ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ограничения для лиц замещающих государственные должности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О "По жалобе гражданина Щеренко Александра Павловича на нарушение его конституционных прав положениями части четвертой статьи 332 и пункта 3 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации"
37 (часть 1), в полной мере применима при оценке конституционности законоположений, вводящих аналогичные ограничения для лиц, замещающих должности деканов факультетов. 3.1. При внесении в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" изменений, в том числе в связи с признанием Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1999 года N 19-П положений пункта 3 статьи 20 названного Федерального закона, предусматривавших возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель исключил из перечня должностей , при замещении которых должны соблюдаться возрастные ограничения, не только заведующих кафедрами, но и деканов факультетов государственных и муниципальных высших учебных заведений (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Вместе с тем в статьи 332 и 336 Трудового
Постановление ЦИК России от 28.04.2021 N 4/35-8 "О Перечне и формах документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых политическими партиями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва"
работы или службы, должность, при их отсутствии - род занятий) адрес места жительства - (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного . пункта, улицы, номер дома, корпуса, строения и т.п., квартиры) Ограничения для назначения меня доверенным лицом отсутствуют <1>. (подпись) (дата) Примечания. 1. Данные о месте рождения и об адресе места жительства указываются в соответствии с записью в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина Российской Федерации. 2. Для граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, указываются наименование государства, а также адрес в соответствии с национальным законодательством страны проживания. 3. Доверенными лицами не могут быть граждане Российской Федерации, являющиеся кандидатами на выборах любого уровня, судьи, члены избирательных комиссий, работники аппаратов избирательных комиссий. Лица, замещающие государственные должности в исполнительных органах государственной власти, главы местных администраций, а также лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"
супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана. 5.4. Статья 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности , и иных лиц их доходам" во взаимосвязи с другими его положениями предполагает, что подлежащее изъятию имущество, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, может принадлежать как самому государственному (муниципальному) служащему, так и членам его семьи -
Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 (ред. от 05.08.2024) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации"
 21 сентября 2009 года N 1066 ------------------------------------------------------------------ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ЛИЦАМИ, ЗАМЕЩАЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И СОБЛЮДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ЛИЦАМИ, ЗАМЕЩАЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Список изменяющих документов (в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 01.07.2010 N 821, от 14.01.2011 N 38, от 13.03.2012 N 297, от 02.04.2013 N 309, от 03.12.2013 N 878, от 23.06.2014 N 453, от 31.12.2014 N 837, от 19.09.2017 N 431, от 15.05.2018 N 215) В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом от 25
Статья 21.
на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации."; 9) дополнить статьей 12.1 следующего содержания: "Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности 1. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральными конституционными законами или федеральными законами, а также муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. 2. Лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации,
Постановление № 4-АД19-4 от 24.07.2019 Верховного Суда РФ
о противодействии коррупции установлено, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, данным Законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе). В силу статьи 20 Закона о государственной гражданской службе к числу таких обязанностей относится предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Закона о противодействии коррупции граждане, претендующие на замещение должностей , включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в Пенсионном фонде Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о
Определение № 46-КГ19-31 от 03.02.2020 Верховного Суда РФ
58-ФЗ). На основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность , либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Постановление № 4-АД19-4 от 24.07.2019 Верховного Суда РФ
о противодействии коррупции установлено, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, данным Законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе). В силу статьи 20 Закона о государственной гражданской службе к числу таких обязанностей относится предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Закона о противодействии коррупции граждане, претендующие на замещение должностей , включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в Пенсионном фонде Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о
Решение № А22-732/19 от 27.06.2019 АС Республики Калмыкия
собственности на него. Между тем, доказательств законности возможности предоставления спорного земельного участка в аренду без проведения торгов в материалы дела не представлено. В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Частью 4.1 ст, 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. В соответствии с ч. 1 ст. 10
Решение № А22-1450/2021 от 03.09.2021 АС Республики Калмыкия
допущенные органом местного самоуправления ограничения в доступе к соответствующей информации нарушают как права неопределенного круга заинтересованных лиц, так и интересы публично-правового образования. В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. В соответствии с частью 1 статьи 10
Решение № от 11.03.2011 Петушинского районного суда (Владимирская область)
г. Покров на пересечении улиц К. Либкнехта и 3-Интернационала. Указал, что, по его мнению, ФИО6 осуществляет предвыборную агитацию за кандидата ФИО4, участвует в выпуске и распространении агитационного материала названного кандидата. Однако ФИО6 не имела законных оснований выдать письменное согласие на использование ее изображения и высказываний в агитационных материалах кандидата ФИО4, а последняя не имела законных оснований использовать фото и высказывания ФИО6 в своем печатном и ином агитационном материале, так как законодательно установлены ограничения для лиц, замещающих государственные должности , на проведение предвыборной агитации, которые ФИО4 обязана была соблюдать. Указал также, что ФИО6 избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ в составе списка кандидатов, выдвинутых Всероссийской политической партией «Единая Россия», является членом фракции «Единая Россия», а также замещает должность заместителя председателя Государственной Думы по образованию, то есть согласно Указу Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" она является лицом, замещающим государственную должность. В соответствии с ч.7 ст.
Решение № 2А-2183/20 от 11.06.2020 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)
либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В соответствии с ч.3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции") были установлены ограничения для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Статьей 8 Федерального закона от 16.12.2019 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" были внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которым она была дополнена частью 3.3 следующего содержания: «3.3.
Апелляционное определение № 33А-6211/16 от 19.12.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
в силу прямого указания, как федерального законодательства, так и регионального, отнесено к исключительной компетенции самого законодательного органа, а не его профильного комитета. Вывод о том, что прокурором ставился вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Федорова В.Н., основан на изучении представления прокурора от 23 декабря 2016 года. В указанном представлении прокурор ссылается на установленные при проведении прокурорской проверки нарушения, допущенные, в том числе, депутатом Федоровым В.Н., требований федерального законодательства, устанавливающих определенные запреты и ограничения для лиц, замещающих государственные должности на постоянной основе. В представлении указано, что эти нарушения влекут досрочное прекращение депутатских полномочий. В пункте 3 самих требований, сформулированных в представлении, указано на необходимость при наличии оснований принять меры к досрочному прекращению полномочий депутата. Прокурор, по итогам проверки, пришел к выводу о том, что имеют место нарушения требований федерального законодательства депутатом Федоровым В.Н. В целях устранения этих нарушений путем досрочного прекращения его полномочий внесено представление, а не в целях подтверждения выводов
Решение № 2-3793(2013) от 07.11.2013 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)
местные Законы… Кроме того, ФИО1 в нарушении Федерального Закона «О противодействии коррупции» не передал в доверительное управление принадлежащую долю участия в уставном капитале коммерческой организации ООО «Агенство «Брянск-пресса». Эти факты свидетельствуют о грубом нарушении заместителем губернатора Брянской области ФИО1 требований по соблюдению предусмотренных законодательством запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной службы…». Указанные сведения носят порочащий характер, т.к. содержат утверждение о нарушении ФИО1 требований действующего законодательства в части соблюдения установленных запретов и ограничений для лиц, замещающих государственные должности . Так, в соответствии с п.6 ст. 11 ФЗ РФ «О противодействии коррупции», в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доказательств того, что указанное требование закона ФИО5 не соблюдено, ответчиком