нанимателем, возложена на собственника. Суды исходили из того, что г.Волжском выбрано непосредственное управление в ряде жилых домов. В отношениях по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирного жилого дома муниципального жилого фонда, управляемого непосредственно собственниками, последние являются стороной договора ресурсоснабжения и, как следствие, лицами, обязанными оплатить поставленные коммунальные ресурсы. Суды учли также и особенности правового регулирования правоотношений по предоставлению жилых помещений по договору социального найма и требования части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации об обязанности нанимателя жилого помещения оплачивать коммунальных услуг с момента заключения договора найма. Таким образом, условия договора в данной части сбалансированы и не противоречат требованиям статей 210, 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 39, 153, 155, 157, 161, 162, 164 Жилищного кодекса Российской федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской
07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», установив факт поставки коммунальных услуг в здание, находящееся в муниципальной собственности, проверив расчет задолженности и признав его верным, суды пришли к выводу о наличии у администрации обязанности по оплате поставленного в здание общежития коммунального ресурса. Размер подлежащей взысканию неустойки скорректирован судами с учетом положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд округа согласился с выводами судов. Доводы заявителя об обязанностинанимателейжилыхпомещений по оплате поставленного коммунального ресурса был предметом рассмотрения судов и отклонен по мотиву отсутствия прямых договоров между нанимателями и предприятием, лицевых счетов нанимателей в ресурсоснабжающих организациях, а также доказательств выбора представителем собственника жилых помещений (администрации) способа непосредственного управления. Оснований не согласиться с выводами судов при установленных ими обстоятельствах дела не имеется, в связи с чем в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации следует отказать. Руководствуясь
кодекса Российской Федерации возможно изменение заключенного сторонами договора. При этом ссылка товарищества на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 № 15066/2 как на изменение правовых позиций, позволяющих изменить условия договора, является несостоятельной, так как спорный договор подписан сторонами после вступления в силу данного постановления. В обоснование своих требований о внесении изменений в спорный договор товарищество указывает на невозможность получать оплату за оказанные услуги с нанимателей помещений государственного фонда. Между тем обязанностьнанимателейжилыхпомещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги непосредственно управляющей компании предусмотрена положениями части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2014 № 306-ЭС14-63 данные положения применимы также и в отношении нанимателей жилых помещений по договору социального найма
для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1 статьи 27 Конвенции). В силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В соответствии с положениями статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2). Члены семьи нанимателяжилогопомещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3). Частью 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда. Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет
предоставленные частью 2 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 21 мая 2005 г. № 315 утвердило Типовой договор социального найма жилого помещения. Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в «Российской газете» 27 мая 2005 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2005 г., № 22. Положения Типового договора социального найма жилого помещения определяют его предмет, права и обязанности сторон, порядок изменения, расторжения и прекращения договора, его подписание наимодателем и нанимателем и направлены на обеспечение стабильности отношений, связанных с социальным наймом жилыхпомещений . По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (статья 60 Жилищного
осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. В нарушение вышеприведенных положений законодательства крыша над жилой комнатой (спальня) квартиры № 1, в которой на основании договора социального найма жилого помещения от 19.09.2006 № 169-1 проживает гражданка ФИО1, находится в неудовлетворительном состоянии. Проанализировав условия договора социального найма, положения действующего законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что ремонт кровли жилого дома, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение, не входит в обязанности нанимателя жилого помещения . Данную обязанность несет собственник либо управомоченное им лицо (наймодатель), на которого возложена обязанность осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем помещение (статья 676 ГК РФ). Также суд апелляционной инстанции верно отметил, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» ремонт конструктивных элементов дома, не отнесен к видам работ, возложенным на нанимателя. И поскольку кровля жилого дома является
153 ЖК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления и управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке. Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 статьи 67, пунктом 2 статьи 153 ЖК РФ, статьей 678 ГК РФ. Доводы кассационной жалобы об обязанности нанимателя жилого помещения ФИО4, которой указанное жилое помещение было предоставлено по договору найма служебного помещения от 20.06.2012 № 665, оплачивать коммунальные услуги до заключения соглашения о расторжении договора найма (03.03.2016), были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку. В соответствии с пунктом 3 статьи 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда. Данной нормой права
социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленной договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Согласно ч. 3 ст. 67 ЖК РФ в обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма входит, в том числе, поддержание надлежащего состояния жилого помещения; проведение текущего ремонта жилого помещения; своевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Факт предоставления спорных квартир гражданам по договорам социального найма ответчиком не оспаривается. С учетом вышеизложенных положений законодательства доводы апелляционной жалобы признаны судом апелляционной инстанции необоснованными, основанными на неверном толковании норм права, и отклонены. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, обжалуемое решение является законным и обоснованным,
или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В силу части 1 статьи 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма установлены закреплены в статье 67 ЖК РФ, нормами которой не подтверждается право нанимателя участвовать в общем собрании собственником жилых помещений в доме, в том числе по выбору управляющей жилым домом организации. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что лицами, имеющими право на оспаривание ненормативных актов инспекции по вопросу, относящемуся к выбору управляющей жилым домом организации, являются только собственники жилых помещений и управляющая организация.
холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 договора социального найма жилого помещения от 19.09.2006 № 169-1, наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. По изложенному следует, что ремонт кровли жилого дома, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение, не входит в обязанности нанимателя жилого помещения . Следовательно, эту обязанность несет собственник либо управомоченное им лицо (наймодатель), на которого статьей 676 ГК РФ возложена обязаннось осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем помещение. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила № 170). Согласно подпунктам 1,2 пункта 4.6.1.1, подпункта 3 пункта 4.6.1.2, подпункта 2 пункта 4.6.1.28 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна
том числе плату за наем жилого помещения, делают в квартире ремонт. Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области отказывает истцу в заключении договора социального найма, поскольку истец не может предоставить документы, подтверждающие родство истца с семьей ФИО 00. Представитель истца адвокат Грубе М.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно обращала внимание суда, что истец длительное время проживает в спорной квартире, исполняет все обязанности нанимателя жилого помещения , никаких претензий по поводу незаконности занятия истцом и членами ее семьи квартиры ответчик либо иные лица никогда не высказывали. С выездом иных совершеннолетних лиц, ранее зарегистрированных в квартире, права и обязанности нанимателя жилого помещения перешли к истцу. Представитель ответчика Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, оставила исковые требования на усмотрение суда (л.д. 47). Выслушав объяснения истца, представителя истца, свидетелей, исследовав