электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ГК РФ, данного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами. Единая энергетическая система России – электроэнергетическая система, которая расположена в пределах территории Российской Федерации и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России (статья 3 Закона об электроэнергетике). Как следует из пункта 1 статьи 7 указанного закона, Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Основной
заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, Компанией (заказчик) и Обществом (исполнитель) подписан договор от 22.12.2016 № ТХ-502/16 (далее – договор) на оказание услуг по эксплуатации, обслуживанию, текущему ремонту электроэнергетического оборудования и сетей, включая оперативно-диспетчерское управление ими, в соответствии с которым исполнитель обязался оказать собственными силами и средствами, если иное не предусмотрено настоящим договором, услуги по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту электрооборудования и электрических сетей, расположенных на Ершовом, Сороминском, Северо-Сороминском, Северо-Тарховском, Туль-Еганском лицензионных участках и административно-бытовом комплексе (АБК) ООО "Тарховское", находящемся по адресу: город Нижневартовск Западный промышленный узел, панель 16, улица 15 П: круглосуточное оперативное обслуживание; планово-предупредительные ремонты (техническое обслуживание, осмотры, текущий ремонт), ведение технической документации. В связи
по оперативному обслуживанию электроустановок для производства переключений, пусков и остановов по команде диспетчера ООО «Газпром энерго», поскольку в соответствии с пунктом 6.1.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 229 (далее - Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации), на каждом энергообъекте (электростанции, электрической сети, тепловой сети и подстанциях с постоянным обслуживающим персоналом) должно быть организовано круглосуточное оперативно-диспетчерское управление , задачами которого являются: ведение требуемого режима работы; производство переключений, пусков и остановов; локализация аварий и восстановление режима работы; подготовка к производству ремонтных работ. Вместе с тем, предметом договоров на оперативное обслуживание, на которые ссылается административный истец, является выполнение работ по введению требуемого режима работы электроустановок, производству переключений. Данные договоры не предусматривают несение расходов на содержание и эксплуатацию арендуемого имущества со стороны названных организаций, а обеспечивают круглосуточное оперативно-диспетчерское управление в соответствии с приведенным
коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела суды руководствовались статьями 190, 191, 193, 194, 309, 310, 314, 329, 421, 422, 431, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 114, Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854, Правил определения стоимости и оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 № 910. Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе условия договора возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике от 31.10.2014 № ОДУ-325/002722-0001/ДогЭСД14, дополнительное соглашение от 17.09.2019 № 6, акты об оказании услуг за август, сентябрь
частично недействующим пункта 21 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587, установил: пункт 21 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 (далее также - Перечень), включает объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ. Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «САФЕТИ-ТЭК» (далее - ООО ЧОП «САФЕТИ-ТЭК») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 21
заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве. Представители Предприятия, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, Общество (системный оператор) в силу статей 12 и 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) является специализированной организацией, единолично осуществляющей централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России, уполномоченной на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы; оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и потребителям электроэнергии. Предприятие на условиях аренды владеет и пользуется ТЭЦ-10 установленной мощностью 36 МВт (договор аренды от 12.06.2009, заключенный с ОАО «Советский ЦБЗ») и, как соответствующее критериям подпункта «в» пункта 2
услуги по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков; обеспечение надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей. В соответствии с пунктом 3 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854, оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике осуществляется посредством централизованного круглосуточного и непрерывного управления взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, образующими в совокупности электроэнергетический режим Единой энергетической системы России (ЕЭС России). Поскольку ООО «Теплоснабжение» правомерно включено в реестр лиц, подлежащих обязательному обслуживанию АО «СО ЕЭС» при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и, соответственно, получало от истца названые услуги в спорный период, его требование о взыскании в качестве неосновательного обогащения стоимости
655 рублей 01 копейки. В качестве доказательств несения эксплуатационных затрат обществом «Диас» представлен договор от 01.12.2016 № 5п-1535/2016 по передаче электрической энергии в точки отпуска, заключенный им с ООО «Юг-Электро». Из условий пункта 3.2.8 договора аренды имущества от 07.06.2018 № 01-01/18 ДАН следует, что арендатор обязан производить текущий и капитальный ремонт, производить текущее обслуживание, производить отделимые и неотделимые улучшения для обеспечения качества и надежности и бесперебойности водоотведения, нести расходы на содержание, обслуживание и оперативно-диспетчерское управление имуществом, переданным в аренду. При этом стороны не заключили дополнительное соглашение, предусматривающее начисление переменных (коммунальных) платежей, а условиями договора не предусмотрена обязанность арендатора производить оплату переменной части (коммунальных платежей). Кроме того, Протоколом согласования договорной цены от 07.06.2018 приложения № 2 к договору от 07.06.2018 № 01-01/18 ДАН, размер арендной платы составляет 850 тыс. рублей за один календарный месяц с момента заключения договора, включая НДС. Следовательно, существенное условие о цене договора аренды согласовано в
10%, с принятием нового решения об отказе в иске. В остальной части решение суда оставлено без изменения (том 2 л.д. 116 – 126). Судебными инстанциями было установлено, что регулирующим органом расчет НВВ Общества по статье «Выпадающие доходы» произведен с нарушениями правил ценообразования, уровень подконтрольных расходов Общества на 2020 год, подлежащий пересмотру на основании судебных актов, установлен без дополнительного анализа затрат по статьям «Ремонтный фонд» (затраты на ремонт) и «Расходы на оперативно-техническое обслуживание и оперативно-диспетчерское управление », баланс электрической энергии утвержден регулирующим органом в размере больше заявленного без обоснования таких действий. Также указано на отсутствие анализа регулирующим органом фактически понесенных расходов Общества в 2019 году в соответствии с пунктами 9, 10 Методических рекомендаций № 98-э и Основ ценообразования, для последующего включения их в необходимую валовую выручку в случае экономической обоснованности. 28 декабря 2021 года во исполнение решения Кемеровского областного суда от 20 июля 2021 года по делу № 3а-137/2021
– 244). В ходе рассмотрения административного дела № 3а - 186/2022 суд пришел к выводу о том, что размер необходимой валовой выручки Общества на 2022 год не является экономически обоснованным в связи с допущенными регулирующим органом нарушениями положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при расчете затрат по статьям «Расходы на оплату труда», «Материальные расходы» в части приобретения горюче-смазочных материалов, «Услуги производственного характера» в части расходов на техническое обслуживание электросетевого оборудования и оперативно-диспетчерское управление , а также на обслуживание пожарной сигнализации, «Ремонты на 2022 год». Также судом установлено, что органом регулирования допущены нарушения при формировании баланса мощности сетевой организации и определении плановой выручки, повлиявшие на расчет индивидуальных тарифов. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года (дело № 66а – 427/2023) решение Кемеровского областного суда от 1 декабря 2022 года оставлено без изменения (том 1 л.д. 245 –
области на 2020 год»; пункта 3 (3.1, 3.2) примечания к приложению № 3 к постановлению региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2019 № 896 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области на 2020 год». В обоснование уточненных требований (т.14, л.д. 7-19) ссылается на необоснованное занижение органом регулирования базового уровня подконтрольных расходов Общества на 2020 год ввиду исключения части затрат по статье «ремонтное обслуживание», «оперативно-техническое и оперативно-диспетчерское управление », что привело к занижению НВВ как на 2020 год – первый год долгосрочного периода регулирования, так и на 2021-2024 годы этого периода регулирования. Кроме того, административный истец полагает, что органом регулирования в нарушение требований действующего законодательства, без учета ранее заключенных Обществом договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, изменен порядок расчетов между смежными сетевыми организациями ПАО «Россети Сибирь» и ООО «СибЭнергоТранс-42». Считая нормативные правовые акты в указанной части не соответствующими нормативному
установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, осуществляемому субъектами оперативно-диспетчерского управления, уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Целью деятельности системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является обеспечение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным иными нормативными актами, и принятие мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничных рынках. Оперативно-диспетчерское управление атомными станциями осуществляется в соответствии с положениями настоящей главы, а также особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии. В соответствии со ст. 12 Закона субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике являются: системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих