ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Министр обороны - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 15АП-20560/2014 от 02.10.2015 Верховного Суда РФ
пос. Пересыпь, и закрепило данные объекты за ФГУП «ИнжТехЦентр» на праве хозяйственного ведения. Управление Росимущества распоряжением от 23.05.2008 № 466-р прекратило право постоянного (бессрочного) пользования Санатория на спорный земельный участок и передало этот участок в аренду ФГУП «ИнжТехЦентр» на 49 лет. На основании данного распоряжения Управление Росимущества и ФГУП «ИнжТехЦентр» заключили договор от 19.06.2008 № 7700000864 аренды указанного земельного участка. Правительство Российской Федерации распоряжением от 19.04.2010 № 584-р передало ФГУП «ИнжТехЦентр» в ведение Минобороны. Министр обороны Российской Федерации (далее – Министр обороны) приказом от 28.05.2010 № 573 прекратил право хозяйственного ведения ФГУП «ИнжТехЦентр» на 15 объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, и закрепил эти объекты на праве оперативного управления за ФГУ «Загородная КЭЧ». Договор от 19.06.2008 аренды земельного участка расторгнут по соглашению сторон 23.09.2010. ФГУ «Загородная КЭЧ» обращалось в Управление Росимущества о закреплении спорного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, однако Управление Росимущества не ответило на обращения. Спорный земельный
Определение № 308-ЭС15-18307 от 16.03.2017 Верховного Суда РФ
на которые также было зарегистрировано право муниципальной собственности. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2008 по делу № А32-45124/2008 по иску Управления Росимущества признано недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности на указанный земельный участок путем аннулирования в ЕГРП записи об указанном праве. При рассмотрении данного спора суд установил, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, поскольку находится в границах зоны санитарной охраны курорта федерального значения, относящегося к особо охраняемой природной территории. Министр обороны Российской Федерации (далее – Министр обороны) в письме от 02.08.2009 обратился к Администрации Анапы с просьбой передать в объекты недвижимости базы отдыха «Большой Утриш» в ведение Минобороны. По решению Совета муниципального образования «Город-курорт Анапа» от 10.11.2009 № 1082 спорный земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости переданы на безвозмездной основе из муниципальной собственности в федеральную собственность (Минобороны). Акт приема-передачи объектов подписан в июле 2010 года представителями Администрации Анапы и Минобороны. Приказом Министра обороны
Постановление № А56-50613/14 от 17.08.2015 АС Северо-Западного округа
ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Суды пришли к правильному выводу, что ООО «Новая Ижора» вправе обратиться с иском не только к основному должнику, но и дополнительно к лицу, которое в соответствии с законом несет ответственность наряду с основным должником. Обязанность нести субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений) возложена частью 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на главного распорядителя бюджетных средств. Министр обороны Российской Федерации согласно подпункту 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны и реализацию возложенных на него полномочий. Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли правомерным привлечение в качестве субсидиарного должника Российской Федерации в лице Минобороны, поскольку полномочия учредителя 2000 ОМИС осуществляет Министерство обороны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Правоотношение, в рамках которого
Постановление № А56-72973/14 от 21.10.2015 АС Северо-Западного округа
такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии со статьей 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства. В подпункте 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, определено, что Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий. Следовательно, Российская Федерация в лице Минобороны обороны, как собственник имущества Учреждения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника. При этом факт недостаточности имущества, находящегося в распоряжении Ответчика 1, устанавливается в ходе исполнения судебного акта, поскольку первоначально взыскание производится за счет имущества Учреждения, и только при его недостаточности, как указано в постановлении апелляционного суда, – с субсидиарного
Постановление № А56-65187/16 от 09.08.2017 АС Северо-Западного округа
жалобе. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1074-р и приказа Министра обороны Российской Федерации (далее – Министр обороны ) от 24.02.2012 № 408 федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ссудодатель) и открытое акционерное общество (далее – ОАО) «Оборонэнерго» в лице Северо-Западного филиала (ссудополучатель) 27.04.2012 заключили сроком до 23.02.2013 договор № СЗ408-ЭСХ безвозмездного пользования федеральным объектом электросетевого хозяйства – Сетью, права собственника в отношении которой осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (пункт 1.2 договора). Объект передан ссудополучателю по акту приема-передачи от 27.04.2012. Пунктом 3.1.6 договора предусмотрена обязанность
Постановление № А33-23695/14 от 01.10.2015 АС Восточно-Сибирского округа
не их распорядителем в понимании бюджетного законодательства; Учреждение не распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств и не перечисляет их должнику, в связи с отсутствием у него лицевого счета. Учреждение является распорядителем бюджетных средств только по отношению к зачисленным к нему учреждениям и организациям, имеющим самостоятельные лицевые счета. В силу подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правильно признал незаконными действия УФК по Красноярскому краю, связанные с вручением ФКУ УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия уведомления о поступлении исполнительного документа от 18.11.2014 № УПЛ-14-6284, и требование о предоставлении указанных в нем документов, как адресованные ненадлежащему субъекту. Отклоняя довод УФК по Красноярскому
Постановление № 13АП-5386/2022 от 19.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство в целях реализации своих полномочий, кроме прочего, имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, согласно подпункту 56 пункта 8 Положения обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил. В силу пункта 9 Положения Министерство возглавляет Министр обороны РФ, который несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Министерство обороны России и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. На основании подпунктов 7, 31, 32 пункта 10 Положения Министр обороны издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание организаций Вооруженных Сил РФ и реализацию возложенных на него полномочий, организует контроль финансово-экономической и