ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обстоятельства привлечения к административной ответственности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Обзор судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017)
был зарегистрирован. По результатам проверки на основании протокола об административном правонарушении за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости административный орган вынес постановление о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 500 000 рублей. Учитывая указанные обстоятельства, а также факт соблюдения порядка привлечения административным органом общества к административной ответственности , суд первой инстанции счел обоснованными выводы административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ. Общество ходатайствовало перед судом об освобождении его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении,
Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания
старшие судебные приставы и их заместители (далее - должностные лица ФССП России). 5.1.3. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, а также разрешения его в соответствии с законом проверяются правильность составления протокола, достаточность материалов для рассмотрения дела по существу, а также имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, перечисленные в ст. 24.5 КоАП РФ: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности , или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"
движения. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде. При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения. 6. При поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае установления неподведомственности дела на стадии его
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт"
средств предотвращения объективного вменения. Одно дело, когда совершение правонарушения зависит исключительно от лица, преступающего закон, и другое дело, когда в той или иной сфере правового регулирования крайне трудно не нарушить какое-либо предписание, даже действуя предельно разумно и ответственно. Фактические обстоятельства дела заявителя, установленные региональным управлением ФАС России и арбитражными судами, не дают оснований полагать, что состав вмененного ему административного правонарушения, закрепленного в части 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, отличается неопределенностью. Если такая неопределенность в оспоренной норме потенциально и наличествует, то она никак не проявила себя в деле заявителя, как и возможное ненадлежащее отграничение данного состава от иных составов административных правонарушений. Кроме того, обязательным условием привлечения юридического лица к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации является его вина. В силу части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил
Определение № 308-ЭС20-13346 от 18.09.2020 Верховного Суда РФ
постановления суда апелляционной инстанции о признании незаконным постановления, которым общество уже привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принятие нового решения о признании оспариваемого постановления законным, не может рассматриваться как ухудшение положения лица, привлеченного к ответственности. Иное дезавуировало бы волю законодателя, предоставившего право административному органу обжаловать судебный акт, которым его постановление было полностью или частично признано незаконным. Приведенная в жалобе судебная практика касается иных обстоятельств привлечения к административной ответственности судом, а не административным органом, либо вопроса квалификации правонарушения. Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил: в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по
Постановление № 310-АД15-18852 от 08.02.2016 Верховного Суда РФ
правонарушении, допущенном обществом, в качестве потерпевшей ее не привлекали, а при отсутствии потерпевшего, по мнению ФИО1, отсутствует событие вменяемого обществу административного правонарушения. При этом ФИО1 считает незаконным определение административного органа об отказе в удовлетворении ходатайства о признании ее потерпевшей по делу, поскольку рассмотрев дело об административном правонарушении без ее участия, она была лишена возможности приводить свои возражения об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. Указанные обстоятельства, по мнению ФИО1, свидетельствуют о несоблюдении процедуры привлечения общества к административной ответственности , и, как следствие, о незаконности оспариваемого постановления административного органа. Отклоняя доводы, приводимые ФИО1, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствие со стороны ФИО1, как потребителя, возражений против заключения упомянутого договора с установленными нарушениями не влияет на квалификацию состава административного правонарушения, учитывая, что объективная сторона части 2 статьи 14.8 КоАП РФ сформулирована как включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Состав правонарушения, описанного в диспозиции
Постановление № 5-АД20-95 от 25.09.2020 Верховного Суда РФ
Российской Федерации жалобы, поданной должностным лицом, направившим дело на рассмотрение судье, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах составляет один год. Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место 7 августа 2019 г. Срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с указанной даты и истек 7 августа 2020 г. В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности
Постановление № 5-АД20-117 от 04.12.2020 Верховного Суда РФ
в соответствии с законом. Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности . Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. В
