ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Муниципальная собственность на землю - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС15-16496 от 31.05.2016 Верховного Суда РФ
установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя; в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В статье 17 указанного Закона приведены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно статье 30.1 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных Управлением Росреестра дела правоустанавливающих документов, с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок обратились ФИО6 по доверенности от 09.02.2004, выданной
Апелляционное определение № 70-АПА19-1 от 22.05.2019 Верховного Суда РФ
использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-0, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Суд первой инстанции, установив, что при определении оспариваемого коэффициента аренды анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не проводились, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в соответствующей части. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм закона и соответствует
Апелляционное определение № 16-АПА19-12 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-0, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков. Таким образом, при принятии нормативного правового акта
Кассационное определение № 18-КА20-8 от 22.07.2020 Верховного Суда РФ
не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой У.4 ЗК РФ. Пунктом 1 статьи 3928 ЗК РФ определены случаи, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается
Решение № А53-1398/09 от 17.03.2009 АС Ростовской области
на указанный объект , является признание права в судебном порядке. Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на объект недвижимости, созданный без получения на это необходимых разрешений, признается судом. Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом в собственности, бессрочном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Спорные объект возведен на земельном участке, принадлежащем муниципальному учреждению на праве собственности. Муниципальная собственность на землю возникает в результате разграничения государственной собственности на землю, признания таковой федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ либо в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством. Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов,
Решение № А53-2721/14 от 23.10.2014 АС Ростовской области
в данном случае собственность на спорный участок была разграничена изначально, а соответственно, оснований для признания права муниципальной собственности на землю не имеется. В данном случае право муниципальной собственности на земельный участок возникнет в случае передачи земельного участка из федеральной собственности. Однако, для совершения указанного действия орган местного самоуправления должен в установленном законом порядке обратиться за передачей земельного участка. Рассмотрев заявленные требования, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения ввиду следующего. Муниципальная собственность на землю возникает в результате разграничения государственной собственности на землю, признания таковой федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации либо в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством. В обоснование своих требований о признании права собственности истец ссылается на пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на
Постановление № 08АП-3582/08 от 29.07.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда
регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. Вместе с тем в гражданском законодательстве и иных нормативных актах существуют нормы о юридических лицах, которые не применимы к государственным и муниципальным образованиям. Гражданский кодекс Российской Федерации для государства и муниципальных образований предусматривает специальные виды вещных прав – право государственной собственности (статья 214 Гражданского кодекса Российской Федерации) и право муниципальной собственности (статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации). Муниципальная собственность на землю согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации возникает в результате разграничения государственной собственности на землю, признания таковой федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ либо в случае приобретения земельных участков по основаниям, установленным гражданским законодательством. В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов,
Решение № А38-5848/09 от 10.03.2010 АС Республики Марий Эл
л.д. 45, 47-48). Поэтому заключенный между ответчиками договор аренды не соответствует части 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 17.07.2003 №32-З «О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл», статьям 11.2, 35 и 45 Земельного кодекса РФ (в дальнейшем – ЗК РФ) и статье 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Орган местного самоуправления, по мнению истца, не мог распорядиться земельным участком, так как муниципальная собственность на землю не была оформлена в установленном законом порядке. При этом землеустроительные дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:0000000:153 и 12:15:0000000:158 отсутствуют, поскольку землеустроительные работы не проводились, а участкам был присвоен условный кадастровый номер. Кроме того, как указывает истец, на предоставленном в аренду земельном участке находится здание столовой ПТО, являющееся собственностью СПК «Дружба», что подтверждается передаточным актом от 28.02.2000. Однако государственная регистрация права собственности истца на здание столовой не произведена, поскольку право возникло
Решение № 2-588/18 от 07.12.2018 Яшкинского районного суда (Кемеровская область)
исправлении кадастровой ошибки путем признания недействительным результатом межевания. В обоснование требований указывает, что в 2018 году в администрацию Яшкинского городского поселения обратилась ФИО3 с просьбой о выделении земельного участка, на котором находится ее жилой дом с хозяйственными постройками по <адрес>. Указанный дом и хозяйственные постройки находятся в границах пгт Яшкино и расположены на землях, относящихся к категории земель населенных пунктов. На момент обращения ФИО3 земельный участок по <адрес> образован не был, государственная ( муниципальная) собственность на землю не разграничена. Администрация Яшкинского городского поселения посредством ФИО3 обратилась к кадастровым инженерам ООО «Земля и право» с заданием о проведении кадастровых работ для определения фактических границ образуемого земельного участка. При проведении кадастровых работ было установлено, что местоположение земельного участка, расположенного по пер Овражный,9А пгт Яшкино с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ответчикам, не соответствует фактическому местоположению – пересекает образуемый земельный участок по <адрес>. Указанное наложение образовалось в результате допущения реестровой кадастровой
Решение № 2-609/2021 от 08.04.2021 Курганинского районного суда (Краснодарский край)
<адрес>; - железобетонное сооружение (пирс), находящееся в западной части водоема, расположенного адресу: <адрес>. Вышеуказанный земельный участок имеет виды разрешенного использования (территории) общего пользования. По земельному праву Российской Федерации в городах, поселках и сельских населенных пунктах, земли общего пользования состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение - обеспечение проживания и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них
Решение № 2-621/2021 от 16.04.2021 Курганинского районного суда (Краснодарский край)
расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №. Вышеуказанный земельный участок имеет виды разрешенного использования для эксплуатации очистных сооружений. По земельному праву Российской Федерации в городах, поселках и сельских населенных пунктах, земли общего пользования состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение - обеспечение проживания и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них