ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 302-АД15-15122 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Москва 26.11.2015 Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу начальника отдела геологического надзора и охраны недр Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу ФИО1 на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.12.2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.08.2015 по делу № А33-20086/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СЕЗАР-Арктика» о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу 03.09.2014 № НАТ-258/2 о привлечении к административной ответственности по
разработку месторождения основан на ошибочном толковании Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 №118 (далее -Положение). Согласно пункту 2 названного Положения подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений ,обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр , а также выполнение требований законодательства о недрах. В материалах дела имеются доказательства выполнения обществом условий лицензионного соглашения о подготовке проектной документации разработки месторождения на момент вынесения уведомления. Тот факт, что технический проект не был согласован в территориальной комиссии и направлен на доработку, подтверждает то обстоятельство, что Общество находится в процессе подготовки проектной документации, в результате которого будут разработаны обоснованные технические и технологические решения, обеспечивающие выполнение условий пользования участками недр, рациональное комплексное использование и
НЗВАТ-098/11, № НЗВАТ-098/12, № НЗВАТ-098/13, № НЗВАТ-098/14, № НЗВАТ-098/16, № НЗВАТ-098/18, № НЗВАТ-098/19 (сроки исполнения 01.09.2019). По результатам проверки составлен акт от 30.09.2019 № Н-109-в, из которого следует, что обществом не исполнено предписание от 31.08.2018 № НЗВАТ-098/9, не проведены эксплуатационно-разведочные работы, что является нарушением пункта 10 лицензионного соглашения ЧИТ 00939 БЭ, подпункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» (далее – Закон о недрах), пункта 33 Правил охранынедр , утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71 (далее – Правила охраны недр). Указанное обстоятельство явилось основанием для выдачи обществу нового предписания от 30.09.2019 № Н-109-в с установлением срока исполнения до 01.03.2020. Полагая, что предписание Росприроднадзора от 30.09.2019 № Н-109- в части требования о выполнении предписания от 31.08.2019 № НЗВАТ-098/9 является незаконным и нарушает права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного
в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие конкретной правовой нормы, обязывающей администрацию разработать и утвердить правовой акт в сфере недропользования, на неисполнимость судебного акта при удовлетворении заявления заместителя прокурора, а также на наличие у прокуратуры полномочий по принятию соответствующих мер без обращения в арбитражный суд. Суд округа не согласился с выводами суда апелляционной инстанции. Учитывая установленные судами обстоятельства, суд округа пришел к выводу о соответствии заявленных требований нормам действующего законодательства в области охраны недр , а также в области полномочий органов местного самоуправления по нормативному регулированию данных правоотношений. Суд округа, поддерживая выводы суда первой инстанции, отметил, что отсутствие прямого указания в Законе № 131-ФЗ на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе на полномочия, перечисленные в статье 5 Закона о недрах, не может свидетельствовать об отсутствии соответствующих полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах,
пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1, следует, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. В силу пункта 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является рациональное комплексное использование и охрана недр . Основным требованием по рациональному использованию и охране недр при проведении работ согласно пункту 8.12.1 лицензионного соглашения от 27.05.2003 к лицензии № ТОМ 00046 НЭ также является рациональное комплексное использование и охрана недр. Согласно статье 17 раздела II Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71, при разработке проектной документации осуществляется технико-экономическое сравнение вариантов размещения объектов, технологических схем и режимов предложений по оптимальному (окончательному) варианту. Арбитражный суд не исследовал вопрос
недр прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения условий, оговоренных в абзацах «а», «в», «г», «д» пункта 4.1. и пунктов 5.2, 5.4. Соглашения. В результате проведения плановой выездной проверки, результаты которой отражены в акте от 04.07.2013 № НЗАТ-241, выявлено, что в нарушении абзаца «а» пункта 4.1 лицензионного соглашения недропользователь не в полном объеме разработал «Технический проект на горно-эксплуатационные работы месторождения р. Караган»; отсутствует раздел « Охрана недр и окружающей среды». Используемое оборудование по обогащению песков не соответствует проектному. Проект не прошел согласование с территориальной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых по Красноярскому краю (ТКР-ТПИ Красноярскнедра). Фактически ООО «Фарт» с 2011 года (начало первого года добычи) проводит отработку месторождения по проекту не согласованному в установленном порядке. В нарушении абзаца «г» пункта 4.1 лицензионного соглашения обществом не представлена отчетность по формам 1-гр, 2-гр по выполнению геологоразведочных работ в рамках лицензионной площади в
