ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Охрана окружающей среды - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А35-4972/2021 от 04.09.2023 Верховного Суда РФ
организацию местного самоуправления, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с муниципального образования в лице администрации за счет средств казны муниципального образования понесенных региональным оператором расходов на ликвидацию несанкционированной свалки, образовавшейся в границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Суды учли, что в соответствии с утвержденной постановлением администрации от 15.10.2018 № 2389 муниципальной программой на 2019 - 2024 годы «Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске» ликвидации несанкционированных свалок производится за счет средств бюджета муниципального образования. Ссылка заявителя на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 27-П, принятое после вынесения обжалуемых судебных актов, не является основанием для их пересмотра в кассационном порядке. Следует отметить, что согласно указанному постановлению муниципальное образование не лишено возможности защитить свое право, которое оно считает нарушенным, с учетом правовой позиции, приведенной в данном постановлении, норм бюджетного законодательства и региональных программ Курской
Определение № А32-25543/14 от 12.11.2018 Верховного Суда РФ
15-й этажи с выступающими площадками ограждения; - закрепить Г-образную перегородку между балконами квартиры № 61 и воздушной зоной лестничной клетки эвакуационной типа HI к плите перекрытия 15-го этажа, трещину в сопряжении перегородки и ограждающей стены заделать негорючим материалом; - передать товариществу документацию: Том 2. 27/09-06-0-ГП. Книга 1. Генеральный план; Том 10.27/09-06-ТМ. Индивидуальный тепловой пункт. Тепломеханические решения; Том 11. Электрооборудование и электроосвещение индивидуального теплового пункта; Том 12.27/09-06-АТМ. Автоматизация тепломеханических решений; Расчет несущих конструкций здания; Охрана окружающей среды ; Технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям; - взыскать с общества в пользу истца судебные расходы в размере 137 599 рублей, из которых: 78 тыс. рублей - расходы по оплате строительно-технической экспертизы (экспертное заключение от 30.09.2014 № 216/16.1); 59 599 рублей – расходы, связанные с приобретением и установкой циркулярного насоса для нормализации работы системы теплоснабжения дома (уточненные требования). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены
Постановление № А53-35025/2021 от 29.09.2022 АС Северо-Кавказского округа
в денежной форме. Более того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях от 29.03.2011 № 2-П, от 13.10.2015 № 26-П, от 26.04.2016 № 13-П, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), на муниципальные образования возложено создание условий для обеспечения эффективности очистки от твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), но не вся ответственность в сфере обращения с ТКО. Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановление № А70-6510/13 от 25.05.2016 Суда по интеллектуальным правам
обществом «Авангард-Строй» (подрядчик) 14.07.2008 заключен договор № 05/01-08 на выполнение проектно-сметных работ, по условиям которого подрядчик по заданию заказчика обязуется разработать проектно-сметную документацию на строительство здания Спортивного комплекса по адресу: Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Свободы. В состав проектных работ входят следующие разделы: 1. Архитектурно-строительная часть; 2. Отопление и вентиляция; 3. Водопровод и канализация; 4. Электроснабжение; 5. Генплан с элементами благоустройства; 6. Открытая автостоянка; 7. Общая пояснительная записка; 8 Проект организации строительства; 9. Охрана окружающей среды ; 10. ГО и ЧС; 11. Сметная документация. Проектные работы должны быть проведены, в соответствии с техническим заданием на проектирование, являющимся неотъемлемой частью договора. Также между обществом «Авангард-Строй» (заказчик) и обществом «Форум» (подрядчик) 14.07.2008 заключен договор № 05/01-08 на выполнение проектно-изыскательских работ по условиям которого подрядчик по заданию заказчика принял на себя выполнение проектных работ для строительства объекта – Спортивного комплекса, расположенного в Тюменской области, г. Ялуторовск, ул. Свободы. Разработку архитектурного проекта и
Решение № 2-8559/2015 от 10.12.2015 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)
прокурора в интересах Забайкальского края, муниципальных образований «Забайкальский район», Нерчинский район», «Каларский район», «Город Петровск-Забайкальский», «Хилокский район», неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждении к действию, УСТАНОВИЛ: читинский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 № 188 утверждена Государственная программа Забайкальского края « Охрана окружающей среды ». на территории Забайкальского края отсутствуют специализированные полигоны захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО). Согласно пунктам 1.2.3.1, 1.2.3.2, 1.2.1.13, 1.2.1.1, 1.2.1.2 Основных мероприятий, мероприятий, показателей и объемов финансирования Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» (Приложение к Государственной программе) предусмотрены мероприятия «Строительство полигона ТКО в г. Петровск-Забайкальске» с объемом финансирования из краевого бюджета в 2014 году -4700 тысяч рублей, в 2015 году - 7330,4 тысяч рублей; «Строительство полигона ТКО в г. Хилке» с объемом
Решение № 2А-5112/2016 от 09.06.2016 Кызылского городского суда (Республика Тыва)
о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить исполнение бюджета в области охраны окружающей среды, реализации мероприятий по технической рекультивации отходов Т, установил: ПР обратился в суд с административным исковым заявлением к к ПРТ, МФ, МП о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить исполнение бюджета в области охраны окружающей среды, реализации мероприятий по технической рекультивации отходов Т указав, что постановлением Правительства Республики Тыва от 22.10.2014 N 497 (ред. от 15.04.2015) утверждена государственная программа Республики Тыва " Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов" (далее - Программа). В Программу входят выполнение ряда мероприятий в рамках ее подпрограмм "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" и "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва". Проверкой выполнения мероприятий подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" установлено, что на выполнение п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» по указанной программе всего предусмотрено ***, где в ДД.ММ.ГГГГ