ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.01.2020 N АКПИ19-848 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, и формул 11, 12 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме. Регулируя отношения по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применению приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает оснащение многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13). Оспариваемые
Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики"
воды на АС, производства работ с применением грузоподъемных механизмов; правила обеспечения безопасной эксплуатации АС; технологические регламенты эксплуатации энергоблоков АС; правила безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов АС; устройство и правила безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных кранов, лифтов, паровых и водогрейных котлов; правила технической эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей, электроустановок потребителей; порядок расследования и учета нарушений в работе АС; требования к организации работы с персоналом на АС; опыт передовых отечественных и зарубежных предприятий по контролю металла и сварных соединений; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды и радиационной безопасности; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" и стаж работы на АС по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет. НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОМ <*> -------------------------------- <*> На АС с двумя и менее энергоблоками
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" (разработан Минэкономразвития РФ)
об изменении климата и Киотскому протоколу. Инвестиционные механизмы Киотского протокола (статьи 6 и 17) будут применяться в Российской Федерации с целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов и тиражирования лучшей мировой практики (проектов) в области ограничения выбросов парниковых газов и повышения энергетической эффективности. "Зеленому росту" российской экономики в долгосрочной перспективе будет способствовать реализация в 2010 - 2011 гг. пилотных проектов технической модернизации в отдельных городах и кварталах, проектов в области развития малой комплексной энергетики, проектов обеспечения учета энергетических ресурсов , а также использования энергоэффективных световых устройств и развития инновационных технологий в энергетики, что позволит приступить к масштабной реализации энергоэффективных проектов и программ в указанных секторах после 2012 года. Лесное хозяйство Запас древесины на территории лесного фонда Российской Федерации составляет 80 млрд. куб. м (22% от мировых запасов). Использование расчетной лесосеки оценивается на уровне 26,3% от допустимого объема изъятия древесины. В настоящее время экономический рост лесного сектора сдерживается низким объемом доступного к использованию
Решение № АКПИ18-1304 от 20.03.2019 Верховного Суда РФ
электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома. Основные положения вступили в силу с 12 июня 2012 г., и абзац второй пункта 138 Основных положений предусматривает установку коллективных (общедомовых) приборов учета класса точности 1,0 и выше в многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу данного документа. Оспариваемые положения нормативного правового акта предусматривают использование для учета электрической энергии приборов учета определенного класса точности, что соответствует действующему законодательству. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы предусмотрено Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством
Решение № АКПИ18-1288 от 13.03.2019 Верховного Суда РФ
544 названного Кодекса расположена в § 6 главы 30 «Купля-продажа» раздела IV «Отдельные виды обязательств» и регулирует оплату энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии при наличии договора энергоснабжения. Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта части 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются несостоятельными. Регулируя вопросы обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, данная норма Федерального закона не допускает бездоговорного потребления электрической энергии. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», устанавливая правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, включая требования к средствам измерений, не регулирует вопросы порядка осуществления расчетов за электрическую энергию. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «Об электроэнергетике», «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений
Решение № АКПИ19-2 от 13.03.2019 Верховного Суда РФ
договора и являются гарантией реализации прав абонента. Требования пункта 32 Правил об определении объема потребления газа в соответствии с нормативами потребления при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа соответствуют действующему законодательству. Так, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Регулируя вопросы обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части 2 статьи 13 предусматривает, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Оспариваемые
Постановление № А56-48923/2021 от 11.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Из совокупного анализа норм статей 36 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ общедомовые узлы и приборы учета многоквартирного дома (ОДПУ) относятся к общедомовому имуществу. Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 261-ФЗ) предусмотрены положения, регулирующие обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы. Частью 5 статьи 13 указанного Закона на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность в срок до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В силу части 12 статьи 13 ФЗ № 261-ФЗ, в
Постановление № А12-35523/14 от 18.06.2015 АС Поволжского округа
ежемесячно осуществляя расчет размера платы за электроэнергию, производит потребителям дополнительные перерасчеты размера платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды, за прошлые периоды. Такие перерасчеты не основаны на нормах Правил №354 и влекут за собой необоснованное его повышение, тем самым нарушая права потребителей, проживающих в многоквартирных домах. Учитывая, что все вычисления уже предусмотрены формулой, необходимости в проведении каких-либо дополнительных перерасчетов на общедомовые нужды не имеется. В соответствии с исключениями части 1 статьи 13 Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт
Постановление № А29-2959/12 от 11.12.2012 АС Республики Коми
положением пункта 16 Правил № 307, из которого следует, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. С целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации был принят Закон № 261-ФЗ, который и регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы регламентировано статьей 13 названного Закона. Согласно части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В силу части 2 названной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Постановление № А55-21608/18 от 03.04.2019 АС Самарской области
многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Статья 13 Закона № 261-ФЗ, направленная на обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, устанавливает следующие требования: - потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, за исключением ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра
Постановление № А55-33211/19 от 16.11.2020 АС Самарской области
оплате расходов на общедомовые нужды, отклоняется исходя из следующего. По общему правилу оплата, энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статьи 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая предусматривает обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы). Вместе с тем в данном случае подлежат применению Правила № 354, согласно которым, как указано выше, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Решение № 2-477/2013 от 06.06.2013 Дальнереченского районного суда (Приморский край)
используемой тепловой энергии). Согласно плана потребления тепловой энергии по учреждениям «Управление образования» на 2013 г.- 2015 г (по утвержденным лимитам) объем потребления МБУ ЦБС за январь 2013 г. составляет 5,02 гкал, то есть максимальный объем потребления тепловой энергии зданием филиала № 2 составляет менее чем две десятых гигакалории в час и поэтому прибор учета тепловой энергии не требуется. Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г № 261-ФЗ, обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы Федерального закона, а также обязательное энергетическое обследование могут осуществлять только собственники зданий. Централизованная библиотечная система расположена в пристройке жилого дома, расположенной в 2-х этажном жилом доме. Согласно справке отдела муниципального имущества управления жизнеобеспечения, в данном доме по <адрес> общей площадью 403,6 кв.м, всего 12 квартир, в муниципальной собственности находится 2 квартиры. Учитывая изложенное, просит в исковых требованиях прокурора отказать.
Решение № 2-13892/2012 от 25.12.2012 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)
и холодной воды, У С Т А Н О В И Л: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Электротехников» (далее-истец) обратилась в суд с иском к ФИО1 (далее-ответчик) с вышеприведенной формулировкой, указав, что ответчик является собственником квартиры № ... дома ... по ... проспекту (...) г. Набережные Челны. Истец осуществляет функции управления многоквартирным домом 96 по Московскому проспекту г. Набережные Челны на основании договора, заключенным с ТСЖ. Пунктом 1 статьи 13 « Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы» Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Пунктом 5 статьи 13 указанного закона предусмотрено, что до 01 июля 2012 года собственники помещений