вышеуказанной лицензии. Обществом не соблюдены объемы добычи и порядок отработки (вовлечения) по выемочным единицам (горизонтам) предусмотренных Планом развития горных работ за 2019 год. Протоколом ЦКР-ТПИ Роснедр от 04.12.2018 № 306/18-стп не предусмотрена возможность отклонения от проектного объема добычи полезного ископаемого. Таким образом, соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых относятся к обязанности недропользователя, целью которой является, в том числе рациональное использование и охрана недр и окружающей среды, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, также отнесенное Законом к обязанности недропользователя, закрепление названных требований в условиях пользования недрами к лицензии АБН 00302 ТЭ. Обществу вменяется превышение нормативных потерь по выемочным единицам (горизонтам) в 2018 году: Западная рудная зона – 780, 700, 690, 490, 480, 470, Восточная рудная зона – 560 ,550, 540; в 2019 году: Западная рудная зона – 780, 700, 760, 750, 710, 700, 490, 480, 470, 460,
генеральный директор ООО «РН «Ставропольнефтегаз» ФИО1 (приказ от №к), который в соответствии с уставом ПАО «НК Роснефть» является единоличным исполнительным органом и в компетенцию которого входит решение всех вопросов руководства деятельностью общества. На основании изложенного, в действиях заявителя были выявлены нарушения требований п. 10 (требования по охране недр и окружающей среды по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами) Приложения № 1к лицензии <данные изъяты>; требований п. 5,6,7,8,10,11 статьи 23 раздел «Рациональное использование и охрана недр » Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1; ч. XIII «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 г. № 356, п.п. 352, 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 г. № 101. По данному факту, в отношении Заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 11.10.2017 года № по ст.8.9 КоАП РФ - нарушение требований по
на территории МОМР «...» в части: 1. Характеристика месторождения и района работ. 1.1. Общие сведения. 1.2. Климатические условия. 1.3. Подъездные дороги 1.4. Геологическое строение и гидрогеологические условия. 1.5. Качественная характеристика полезного ископаемого и подсчет запасов. 1.6. Горно-геологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения. 2. Горнотехническая часть 2.4. Производительность и режим работы карьера. Выбор оборудования. 2.6. Вскрышные работы и отвалообразование. 2.7. Добычные работы. 2.7.1. Потери и разубоживание полезного ископаемого. 2.7.2. Экскаваторные работы. Система разработки. 7. Охрана недр . Геологическое и маркшейдерское обеспечение. 7.3. Геологическое и маркшейдерское обеспечение. Техническое задание на разработку рабочего проекта 2. Рабочий проект разработки месторождения ПГС «...)» в ... районе Республики Коми. Том 1. Пояснительная записка в части: 1. Краткая характеристика месторождения и условий строительства. 1.1. Район и площадка строительства. 1.2. Проектные решения. 2. Геологическая часть. 2.1. Геологическое строение месторождения. 2.2. Качественная характеристика полезного ископаемого. 2.4. Запасы полезного ископаемого. 3. Горно-технологическая часть. 3.3.2 Добычные работы. 3.3.3. Режим работы
техническим средствам для контроля и регулирования работы добывающих и нагнетательных скважин и контроль за их соответствием требованиям природоохранного законодательства, законодательства о недрах может привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов, либо привести месторождение в состояние непригодное для дальнейшей разработки. Нарушены требования: п. 10 (требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами) Приложения № 1 к лицензии СТВ 01208 НЭ; требования п. 5,6,7,8,10,11 статьи 23 раздел «Рациональное использование и охрана недр » Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 года № 2395-1; ч. XIII. «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 года № 356, п.п. 352, 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 года № 101. По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 11 октября 2017 года № 17-1385/В/1- 432/1 по ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об
учета в области обращения с отходами, утв. приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, Обществом не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Основным видом деятельности Общества является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы). Согласно проектной документации «Технический проект «Отработка месторождения россыпного золота на участке р. Малая Талмовая (блоки С-35, 36. 37. 38) открытым раздельным способом» (том II Охрана недр и окружающей среды, книга 2 Охрана и рациональное использование недр, ПД 10/02-1-ООС-2) в процессе добычи полезных ископаемых образуются следующие виды отходов: пустые (вскрышные) породы, отработанные масла, промасленная ветошь, огарки сварочных электродов, лом черных и цветных металлов, изношенные автошины, отработанные аккумуляторы, отработанные шины, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, (исключая крупногабаритный). Госинспектором РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 проведен осмотр территории на лицензионном участке (КЕМ 01867БР), по результатам которого установлено,
и нагнетательных скважин и контроль за их соответствием требованиям природоохранного законодательства, законодательства о недрах может привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов, либо привести месторождение в состояние непригодное для дальнейшей разработки. На основании изложенного, в действиях заявителя были выявлены нарушения требований п. 10 (требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами) Приложения № 1 к лицензии СТВ 01208 НЭ; требований п. 5,6,7,8.10,11 статьи 23 раздел «Рациональное использование и охрана недр » Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992г. №2395-1; ч. XIII. «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, п.п. 352. 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 г. №101. По данному факту, в отношении ПАО «НК «Роснефть» был составлен протокол об административном правонарушении от 11.10.2017 г. № по ст.8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение