ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Норма предоставления жилого помещения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 05АП-9455/19 от 23.10.2020 Верховного Суда РФ
менее учетной нормы, установленной для населенных пунктов Приморского края. Субвенция предоставлялась гражданам в одинаковом размере с применением расчета, установленного статьей 23.2 Закона о ветеранах. Жилые помещения выбирались и приобретались гражданами-получателями социальной выплаты самостоятельно, жалоб на нарушение прав от них не поступало. Суд кассационной инстанции, проверив постановление суда апелляционной инстанции, поддержал изложенные в нем выводы. В судебном разбирательстве изучены и мотивированно отклонены доводы казначейства о том, что специальными нормами Закона о ветеранах установлена повышенная норма предоставления жилого помещения по сравнению с Жилищным кодексом Российской Федерации. Следует отметить, что Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы предоставления гражданам выплат взамен обеспечения жилым помещениями. Приведенное в нем понятие «норма предоставления» касается вопросов предоставления жилого помещения в натуре по договору социального найма или на ином имущественном праве. В этой связи позиция казначейства о том, что с помощью социальной выплаты должно быть профинансировано приобретение гражданами жилых помещений площадью 36 кв. м, что для этой цели
Определение № А61-5305/18 от 12.07.2021 Верховного Суда РФ
до возникновения неисполненных обязательств перед конкурсными кредиторами. Оснований полагать, что приобретение жилого помещения состоялось со злоупотреблениями, не имеется. Судами не установлено наличие в собственности должника, его бывшей супруги и их несовершеннолетних детей другого жилого помещения, не обремененного ипотекой и обеспечивающего по такому критерию как площадь нормальное существование человека без умаления его достоинства. При этом частью 3 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма определена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Как установили суды, в спорной квартире проживает Хестанов И.Д., его бывшая супруга и двое их несовершеннолетних детей. Следовательно, для них норма общей площади жилого помещения составляет 72 квадратных метра. Из материалов дела не усматривается, что при реализации спорной квартиры и приобретения за счет вырученных средств замещающего жилья площадью не менее 72 квадратных метров отказ от исполнительского
Определение № А50-16438/17 от 19.11.2021 Верховного Суда РФ
что исполнительский иммунитет не дает абсолютной защиты праву на жилье, а должен распространяться на жилое помещение, которое по своим объективным характеристикам является разумно достаточным для удовлетворения конституционно значимой потребности в жилище как необходимом средстве жизнеобеспечения. По мнению кредитора, за счет продажи спорных земельного участка и жилого дома возможно полностью погасить требования кредиторов, а должнику и его семье приобрести в том же населенном пункте жилье меньшей стоимости и площади, но не менее, чем по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма. Учитывая, что приведенные в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания и требуют проверки в судебном заседании, жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья ОПРЕДЕЛИЛ: кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Овощнов» на определение Арбитражного суда Пермского края от 24.12.2020 по делу №
Постановление № А04-6733/2021 от 11.05.2022 АС Дальневосточного округа
Правительством области для расчета субвенции. В соответствии с пунктами 4, 17 постановления Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных (городских) округов Амурской области в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Норма предоставления жилого помещения согласно части 2 статьи 50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемым по договорам социального найма, и других факторов. Постановлением мэра города Благовещенска от 12.04.2005 № 977 «О норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения на одного члена семьи в размере 18,0 кв.м. Постановлением Правительства Амурской области от 25.04.2016 № 157
Постановление № 17АП-5700/2021 от 29.11.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Шулепина Варвара Андреевна (15.05.2021 г.рожд.) в лице законного представителя Шулепиной Н.В., Прокуратура Свердловской области, Отдел опеки и попечительства управления социальной политики по г. Екатеринбургу. Определением Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2021 (резолютивная часть от 08.09.2021) в удовлетворении заявления общества «СКБ-банк» отказано. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Банк обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить. В обоснование доводов своей жалобы кредитор указывает на ошибочность выводов суда о том, что норма предоставления жилого помещения 13,5 кв.м не может быть использована при определении размера жилого помещения в рассматриваемом случае как удовлетворяющей требования разумной потребности человека в жилище. Отмечает, что в отсутствие иных норм суд должен руководствоваться положениями постановления главы городского округа Красноуфимск от 20.12.2013 №1516 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по городскому округу Красноуфимск». Полагает, что представленный в материалы дела технический паспорт на жилой дом по адресу: Свердловская область, г.Красноуфимск, ул.Соболевская, 2 (далее
Постановление № А56-11121/20 от 31.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
презумпция участвующими в деле лицами не опровергнута. Таким образом, при определении площади замещаемого жилья должнику должно учитываться факт проживания с ним несовершеннолетнего ребенка, в связи с чем определение общей площади жилого помещения в размере не более 33 кв. м. не соответствует данному обстоятельству. Положениями статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек составляет 18 кв. м на одного члена семьи. Следовательно, на должника и его несовершеннолетнего ребенка должно приходится не менее 36 кв. м общей площади жилого помещения. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Таким образом,
Постановление № А76-30587/2021 от 18.10.2022 АС Уральского округа
других факторов. В соответствии с частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. Пунктом 43.2 главы 10-1 Решения Магнитогорского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 № 137 «Об утверждении Положения о порядке использования муниципального жилищного фонда в городе Магнитогорске» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. При этом из совокупного толкования положений части 1, 2 статьи 50, части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом нормы жилого помещения, установленной решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 № 137, следует, что предоставление жилых помещений для данной категории граждан (дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей)