ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обязательная сертификация игрушек - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А26-6641/14 от 15.10.2014 АС Республики Карелия
соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011). Вместе с тем, законодательство Российской Федерации, действующее до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), также устанавливало обязательность сертификации игрушек и установления срока их службы. Так, постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 был утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в разделе 9630 которого (в редакции, действующей до 01 июля 2012 года) была предусмотрена обязательная сертификация игрушек . Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 утвержден перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, а, следовательно, указывать и дату изготовления. К таким товарам отнесены товары для детей, в том числе игрушки. В силу прямого указания норм статьи 10 Закона
Решение № А26-6658/14 от 20.10.2014 АС Республики Карелия
соотнести их с какими-либо представленными в материалы дела сертификатами и товарными накладными. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации, действующее до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), также устанавливало обязательность сертификации игрушек и установления срока их службы. Так, постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 был утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в разделе 9630 которого (в редакции, действующей до 01 июля 2012 года) была предусмотрена обязательная сертификация игрушек . Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 утвержден перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, а, следовательно, указывать и дату изготовления. К таким товарам отнесены товары для детей, в том числе игрушки. В силу прямого указания норм статьи 10 Закона
Постановление № Ф04-5740/2009 от 22.09.2009 АС Западно-Сибирского округа
случае выявления в их составе нарушений против порядка управления. Исходя из существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 КоАП РФ, нормы данной статьи должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, и должны распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности. В соответствии с Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1013, товары для детей - игрушки подлежат обязательной сертификации. При обязательной сертификации игрушек подтверждается их соответствие требованиям, установленным ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля». Как следует из материалов дела, на спорную игрушку имеется сертификат соответствия РОСС BY.AE05.B04837, подтверждающий ее соответствие требованиям ГОСТ 25779-90. Как следует из содержания сертификата, игрушка соответствует требованиям ГОСТ 25779-90 пунктам 1.2, 1.3, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.7, 2.2.1-2.2.4, 2.8.1, 2.8.2, 2.11, 2.29, 2.33.1, 2.36.1, 2.36.2, 2.36.3, 2.36.4, 2.36.5, 2.37.1, 2.37.2. Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что Общество не
Постановление № от 07.04.2011 Находкинского городского суда (Приморский край)
потребления. Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», а также Единому перечиню продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденному Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 319, товар №, заявленный в ДТ № «новые детские самокаты» включен в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (игрушки металлические транспортные без механизмов; игрушки для детей в возрасте до 14 лет, ГОСТ 25779-90, код по ЕТН ВЭД ТС 9503 00). К таможенному оформлению ООО «Триал Электроникс» одновременно с ДТ № были представлены выданные ООО «Стратег» сертификаты соответствия: №РОСС CN.AB09.A14730 (срок действия с 16.12.2010) на товар: игрушки, несущие на себе массу ребенка, из металла, с элементами из полимерных материалов, баз механизмов: самокаты «Х-SCOOTER» - 10 шт., «S-SCOOTER» - 10 шт. (контракт № STL-03/10
Постановление № 10113000-971 от 22.02.2011 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)
и только благодаря действиям сотрудников таможни, а не действиям работников самого Общества. Доводы представителей Общества о том, что неодетые куклы якобы не могут быть признаны товаром, подлежащим обязательной сертификации, не принимаются судом. Так, из буквального содержания товарной позиции «9630 Игрушки и украшения елочные» Постановления N 982 Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» подлежат обязательной сертификации игрушки (кроме пиротехнических, елочных игрушек, искусственных елок и принадлежностей к ним, электрогирлянд, игрушек с двигателями внутреннего сгорания, оборудования для детских площадок (открытых), спортивного оборудования, точных масштабных моделей, фольклорных декоративных кукол, головоломок с количеством деталей свыше 500 или головоломок без изображения, предназначенных для специалистов, пневматических ружей и пистолетов, пращей и катапульт, стрел для метания в цель с металлическими наконечниками, игрушечных паровых двигателей, велосипедов с высотой седла от пола более 635 мм, детских сосок, точных копий
Решение № 12-302/16 от 17.03.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
и прекращении производства по делу, указав, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, является необоснованным. Так, в качестве квалифицирующего признака правонарушения определено несоответствие маркировки товара обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза № ТРТС 008/2011, а именно отсутствие на товарах знака «ЕАС», что не позволяет отнести представленные Сертификаты соответствия № №... от <дата> и №... от <дата> к самим товарам, на основании чего такие документы в соответствии с обжалуемым постановлением являются недействительными. Однако, действующим таможенным законодательством определено, что под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Таким образом, указанное обстоятельство не соответствует требованиям процедуры сертификации товаров на основании ТР ТС 008/2011. В соответствии с п. 5.3 статьи 4 ТР ТС 008/2011 информация о существенных признаках игрушек (с точки зрения их безопасности) должна содержаться в их маркировке. При этом, наличие или отсутствие знака ЕАС не отнесено ТР ТС 008/2011 к существенным признакам игрушек, а следовательно
Решение № 12-300/16 от 17.03.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
и прекращении производства по делу, указав, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, является необоснованным. Так, в качестве квалифицирующего признака правонарушения определено несоответствие маркировки товара обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза № ТРТС 008/2011, а именно отсутствие на товарах знака «ЕАС», что не позволяет отнести представленные Сертификаты соответствия № C-№... от <дата> и №... от <дата> к самим товарам, на основании чего такие документы в соответствии с обжалуемым постановлением являются недействительными. Однако, действующим таможенным законодательством определено, что под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Таким образом, указанное обстоятельство не соответствует требованиям процедуры сертификации товаров на основании ТР ТС 008/2011. В соответствии с п. 5.3 статьи 4 ТР ТС 008/2011 информация о существенных признаках игрушек (с точки зрения их безопасности) должна содержаться в их маркировке. При этом, наличие или отсутствие знака ЕАС не отнесено ТР ТС 008/2011 к существенным признакам игрушек, а следовательно
Решение № 12-301/16 от 17.03.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
и прекращении производства по делу, указав, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, является необоснованным. Так, в качестве квалифицирующего признака правонарушения определено несоответствие маркировки товара обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза № ТРТС 008/2011, а именно отсутствие на товарах знака «ЕАС», что не позволяет отнести представленные Сертификаты соответствия №... от <дата> и №... от <дата> к самим товарам, на основании чего такие документы в соответствии с обжалуемым постановлением являются недействительными. Однако, действующим таможенным законодательством определено, что под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Таким образом, указанное обстоятельство не соответствует требованиям процедуры сертификации товаров на основании ТР ТС 008/2011. В соответствии с п. 5.3 статьи 4 ТР ТС 008/2011 информация о существенных признаках игрушек (с точки зрения их безопасности) должна содержаться в их маркировке. При этом, наличие или отсутствие знака ЕАС не отнесено ТР ТС 008/2011 к существенным признакам игрушек, а следовательно