ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы потребления тепловой энергии - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 15АП-4842/19 от 05.11.2019 Верховного Суда РФ
тепловой энергии в МКД выведен из строя с 03.12.2015 и повторно допущен к эксплуатации с 14.10.2016. В общий объем потребления этим МКД тепловой энергии за 2016 год, рассчитанный ресурсоснабжающей организацией для проведения корректировки, включен не только фактический объем потребления тепловой энергии в отдельных периодах (с 14.10.2016 по 31.12.2016 - в соответствии с отчетами о суточных параметрах теплоносителя; в январе и феврале 2016 года. - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии), но и нормативы потребления тепловой энергии (март, апрель 2016), а в период с 01.07.2016 по 30.09.2016, с повышающим коэффициентом в размере 1,4. По итогам проверки составлен акт, выдано предписание, которым предписано произвести перерасчет размера платы по отоплению, сняв (стонировав) неправомерно начисленный объем тепловой энергии. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации,
Определение № А19-9799/19 от 31.05.2021 Верховного Суда РФ
в исправном/рабочем состоянии, показания потребителем по названному жилому помещению передавались регулярно; показания ИПУ, переданные потребителем жилого помещения № 157 МКД за 2018 год, ежемесячно составляют не ноль Гкал, а, хотя и близкое к нему, но определенное значение: 0,0001, 0,0002 Гкал, то есть ИПУ тепловой энергии в жилом помещении № 157 МКД в спорный период являлся действующим; доказательств того, что данный ИПУ был выведен из эксплуатации, обществом не представлено; основания для начисления платы по нормативу потребления тепловой энергии отсутствуют. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству. Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции. Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений судами апелляционной и кассационной инстанций норм права и не являются основаниями для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила: отказать публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по
Определение № 02АП-1038/2021 от 20.10.2021 Верховного Суда РФ
района от 11.12.2006 № 724 утвержден норматив потребления тепловой энергии - 0,02 Гкал/кв. м. Однако решением Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 16.12.2016 по делу № 2а-640 указанное постановление признано недействующим, в связи с чем вопрос об установлении указанного норматива для потребителей Юрьевецкого муниципального района при отсутствии приборов учета не решен. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.11.2017 по делу № А17-5977/2017 признано незаконным бездействие департамента, выразившееся в нерассмотрении заявления общества об установлении нормативов потребления тепловой энергии для населения Юрьевецкого муниципального района, на департамент возложена обязанность по принятию решения об установлении названного норматива. В 2019 году отсутствовал норматив потребления услуг отопления для населения Юрьевецкого муниципального района, в связи с чем общество производило расчеты с потребителями при отсутствии приборов учета по недействующему нормативу – 0,02 Гкал/кв. м. Поскольку фактические затраты общества на оплату топлива превысили соответствующие расходы, размер которых определен исходя из объема потребления коммунальной услуги на отопление по нормативу 0,02
Определение № 302-ЭС20-18609 от 30.11.2020 Верховного Суда РФ
рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, общество 28.12.2018 направило в министерство заявки на получение 61 386 221 рубля 76 копеек недополученных доходов, из которых: 50 383 000 рублей 65 копеек доходов, вызванных государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение за период 2016-2017 годы; 11 003 221 рубль 11 копеек доходов, вызванных применением для группы потребителей «Население» нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления тепловой энергии, отпускаемой от объектов общества, со ссылкой на поквартальную разбивку объема недополученных доходов в разрезе кварталов 2016 - 2017 годов. Министерство 24.01.2019 отказало обществу в предоставлении субсидии на основании подпункта 4 пункта 17 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.10.2018 № 457
Постановление № А34-10266/2022 от 10.08.2023 АС Уральского округа
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012. По мнению истца, согласно Постановлению № 857 принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012, имело разрешительный, а не обязательный характер. Учреждение указывает на то, что постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2016 № 316 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской
Постановление № А26-8460/13 от 16.12.2014 АС Северо-Западного округа
пункту 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к названным Правилам. Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307 установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя как норматив потребления тепловой энергии на отопление. Решением № 194 утверждены нормативы потребления тепловой энергии . Согласно Решению № 194 норматив потребления тепловой энергии для многоквартирного дома, находящегося в управлении ТСЖ, составляет 0,016 Гкал/ кв.м общей площади в месяц. Суды со ссылкой на преамбулу Решения № 194 и пункт 18 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306) сделали вывод о том, что согласно действующей в спорный период редакции Правил № 306
Постановление № 13АП-12367/2015 от 01.07.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
