ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нерегулируемые цены - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-996/2015 от 10.11.2015 Верховного Суда РФ
431 Гражданского кодекса Российской Федерации проанализировали положения договора энергоснабжения от 01.01.2007 № 30022004, заключенного между обществом (абонентом) и компанией (сбытовой организацией), и, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 421, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для перерасчета стоимости поставленной электрической энергии и мощности. Суды исходили из согласования сторонами отсутствия необходимости изменения (переоформления) договора в случае изменения в период его действия регулируемых тарифов. Кроме того, суды указали, что свободные ( нерегулируемые) цены рассчитываются сбытовой компанией в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в порядке, установленном в приложении № 12 к договору. Суды апелляционной инстанции и округа поддержали выводы суда первой инстанции. Возражения общества об изменении компанией в одностороннем порядке не только цены (тарифа), но и порядка расчета (применения несогласованной ценовой категории) являлись предметом исследования и мотивировано отклонены. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, основанными на оценке имеющихся в
Определение № А49-2353/20 от 12.02.2021 Верховного Суда РФ
теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о недоказанности истцом (ресурсоснабжающей организацией) обоснованности требования об оплате поставленной ответчику тепловой энергии в отсутствие утвержденного в установленном порядке тарифа. Проанализировав нормы Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», определяющие критерии и основания дерегулирования тарифов, суды указали на несоблюдение обществом необходимых для перехода на нерегулируемые цены условий, в связи с чем признали необоснованным произвольное установление обществом цены за единицу теплоэнергии. Тариф обществу регулятором не установлен в связи с непредставлением истцом необходимых для этого документов. Не исключая право истца на взыскание стоимости тепловой энергии из расчета его расходов, суды указали, что доказательств в подтверждение расходов и цены ресурса общество не представило, о назначении судебной экспертизы не просило. Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судов, где мотивированно отклонены, и по существу направлены на
Определение № 305-ЭС15-10855 от 14.09.2015 Верховного Суда РФ
Российской Федерации, как несоответствующий имеющему большую юридическую силу Федеральному закону от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике». Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами материалы, суды, руководствуясь статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о необоснованности заявленных требований в связи с непредставлением обществом надлежащих доказательств в их обоснование. Судами отмечено, что обязательства истца по приобретению электрической энергии и мощности на оптовом рынке по нерегулируемым ценам возникли вследствие его собственных действий по получению права участия в торговле на оптовом рынке и подаче ценопринимающих заявок. Действия истца повлекли возникновение у него гражданско-правовых обязательств по покупке электрической энергии и мощности на оптовом рынке в рамках организованной договорной структуры, предусмотренной Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172. Суды указали, что в деле отсутствуют доказательства того, что
Определение № 14АП-4347/2015 от 20.02.2016 Верховного Суда РФ
спорных пунктов в соответствии с нормами действующего законодательства и с учетом баланса интересов сторон. Разрешая разногласия в отношении пунктов 4.2, 4.3, 5.1, 5.2 и принимая их в редакции истца, суды исходили из вывода о том, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи) электроэнергии с любым обратившимся к нему потребителем. На территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики продают электроэнергию на розничных рынках потребителям (за исключением населения и приравненных к нему) по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен. В связи с этим, как заключили суды, вопрос согласования цены должен быть урегулирован в предложенной обществом редакции, соответствующей пунктам 2, 4, 5, 12, 62, 64, 65 Основных положений № 442. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. Возражения заявителя рассматривались судами нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для
Определение № 09АП-15256/2015 от 20.02.2016 Верховного Суда РФ
Гражданского кодекса Российской Федерации, суды признали заявленные требования обоснованным, исходя из подтвержденности факта поставки энергоресурса ответчику в спорный период и отсутствия доказательств его полной оплаты. При этом судами отмечено, что факт признания частично недействующими приказов ФСТ России об утверждении сводных прогнозных балансов, касающихся регулируемых договоров и объемов электроэнергии для ответчика, не повлиял на нерегулируемый сектор торговли оптового рынка, не повлиял на порядок заключения и поставки электроэнергии для ответчика по спорным договорам по свободным ( нерегулируемым) ценам и не освободил ответчика от исполнения обязательств по оплате в полном объеме мощности, полученной от истца на основании этих договоров в спорный период. Суды указали, что обязательства ответчика по приобретению энергоресурса на оптовом рынке по нерегулируемым ценам возникли вследствие его собственных действий в рамках организованной договорной структуры, предусмотренной Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172. Суды
Постановление № 17АП-17034/2014 от 17.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
электрической энергии, составленным в порядке, предусмотренном разделом X настоящего документа; изменение составляющих предельных уровней нерегулируемых цен и иных параметров расчета, указанных в пунктах 183 и 184 Правил оптового рынка, в соответствии с порядком, установленным договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в случае если эти изменения не были учтены при определении составляющих предельных уровней нерегулируемых цен и иных параметров расчета, указанных в пунктах 183 и 184 Правил оптового рынка, за расчетный период. Средневзвешенные нерегулируемые цены электрической энергии (мощности) за предыдущие расчетные периоды изменению и перерасчету не подлежат. До 1 июля 2013 г. при определении предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории гарантирующий поставщик применяет минимальную из следующих цен: определенная в соответствии с настоящим пунктом средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность); средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), рассчитываемая как сумма средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемой за соответствующий расчетный период по результатам конкурентных
Постановление № 03АП-4879/2012 от 18.12.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) не позднее чем через 15 дней после окончания расчетного периода. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179 утверждены Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее – Правила №1179) (вступили в силу 12.06.2012), которые устанавливают порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), в том числе порядок определения коммерческим оператором оптового рынка составляющих предельных уровней нерегулируемых цен. Нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) на розничных рынках электрической энергии на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, определяются и применяются гарантирующими поставщиками в рамках предельных уровней (ставок предельных уровней), рассчитываемых в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - основные положения функционирования розничных рынков) и настоящими Правилами. Нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) применяются к объемам покупки электрической энергии (мощности) потребителем (покупателем) у гарантирующего поставщика, из которых исключены фактические объемы покупки в целях
Постановление № 03АП-5152/2012 от 09.01.2013 Третьего арбитражного апелляционного суда
сайте в сети "Интернет" или в официальном печатном издании по форме согласно Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) не позднее чем через 15 дней после окончания расчетного периода. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 утверждены Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (вступили в силу 12.06.2012), которые устанавливают порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее - нерегулируемые цены ), в том числе порядок определения коммерческим оператором оптового рынка составляющих предельных уровней нерегулируемых цен. Нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) на розничных рынках электрической энергии на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, определяются и применяются гарантирующими поставщиками в рамках предельных уровней (ставок предельных уровней), рассчитываемых в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - основные положения функционирования розничных рынков) и настоящими Правилами. Нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) применяются к объемам
Постановление № 03АП-596/15 от 25.03.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
энергию с учетом мощности, сложившаяся на оптовом рынке, опубликованная на сайте ОАО «АТС»; плата за регулируемые услуги, связанные с процессом снабжения электрической энергии; плата за комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка), которые были установлены действующим в спорный период законодательством. В подтверждение доводов ответчиком в материалы дела представлены пояснительные записки к расчету стоимости потребленной электроэнергии за январь 2012 года, составляющие предельных уровней нерегулируемых цен за расчетный период январь 2012 года, средневзвешенные нерегулируемые цены и иные параметры за расчетный период ноябрь 2011 года, приказы РЭК Красноярского края от 19.12.2011 № 566-п, от 19.12.2011 № 567-п, приказы ФСТ от 29.11.2011 № 302-э/3, от 13.12.2011 № 348-э/1, выкопировка интернет-страницы сайта ОАО «АТС» - «Об утверждении размера платы за комплексную услугу ЗАО «ЦФР» с 01.01.2012». С учетом доводов ответчика в дополнительных пояснениях истцом со ссылкой на нормы законодательства указано, что ответчиком использована дифференцированная по диапазонам числа часов использования мощности средневзвешенная нерегулируемая
Постановление № А12-14011/17 от 16.01.2018 АС Поволжского округа
проанализированы сведения о средневзвешенных нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), представленные администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии гарантирующими поставщиками. По результатам рассмотрения материалов, поступивших из Ассоциации «НП Совет рынка», о несоответствии средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и на мощность, ФАС России установлено, что гарантирующим поставщиком ПАО «Волгоградэнергосбыт» в адрес администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии представлены недостоверные сведения о средневзвешенной нерегулируемой цене на электроэнергию по первой ценовой категории за октябрь 2016 года, средневзвешенные нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность), рассчитанные гарантирующим поставщиком ПАО «Волгоградэнергосбыт» на октябрь 2016 года, превышают средневзвешенные нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, которые определяются коммерческим оператором для соответствующего гарантирующего поставщика за соответствующий расчетный период, однако превышение средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) гарантирующего поставщика ПАО «Волгоградэнергосбыт» над средневзвешенными нерегулируемыми ценами на электрическую энергию (мощность), рассчитанными коммерческим оператором, Основными положениями не предусмотрено. Усмотрев нарушение обществом требований, установленных Стандартами, в части соблюдения порядка
Решение № 2-10296/2013 от 27.12.2013 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)
проживающие в жилых помещениях, и приравненные к данной группе з соответствии с нормативными правовыми актами категории потребителей (товарищества собственников жилья, жилые помещения в общежитиях, садоводческие, огороднические или платные некоммерческие объединения граждан и др.), использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды. Потребители, не подпадающие под критерии отнесения к первой или второй тарифной группе, относятся к третьей тарифной группе «Прочие потребители», в данном случае ФИО1 Таким образом, ОАО «ТЭК» при расчетах за электроэнергию с потребителем ФИО1 правомерно применены нерегулируемые цены , предусмотренные п. 106 Основных положений акционирования розничных рынков электрической энергии, а в последующем нерегулируемые цены, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г. Данный факт ФИО1 не оспаривается. Более того, не понятен факт подачи искового заявления на основании Закона «О защите прав потребителей». Так как, данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг),устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, слуг) надлежащего качества
Решение № 2-1679/2014 от 24.07.2014 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)
населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1. Согласно абз. 2,3 п. постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 (ред. от 31.07.2014) "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)" (вместе с "Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)", нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) на розничных рынках электрической энергии на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, определяются и применяются гарантирующими поставщиками в рамках предельных уровней (ставок предельных уровней), рассчитываемых в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - основные положения функционирования розничных рынков) и настоящими Правилами. Нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) применяются к объемам покупки электрической энергии (мощности) потребителем (покупателем) у гарантирующего поставщика, из которых исключены фактические объемы покупки в целях
Решение № 2-1018/2017 от 30.05.2017 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)
и с общедомовых приборов учета, по его мнению, эти показания в счетах выставлялись наобум. Представитель ООО «Городская энергосбытовая компания» по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на доводы письменных возражений, согласно которым в силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами. Объемы электрической энергии (мощности), поставляемые по регулируемым и нерегулируемым ценам, нерегулируемые цены , а также стоимости отклонений определяются поставщиком в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Нерегулируемые цены на розничных рынках электрической энергии определяются и применяются гарантирующими поставщиками в рамках предельных уровней (ставок предельных уровней), рассчитываемых в соответствии с положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года №1179. Именно поставщик электрической энергии наделен полномочиями на самостоятельное проведение расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию в порядке, определенном Правилами №1179. Ответчик относится