ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 09АП-7409/10 от 22.04.2010 Девятого арбитражного апелляционного суда
ст. 101 НК РФ налоговый орган уклонился от проверки доводов Общества, мотивировал это тем, что Общество само не учло часть расходов при исчислении налога на прибыль, отразив их в составе расходов будущих периодов. Данное обстоятельство, якобы, лишает налоговый орган права учесть данные расходы. При этом налоговый орган ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформированную в Определениях от 04.06.2007 №320-0-П, 366-О-П, о том, что в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Данный довод налогового органа Арбитражный суд г.Москвы правильно признал несостоятельным, так как требование Общества сводилось не к оценке эффективности и целесообразности фактически понесенных, но не отраженных в налоговой декларации расходов, а к признанию этих расходов при принятии Решения. То обстоятельство, что в налоговой декларации Общество не отразило часть фактически понесенных расходов и документально подтвержденных расходов, имея целью не показывать в
Постановление № А38-8468/17 от 16.01.2019 Первого арбитражного апелляционного суда
и возврат спорных средств заимодавцам. Довод Инспекции о нецелесообразности привлечения третьих лиц для осуществления транспортных услуг при наличии возможности выполнить перевозки самостоятельно, обоснованно отклонен судом первой инстанции. Такое утверждение не имеет правового обоснования и является некорректным, поскольку налоговый орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов гражданско-правовых отношений. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в Определениях от 04.06.2007 №№320-О-П, 366-О-П, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Согласно пункту 4 Постановления №53 судам следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Презумпция добросовестности налогоплательщика может считаться опровергнутой, в частности, в случае представления налоговым органом доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных действий, направленных
Постановление № 11АП-16699/2014 от 08.12.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
отсутствуют доказательства согласованности действий участников операций, в первую очередь ООО «Истоки», причастность заявителя к документообороту контрагента и его контрагентов по цепочке. Кроме того в решении суда указано на отсутствие оказания услуг, тогда как между ООО «ПромТоргРесурс», ООО «Триумф» и ИП Титаренко И.Г. действовали заемные обязательства. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Налоговым органом не представлены доказательства того, что движение денежных средств в ООО «ПромТоргРесурс» контролировалось со стороны ООО «Истоки» либо проводилось по поручению последнего, а также доказательства того, что ООО «Истоки» знало либо имело возможность проконтролировать дальнейшую судьбу денежных средств, перечисленных на счет своего контрагента. Кроме того, налоговым органом не представлено доказательств участия ООО «Истоки» в схеме обналичивания ООО «ПромТоргРесурс» денежных
Постановление № А52-1524/2021 от 30.05.2022 АС Псковской области
а в 2017 году – 58.743 тыс. рублей, соответственно налог на прибыль организаций составил за 2014 год – 1 425 273 руб.; за 2015 год – 2 436 366 руб., за 2016 год – 12 835 397 руб., за 2017 – 13 324 360 руб. Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в определениях от 04.06.2007 № 320-О-П, 366-О-П, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 № 3-П также следует, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов. Налоговым органом не учтено, что в силу
Постановление № А42-7806/13 от 06.03.2015 АС Северо-Западного округа
так как Правительством Российской Федерации было принято решение о моратории на вылов краба в прибрежной зоне. При этом сама цель приобретения судна (использование в предпринимательской деятельности) Инспекцией не поставлена под сомнение; факт соответствия расходов критериям, предусмотренным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, налоговым органом не оспаривается. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в определениях от 04.06.2007 № 320-О-П, 366-О-П, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 № 3-П следует, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов. Общество правомерно включило затраты, понесенные на содержание, эксплуатацию,