"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), в соответствии с которыми установлен срок для ознакомления налогоплательщика, в отношении - которого проводилась проверка, с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Данной процедурой предусматриваются подача таким лицом заявления об ознакомлении с материалами дела и обязанность налоговогоорганаознакомить его с материаламидополнительныхмероприятий налогового контроля не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. Поскольку срок для ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, его соблюдение является существенным условием процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Таким образом, налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с материалами налоговой проверки с целью обеспечения полноценной защиты его прав и законных интересов. Исходя из вышеизложенного ИФНС России № 31 по г. Москве представила
мероприятиях налогового контроля от 20.01.2011г. №02-1, возражений относительно заключения эксперта, является нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и в силу п.14 ст.101 НК РФ является безусловным основанием для отмены оспариваемого решения судом. Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2011г. по делу №А19-/2011. По мнению налоговогооргана, вывод суда об обязанности инспекции ознакомить налогоплательщика с теми материалами, которые были получены в ходе дополнительныхмероприятий налогового контроля, но не использовались в качестве доказательств совершения налогового правонарушения, является ошибочным в силу следующего. По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией составлена Справка № 02-1 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля от 20.01.2011, с которой налогоплательщик ознакомлен 20.01.2011. В справке инспекцией указано, что в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией направлены запросы, требования в государственные органы и контрагентам налогоплательщика, повестки о вызове
совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Из материалов дела усматривается, что: - 08.11.2012 Управление вынесло решение № 2 о проведении в срок до 07.12.2012 дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении Общества (при этом в данном решении налоговыйорган конкретно не указал, какие именно мероприятия будут проведены), - 07.12.2012 Управление ознакомило Общество с материаламидополнительныхмероприятий налогового контроля, что отражено в протоколе об ознакомлении от 07.12.2012 №1, в том числе с заключением почерковедческой экспертизы от 22.11.2012 № 9, вручило налогоплательщику копии материалов и выписок документов на 135 листах, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, в том числе: протоколы допросов свидетелей, заключение эксперта Магановой Е.В. №9 от 22.11.2012 (почерковедческая экспертиза), запросы Управления, поручения об истребовании документов, ответы государственных и муниципальных органов
органа обязанности ознакомить с ними проверяемое лицо. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на дату подачи обществом заявления об ознакомлении (21.10.2022) у налоговогооргана не возникла обязанность ознакомить представителей заявителя с материалами проверки, поскольку к указанной дате выездная налоговая проверка завершена не была, справка о проведенной выездной налоговой проверке и акт проверки не составлены. Также суд апелляционной инстанции отмечает, что законодательством о налогах и сборах не установлен срок, в течение которого налоговый орган обязан дать ответ на заявление об ознакомлении, поданное до составления акта проверки. Пункт 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает на налоговый орган обязанность обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительныхмероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Однако, как установлено выше, в рассматриваемой ситуации при подаче обществом
для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов. Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что после проведения мероприятий налогового контроля налоговыйорган не ознакомил заявителя с ее материалами и не известил о дате и времени о рассмотрении мероприятий налогового контроля. По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 01.11.2013 № 11-11-044, который получен предпринимателем 08.11.2013 с приложениями на 23 листах. Согласно протоколу от 08.11.2013, предприниматель ознакомлен с материалами выездной налоговой проверки. Учитывая устные доводы налогоплательщика и дополнительно представленные налогоплательщиком документы, 13.12.2013 налоговым органом вынесено решение № 7 о проведении дополнительныхмероприятий налогового контроля в виде истребования в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации документов, подтверждающих налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за 2011 год (копия решения получена предпринимателем 13.12.2013). Требованием от 13.12.2013 у предпринимателя запрошены документы, подтверждающие
опроса к выявлению налоговой базы и не представил причины невозможности осуществления данных действий в рамках выездной налоговой проверки. В обоснование требований о незаконности действия (бездействия) налогового органа по не предоставлению возможности ознакомления ее с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, основанных на Решении № от 30.10.2013г. указала, что до повторного рассмотрения материалов проверки (до 29.11.13г.), в нарушении абз.2 п.2 ст. 101 НК и приложения № к Письму от ДД.ММ.ГГГГ N СА-4-9/14460@, налоговыйОрган не ознакомил ее с материаламидополнительныхмероприятий по налоговому контролю. Срок на ознакомление с материалами по дополнительным мероприятиям налогового контроля — не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. Согласно указанному приложения № установлена форма документа по ознакомлению налогоплательщика с материалами, полученными в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. 26.11.13г. были получены документы, в.т.ч. уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении в инспекции 26.11.13г. с результатами по экспертизе. 27.11.13г. проведена экспертиза. 27.11.13г. были поданы в инспекцию заявления