об относимости и допустимости доказательств. Исходя из доводов апелляционной жалобы, ответчик оспаривает задолженность в размере 7 205, 50 руб. – плату за отопление из расчета установленных нормативов. Между тем, в решении суда указано нормативно-правовое обоснование порядка начисления платы за отопление. Как указал суд первой инстанции, применяемые тарифы на тепловую энергию установлены Постановлением от 21.12.2012г. Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 274, Решением Петрозаводского городского совета от 26.12.2007г. № XXVI/XIV-194 установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление. В спорный период прямой договор с ресурсоснабжающей организацией у Потребителя отсутствовал и был заключен только с 01.09.2013г., в связи с чем начисление с 01.09.2013г. по отоплению управляющая компания не производит. Договором управления, заключенным сторонами предусмотрено, что собственник обязуется вносить плату, в том числе за коммунальные услуги в случае отсутствия прямых договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией). Пункт 3.7. предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, утвержденным органом государственной власти
Постановление № А60-48193/16 от 30.11.2017 АС Уральского округа
– ошибочными. Вместе с тем данные выводы не могут являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов по делу, поскольку фактически не привели к принятию неправильного решения в силу следующего. Согласно подп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 (в первоначальной редакции) органам власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами № 307, используя нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012. Во исполнение указанного постановления Правительством Свердловской области принято постановление от 12.09.2012 № 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах", согласно которому при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 гг. решено применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами № 307, используя при этом
Решение № 2-6051/2013 от 12.02.2014 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)
том числе по полномочиям по утверждению нормативов. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 г. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» органам государственной власти субъектов РФ было предоставлено право принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. Руководствуясь постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857, в срок, установленный пп. "б" п. 1 данного постановления, Правительство УР приняло постановление от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктом 1 которого постановлено применять в Удмуртской
Решение № 3-84/15 от 07.05.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)
<адрес> в области установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению», в части, у с т а н о в и л : ДД.ММ.ГГГГ департаментом по тарифам <адрес> издано постановление № «Об отмене некоторых постановлений департамента по тарифам <адрес> в области установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению», которое опубликовано в издании «Приморская газета», № (1022), ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 постановления предписано при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории <адрес> использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, проживающий в г. ??? <адрес>, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 2 названного постановления, сославшись на то, что он не соответствует подпункту «б» пункта 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», в соответствии с которым срок действия решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации об использовании нормативов потребления тепловой энергии на
Решение № 2-5602/2013 от 05.12.2013 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)
коммунальные услуги по отоплению, в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857 постановлением Кабинета Министров ЧР от 04.09.2012г. №370 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, и об особенностях расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Чувашской Республики» принято решение о сохранении на территории Чувашской Республики до 01 января 2015 года действующего порядка начисления платы за отопление, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.Таким образом, сохранен порядок расчета платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 с применением пунктов 19-23. Следовательно, корректировка в указанном случае осуществляется 1 раз в год относительно полного размера платы, начисленной потребителям за год и подлежащей внесению за этот же период, исходя из расчета полного объема коммунальных услуг отопления,
Решение № 2-87/13Г от 02.04.2013 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)
Из приказа директора ООО «МСО» от 10.11.2012г. следует, что в соответствии с постановлениями администрации Верхнебуреинского муниципального района от 12.11.2012г. № 1106 и от 13.11.2012г. № 1109, постановления № 947 от 27.09.2012г. и приказом ООО «Коммунальщик» № 11/а от 15.11.2012г., приказом ООО «Управляющая компания» № 82 от 15.11.2012г. и ООО «Авангард» № 1-1 от 01.11.2012г. приказано абонентскому отделу <адрес> произвести начисления платы за центральное отопление, горячее водоснабжение и холодное водоснабжение, за октябрь 2012г., используя нормативы потребления тепловой энергии , действовавшие по состоянию на 30.06.2012г. (0,0319 Гкал/м2/мес.). Начисления произвести согласно запусков котельных: котельная № 1 – 01.10.2012г., котельная № 2 – 01.10.2012г., котельная 29 квартала – 02.10.2012г., котельная ЖД – 01.10.2012г., п. Олимпийский – 02.10.2012г..; произвести перерасчет оплаты за центральное отопление, холодное водоснабжение и горячее водоснабжение в <адрес> в связи с фактическим началом отопительного сезона (л.д. 59) Из приказа директора ООО «МСО» от 13.11.2012г. следует, что в соответствии с постановлениями администрации Верхнебуреинского