ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Оптовые цены на газ - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ23-910 от 20.12.2023 Верховного Суда РФ
заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» о признании недействующим пункта 5 приказа Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2022 г. № 818/22 «Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области» (в первоначальной редакции), установил: приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 16 ноября 2022 г. № 818/22 (далее - Приказ) утверждены оптовые цены на газ , добываемый публичным акционерным обществом «Газпром» (далее также - ПАО «Газпром») и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 30 ноября 2022 г., регистрационный номер 71270, размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 декабря 2022 г. Согласно пункту 5 Приказа в первоначальной редакции оптовые цены на газ установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта
Определение № А40-102702/2901 от 23.09.2020 Верховного Суда РФ
актов, в ходе проведенной камеральной налоговой проверки декларации по акцизу на природный газ за май 2017 года, с заявленной суммой акциза к уплате в размере 28 781 руб. инспекцией установлено, что общество при определении налоговой базы по акцизу на природный газ за май 2017 года, добытый и реализованный в 1998 году, в нарушении пункта 1 статьи 188 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 07.07.2003) не произвело расчет акциза исходя из предельных минимальных оптовых цен на газ , установленных Приказом ФСТ России от 08.06.2015 № 218-э/3, рассчитав его исходя из размера поступившей в мае 2017 года частичной оплаты в сумме 230 250 руб., что привело к занижению налоговой базы по акцизу на 2 538 124 руб. и неуплате акциза в размере 380 716 руб. 66 коп.По результатам проверки составлен акт и вынесено решение от 23.11.2017 № 33, которым обществу начислен акциз на природный газ в размере 380 719 руб., соответствующие
Решение № АКПИ19-314 от 28.06.2019 Верховного Суда РФ
также порядка установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах» (далее - Формулы индексации). При утверждении на 2019 г. цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка по четырем генерирующим объектам АО «ДГК» (Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-3, Майская ГРЭС, Приморская ГРЭС), расчеты были произведены иным образом. В суде представитель административного истца АО «ДГК» Рябинина Т.Е. поддержала заявленные требования и пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в нарушение принципа достижения баланса интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, действующее законодательство не предусматривает разную методику расчета цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) на генерирующих объектах одного юридического лица. Так, регулятором в нарушение пункта 21 Основ ценообразования по Хабаровской ТЭЦ-1 принята структура топлива без учета сжигаемого газа . По итогам работы за последние три года доля сжигаемого газа в структуре топлива составляет 71,2%, фактическая доля сжигаемого газа в структуре условного топлива за 2018 г. составляет 84,7%. Увеличение
Определение № 308-КГ15-16635 от 29.12.2015 Верховного Суда РФ
рассмотрении возможности внесения изменений в государственные контракты поставки газа на 2015 год применительно к пункту 5.1 контракта о твердой цене контракта, на что общество пояснило, что на момент заключения контракта фактическое потребление газа за год определить невозможно, в контракте указаны его плановые объемы. Фактические же расчеты по контракту должны производиться исходя из объемов, определенных приборами учета, и с учетом тарифов, размер которых подлежит государственному регулированию. Приказами Федеральной службы по тарифам предусмотрен ежемесячный перерасчет оптовой цены газа в зависимости от калорийности газа. В связи с этим раздел 5 контракта не подлежит дополнению условием о твердой цене контракта, поскольку внесение таких условий будет ограничивать право общества на получение стоимости за фактически поставленный заказчику газ и оказанные услуги по газоснабжению. Учреждение обратилось в антимонопольный орган с заявлением о правовой оценке условий предлагаемого к заключению названного государственного контракта. Впоследствии общество и учреждение заключили государственный контракт от 29.12.2014 № 43-3-10356/15 поставки газа, согласно которому
Постановление № А82-12451/2010 от 29.08.2011 АС Волго-Вятского округа
получало сжиженный газ в рамках балансового задания по регулируемой оптовой цене, остающийся в его распоряжении газ после обеспечения бытовых нужд населения реализовывало в розничной продаже через автогазозаправочную станцию по свободным (рыночным) ценам. В УФАС по Ярославской области 31.08.2009 поступило заявление ООО «АвтоГазРесурс» на действия ОАО «Рыбинскгазсервис» по установлению максимально низких цен на газ при реализации через автозаправочную станцию, что влечет возникновение убытков у ООО «АвтоГазРесурс». В заявлении указано, что в августе 2009 года оптовые цены на газ выросли на 47 процентов, что вызвало увеличение розничных цен в той же пропорции, однако ОАО «Рыбинскгазсервис» повысило розничную цену лишь на 15 процентов. Комиссия Управления, рассмотрев дело № 03-03/56-10, вынесла решение, изготовленное в полном объеме 13.10.2010, которым действия ОАО «Рыбинскгазсервис», являющегося уполномоченной газораспределительной организацией для обеспечения поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Ярославской области, по реализации сжиженного углеводородного газа, приобретенного по оптовой цене на сжиженный газ для бытовых нужд, установленной Федеральной
Постановление № 13АП-19893/2016 от 17.01.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
или не вытекает из существа обязательства. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ). Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Оптовые цены на газ подлежат государственному регулированию. Согласно пункту 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на
Постановление № Ф03-4184/17 от 24.10.2017 АС Дальневосточного округа
Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ. Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Основными положениями установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ , установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям. Указанная (регулируемая оптовая цена) применяется на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям на территории Российской Федерации, подлежащая государственному регулированию. Вместе с тем, в положения пункта 2 Основных положений введено понятие «оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен» - оптовая цена
Постановление № А66-6190/14 от 06.04.2015 АС Северо-Западного округа
подписали Договор с протоколом разногласий от 06.12.2013, протоколом согласования разногласий от 15.01.2014, протоколом урегулирования разногласий от 07.02.2014 и протоколом согласования разногласий от 06.03.2014. В соответствии с пунктом 2.1 Договора поставщик обязался поставлять покупателю газ, а покупатель – принимать газ и оплачивать. Расчеты за поставленный газ производятся путем выписки покупателем платежных поручений, дата окончательного расчета - 10 число месяца, следующего за отчетным. В абзаце втором пункта 5.1 Договора в редакции, предложенной поставщиком, предусмотрено, что оптовые цены на газ , определяемые в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен, согласованы сторонами на период с 01.09.2013 на уровне 4215 руб. (без НДС). В протоколе разногласий от 06.12.2013 названный абзац Общество изложило в следующей редакции: «Оптовые цены на газ согласованы сторонами на период с 01.09.2013 по 11.11.2013 (включительно) на уровне 3832 руб. (без НДС) за 1000 куб. м (в соответствии с приказом ФСТ России от 15.07.2013 № 134-э/1), а на период с
Постановление № А66-8108/14 от 03.11.2015 АС Северо-Западного округа
выходе из системы магистральных газопроводов по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) конечным потребителям соответствующих групп. Регулируемая оптовая цена на газ - это утвержденная в установленном порядке цена, по которой газ должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям. Пунктом 15.1 Основных положений установлено, что оптовые цены на газ , добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для конечных потребителей, приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год
Решение № 3-15/14 от 25.12.2014 Севастопольского городского суда (город Севастополь)
учетом показателей оптовой цены на газ для потребителей с различным объемом потребления газа. Доводы заявительницы о том, что Правительство Севастополя вопреки нормативным актам, имеющим высшую юридическую силу, при определении розничной цены на газ учло оптовую цену для населения, предусмотренную п.п.1.1 приказа вместо цены, предусмотренной п.п.1.3 приказа ФСТ от 03.07.2014 г. № 175-э/з, без учета того, что население нельзя приравнять к другим категориям потребителей, суд считает необоснованными. Указанные доводы противоречат п.2 приказа, согласно которому оптовые цены на газ учитываются при формировании цен на газ для конечных потребителей, в том числе при формировании розничных цен на газ, реализуемый населению. Пункт 15 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» также предусматривает, что цены на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на
Решение № 2-795/18 от 05.07.2018 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)
регулированию и устанавливается Федеральной службой по тарифам. С ДД.ММ.ГГГГ для ГРО и конечных потребителей <адрес> (без надбавки ГРО) предельная минимальная цена составляет: 4 634 руб. за 1000 м3, предельная максимальная цена - составляет 5 097 руб. за 1000 м3 (Приказ ФАС РФ от 13.06.2017г. №), плата за снабженческо-сбытовые услуги, вызываемые конечным потребителям газа <адрес> установлена ФСТ России в зависимости от объема потребления газа для каждой из точек подключения (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №). Регулируемые оптовые цены на газ , установлены на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям (температура +20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0 %, при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/куб. м. (33080 кДж/куб.м). ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» произвело расчеты за поставленный природный газ по договору поставки газа № от 23.10.2012г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь действующим законодательством РФ, правилами расчетов, закрепленными в договоре поставки газа
Решение № 2-2778/2021 от 24.11.2021 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)
от .............. было поставлено 15,376 тыс. м3 газа, что подтверждается актом о количестве поданного - принятого газа по договору .............. от .............. (Приложение ..............); в соответствии с пунктом 5.1 Договора цена на газ формируется из регулируемой оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены на газ утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), и платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), определенной порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 5.2 Договора оптовые цены на газ определяются на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям (температура +20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчетной теплоте сгорания 7 900 ккал/куб. м. (33 080 кДж/куб. м). При отклонении фактической объемной теплоты сгорания (OTC) от расчетной. Поставщик ежемесячно производит перерасчет оптовых цен на газ по формуле, приведенной в пункте 5.2 Договора. Фактическая объемная теплота сгорания указывается в актах сдачи-приемки газа.
Решение № 2-3887/2023 от 20.11.2023 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)
газ подлежит государственному регулированию и устанавливается Федеральной антимонопольной службой. Приказом ФАС России от 1 июля 2022 г. № 493/22 утверждены предельные уровни оптовых цен на газ. Предельная минимальная цена составляет 5413 руб. за 1000 куб.м., предельная максимальная цена составляет 5515 руб. за 1000 куб.м. Плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа Ставропольского края, установлена Приказом ФАС России от 01.09.2021 №919/21 в зависимости от объема потребления газа для каждой из точек подключения. Регулируемые оптовые цены на газ установлены на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям (температура +20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0 %, при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/куб.м. (33080 кДж/куб.м). Согласно пунктам 5.5.1. и 5.5.2. договора покупатель оплачивает стоимость планируемых месячных поставок газа в следующем порядке (в % от стоимости планируемой месячной поставки газа, рассчитанной как произведение планируемого объема месячной поставки газа и цены газа, складывающейся