Постановление № А60-10516/17 от 20.09.2017 АС Уральского округа
Таким образом, суд апелляционной инстанции в нарушение требований ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил к материалам дела дополнительные документы, представленные управлением. Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил его ссылку на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-10510/2017, поскольку предметом рассмотрения суда были отношения между теми же сторонами (общество и управление) в рамках одной и той же проверки, то есть, обстоятельства привлечения к административной ответственности являются аналогичными, следовательно, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Таким образом, суд апелляционной инстанции неправомерно указал на наличие вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 Кодекса, в связи с чем указанный вывод подлежит исключению из мотивировочной части обжалуемого судебного акта. В кассационной жалобе управление просит
Постановление № А05-12407/20 от 22.04.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
начала работы указано 26.09.2018. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 04.10.2018 за номером 2182901264918. Полномочия директора ФИО2 досрочно прекращены на основании решения общего собрания акционеров Общества от 06.03.2020; генеральным директором избран ФИО5 Таким образом, в период с 26.09.2018 по 06.03.2020 ответчик осуществлял функции единоличного исполнительного органа Общества. Ссылаясь на то, что в период осуществления ФИО2 полномочий генерального директора, его действиями причинены убытки Обществу, истец обратился в суд. В обоснование требования Общество указало на обстоятельства привлечения к административной ответственности в виде административных штрафов на общую сумму 760 000 руб. по вине ответчика, а также к ответственности в виде штрафа за несвоевременное предоставление в Пенсионный Фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 1 500 руб. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК РФ). Оно
Постановление № А45-23761/2021 от 06.04.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда
возможности и было обязано в рамках своей компетенции осуществить запрос относительно действительного места регистрации арбитражного управляющего и направить уведомление по всем известным Управлению адресам. При рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции, а также при рассмотрении апелляционной жалобы в суде первой инстанции в материалы дела не было представлено доказательств направления Управление уведомления по адресу места проживания ФИО1 Между тем, указанные условия исключают установление факта надлежащего извещения арбитражного управляющего и не могут порождать обстоятельства привлечения к административной ответственности лица, не извещенного административным органом надлежащим образом. Таким образом, доказательств направления и получения арбитражным управляющим уведомления о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 25.15 КоАП РФ по адресу регистрации в материалах дела не имеется. При этом руд руководствуется позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 14.03.2022 по делу №А03-18332/2020, из которой суд указывает на обязанность Управления направлять извещение о времени и месте составления протокола об
Решение № 12-92/18 от 30.11.2018 Анивского районного суда (Сахалинская область)
обжалуемого постановления в ходе рассмотрения жалобы не установлено. Доводы жалобы о том, при указанных фактических обстоятельствах постановление о наложении штрафа является необоснованным, поскольку указанная правовая норма, в том числе, предусматривает наказание в виде предупреждения, нахожу необоснованными виду следующего. В судебном заседании ИДПС ФИО2 пояснил, что указание в постановлении от 13.10.2018 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на наличие отягчающего ответственность обстоятельства - привлечения к административной ответственности по главе 12 КоАП РФ в течение года, является ошибочным. При этом данное указание не повлияло на вид и размер назначенного ФИО1 наказания, поскольку из обстоятельств совершения указанного административного правонарушения – управление автомобилем без водительского удостоверения и с признаками алкогольного опьянения, следовало, что назначение ФИО1 наказания в виде предупреждения, явилось бы неоправданно мягким, а поскольку размер штрафа за указанное правонарушение является фиксированным, то ФИО1 назначен штраф в размере фиксированной суммы – 500
Постановление № 16-4665/2022 от 22.08.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции
постановления и.о. мировым судьей в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, при наличии его заявления об отложении судебного заседания в связи с плохим самочувствием, суд нашел нарушающим право лица на защиту. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении в нарушение положений статей 26.11, 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствовало всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств дела, не выяснена позиция привлекаемого к административной ответственности лица, не допрошены свидетели, не выяснены обстоятельства привлечения к административной ответственности , в частности, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. С учетом установленных по делу обстоятельств судья районного суда пришел к выводу о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении данного административного дела, выразившихся в том, что не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, указывая на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений, при этом надлежащим образом мотивировал свои выводы, изложенные в обжалуемом решении. Обстоятельств, которые могли бы послужить