку продукции, представлял ему прайс-листы и составлял заявку на поставку продукции, через карманный компьютер с помощью мобильной связи данная заявка попадала в офис организации в отдел логистики, там заявка обрабатывалась логистами и направлялась на склад в виде «листа подбора». Следующим утром товар грузился на автомобиль и выдавался под материальную ответственность водителю-экспедитору , который развозил товар по клиентам. Оплата за поставляемый товар происходила зачастую с отсрочкой платежа до 21 дня; - за организацией была зарегистрирована одна единица контрольно-кассовой техники, которая находилась в офисе общества, в помещении, специально оборудованном под кассу организации. Названные обстоятельства выявлены налоговым органом в ходе проверки на основании протоколов допроса работников общества, сотрудников охраны, а также индивидуальных предпринимателей – покупателей. Указанное, по убеждению проверяющих, означает невозможность применения такого физического показателя как «торговое
услуг перевозчика осуществляется в соответствии с тарифом транспортных услуг, установленным в Приложении № 2 к договору. Оказанные услуги оплачиваются экспедитором перевозчику на основании предоставленных документов: актов оказанных услуг за подписью перевозчика, путевой лист с отметками грузополучателя, ТрН и ТТН с отметкой грузополучателя о приемке товара, счет-фактура (пункт 4.2 договора). Кроме того, 30.09.2014 года между обществом с ограниченной ответственностью «Транспортно-логистическая компания ТрансАвто» (работодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (работник) был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственностью водителя-экспедитора , согласно которому работник принял на себя обязательство нести полную материальную ответственность за недостачу переданных ему для перевозки грузов, а работодатель обязуется обеспечивать надлежащие условия для сохранности вверенного работнику имущества. В ходе исполнения обязательств по договору на перевозку грузов автомобильным транспортом были оказаны услуги на сумму 146 926 руб. 32 коп., что подтверждается актами выполненных работ от 31.10.2014г. № 01, от 30.11.2014г. № 02, от 10.1.2.2014г. № 03. Вследствие ненадлежащего исполнения экспедитором своих
либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. На основании ст. 243 Трудового кодекса РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае, когда в соответствии с Трудовым Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей. Договором № от ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО и ФИО2 в п. установлена полная материальная ответственность водителя-экспедитора ФИО2 (л.д.14). Суд не установил фактов, исключающих материальную ответственность работника, а именно: возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд полагает, что истцом доказан факт причинения ущерба, вина лица в
причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" предусмотрена полная индивидуальная материальная ответственность водителя-экспедитора за недостачу, повреждение и т.п. вверенного ему груза, то есть материальных ценностей. В судебном заседании не установлено причинения ответчиком истцу ущерба от недостачи груза. Вместе с тем, на основании ст. 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, в том числе, в случае причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом. Как следует из определения инспектора ГИБДД от 04.04.2020 г., в возбуждении дела об
транспортного средства. К административной ответственности ответчик не привлекался, в возбуждении дела об административном правонарушении отказано по п. КоАП РФ, что подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (материалы административного производства). На основании ст. 242 Трудового кодекса РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Договором № от ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО и ФИО5 в п. установлена полная материальная ответственность водителя-экспедитора ФИО5 (л.д.14). Суд, исследовав трудовой договор ответчика с истцом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), договор о полной индивидуальной материальной ответственности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), пришел к выводу, что договор о полной материальной ответственности не может быть применен к случаю причинения ущерба транспортному средству работодателя, в связи с тем, что работнику данное транспортное средство не вверялось как товарно-материальная ценность, работы по приему, обработке для доставки, доставке (сопровождению), выдаче (сдаче) которого должен был выполнять работник. В
средство Фиат <данные изъяты>. В соответствии с п. 9.2 трудового договора на работника возложена полная материальная ответственность за убытки, причиненные работодателю его виновными действиями (бездействием). Согласно п. 9.7 трудового договора работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. Также при приеме на работу ФИО1 был ознакомлен с должностной инструкцией, пунктом 5.1 которой предусмотрена полная материальная ответственность водителя – экспедитора за необеспечение вверенных ему для перевозки материальных ценностей. 22 декабря 2016 года между истцом и ООО «ИСТВАРД (заказчиком) был заключен договор № 22/12/2016 на осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом по территории Российской федерации. Согласно п. 2.2 договора на каждую партию груза, следующего на одном транспортном средстве, оформляется письменно заявка, товарно-транспортная накладная, предоставляемая Заказчиком и Грузоотправителем. Договором транспортной экспедиции № 22/12/2016 от 22 декабря 2016 года, заключенным между ООО «Идеал-Кейтеринг» и ООО «ИСТВАРД», в