ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Непринятие лицом мер по предотвращению конфликта интересов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минтруда России от 26.07.2018 N 18-0/10/П-5146 <О методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов>
должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, отдельные должности в организациях на основании трудового договора, установлены виды ответственности за совершение коррупционных правонарушений и порядок ее применения, в том числе за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. 2. Особенности проведения проверки соблюдения должностными лицами обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов 2.1. В случае поступления (выявления) информации, указывающей на непринятие должностным лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов , необходимо руководствоваться следующим. В целях всестороннего изучения обстоятельств, характеризующих наличие (отсутствие) конфликта интересов, которые рассмотрены в разделе 4 настоящих методических рекомендаций, и соблюдения прав должностного лица необходимо проведение проверки. Проверка соблюдения должностным лицом требований к служебному поведению, в том числе требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в соответствии с: - Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и
Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 "Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования" (вместе с "Обзором типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования")
личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности. Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. 2.5. Описание ситуации Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Меры предотвращения и урегулирования Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе. Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у государственного служащего есть личная заинтересованность. 3. Конфликт интересов , связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами 3.1. Описание ситуации Государственный служащий и/или его
Письмо ФТС России от 24.12.2012 N 10-95/63891 "О направлении памятки должностным лицам таможенных органов Российской Федерации" (вместе с "Памяткой должностным лицам таможенных органов Российской Федерации о типовых ситуациях конфликта интересов на службе в таможенных органах Российской Федерации и порядке их урегулирования")
на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является таможенный орган, в котором оно замещает должность. 2.1. Меры предотвращения и урегулирования. Представителю нанимателя рекомендуется указать должностному лицу, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если должностное лицо не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении должностного лица от замещаемой должности. Важно отметить, что непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение должностного лица из таможенных органов. 3. Описание ситуации. Должностное лицо участвует в принятии решения о закупке таможенным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает оно само, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица. 3.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При
Указ Президента РФ от 19.05.1999 N 614 "О присвоении классных чинов федеральным государственным служащим органов юстиции Российской Федерации"
(в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является). В. полагал, в частности, что в его действиях отсутствует конфликт интересов. Решением суда, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, В. в удовлетворении иска отказано. Разрешая спор, суды исходили из следующего. При определении понятия конфликта интересов на службе в органах внутренних дел согласно частям 1 и 2 статьи 71 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" используются понятия конфликта интересов и личной заинтересованности, содержащиеся соответственно в частях 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции". Согласно данным нормам под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов , влияет или может повлиять на надлежащее,
Статья 21.
13.1 следующего содержания: "Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия 1. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов , стороной которого оно является; 2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; 3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 4) осуществления лицом предпринимательской деятельности; 5) вхождения лица в состав органов
Решение № 2-2-66/2022 от 18.04.2022 Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область)
исковых требований указала, что распоряжением главы муниципального образования «*** сельское поселение» ФИО2 от 15.03.2022 года, она вопреки материалам проверки комиссии по соблюдению требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов была уволена в связи с утратой доверия за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Полагает ее увольнение незаконным, а распоряжение № Р-л/с от 15.03.2022 года подлежит отмене. В отношении нее нарушены положения ч.3 ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возможно только в случае непринятия лицом мер по предотвращению конфликта интересов . Ею же были предприняты все меры для устранения конфликта интересов и заработная плата за период, когда она работала <данные изъяты> с 07.09.2021 года по 20.09.2021 года, была перечислена А*** исполняющей обязанности <данные изъяты> и дополнительно на расчетный
Апелляционное определение № 2-2-66/2022 от 02.08.2022 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)
*** администрации МО «Красноборское сельское поселение». На основании распоряжения главы МО «Красноборское сельское поселение» от 15.03.2022 она, вопреки выводам комиссии по соблюдению требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов, была уволена в связи с утратой доверия за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Истец считает свое увольнение незаконным, а распоряжение от 15.03.2022 № 3 р-л/с подлежащим отмене. Указывает, что в отношении нее нарушены положения ч. 3 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», допускающие возможность увольнения только в случае непринятия лицом мер по предотвращению конфликта интересов . Ею же были предприняты все меры для устранения конфликта интересов и заработная плата за период, когда она работала секретарем участковой избирательной комиссии с 07.09.2021 года по 20.09.2021 года, была перечислена Ш*** исполняющей обязанности главы администрации и дополнительно
Решение № 2А-260/2021 от 28.04.2021 Шуйского городского суда (Ивановская область)
2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем, нарушение главой муниципального образования - Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области установленной антикоррупционным законодательством обязанности в силу пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" влечет за собой безальтернативное последствие в виде досрочного прекращения его полномочий в связи с утратой доверия. Таким образом, решение
Решение № 2-296/2022 от 14.04.2022 Североморского районного суда (Мурманская область)
интересов, свидетельствующих о несоблюдении ФИО10 требований антикоррупционного законодательства, связанных с непринятием мер по урегулированию конфликта интересов, Главой администрации ЗАТО г. Североморск не принято решение об увольнении ФИО10, первого заместителя Главы ЗАТО г. Североморск в связи с утратой доверия, что противоречит закрепленному в п. 4 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, является незаконным. В силу части 6 статьи 11 ФЗ № 273-ФЗ непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Увольнение в данном случае лица, являющегося стороной конфликта интересов, в связи с непринятием им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является единственной мерой дисциплинарного взыскания, подлежащей применению. Доводы стороны ответчиков, о том, что мера дисциплинарного воздействия является усмотрением работодателя, в связи с чем ФИО10 за совершение проступка объявлен выговор, суд полагает основанными на неверном применении