ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Оптовый рынок электроэнергетики - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение ВАС РФ от 25.06.2012 N ВАС-2243/12 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании абзаца пятого пункта 116 и абзаца десятого пункта 123 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, не соответствующими (в части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими>
представители общества "РУСАЛ Красноярск" поддержали требование о признании оспариваемых в части пунктов 116 и 123 Правил оптового рынка не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими. Минэнерго России и ФСТ России, действующие в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, в отзывах на заявление и представители Правительства Российской Федерации в судебном заседании не согласились с требованием общества "РУСАЛ Красноярск", ссылаясь на соответствие оспариваемых в части пунктов 116 и 123 Правил оптового рынка Закону об электроэнергетике , имеющему большую юридическую силу, а также на то, что Правительство Российской Федерации по своему правовому статусу не относится к органам, которым статьей 15 Закона о защите конкуренции запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В письменных пояснениях НП "Совет рынка" и его представители в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований общества "РУСАЛ Красноярск". В письменном отзыве ФАС России
Решение ВАС РФ от 27.06.2013 N ВАС-4413/13 <О признании абзаца второго пункта 202 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, соответствующим статье 1 Гражданского кодекса РФ, статьям 6, 37 и 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции">
положения приняты Правительством Российской Федерации после окончания переходного периода реформирования электроэнергетики, в течение которого действовали Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, которыми допускалось присвоение организации, не являвшейся субъектом оптового рынка, статуса гарантирующего поставщика. Однако названными Правилами, а впоследствии Основными положениями N 530 были установлены сроки, в течение которых такой гарантирующий поставщик обязан выполнить определенные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка. Положениями Закона об электроэнергетике , оспариваемыми Основными положениями, Правилами оптового рынка в их системном толковании предусматривается участие гарантирующих поставщиков в покупке электрической энергии и мощности на оптовом рынке как условие осуществления ими деятельности на розничном рынке в качестве гарантирующего поставщика. Так, в силу пункта 1 статьи 31 Закона об электроэнергетике гарантирующие поставщики на оптовом рынке являются покупателями электрической энергии, а согласно пункту 1 статьи 37 этого Закона - поставщиками электрической энергии на розничном рынке. В соответствии
Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики"
ограничения энергоснабжения и отключении потребителей. Участвует во внедрении программных и технических средств и реализации новых задач автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ) и автоматизированной системы контроля и управления энергопотребления (АСКУЭ). Должен знать: организационно-распорядительные, нормативные, методические документы, касающиеся вопросов коммерческого диспетчерского управления, ограничения энергопотребления; Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации; правила работы на федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности (ФОРЭМ); правила и основные положения по функционированию оптового и розничных рынков электрической энергии; Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации; должностные и производственные инструкции оперативного персонала диспетчерского пункта энергосистемы; схему соединений основной электрической сети энергосистемы; главные электрические схемы электростанций и транзитных электроподстанций энергосистемы; тепловые схемы электрических станций и тепловых сетей; технические характеристики, нормальные, аварийные и послеаварийные режимы эксплуатации, технико-экономические показатели работы основного оборудования электростанций и сетей энергосистемы; принципы размещения, назначение и влияние системной автоматики на режим работы энергосистемы; структурную схему построения АСДУ и АСКУЭ энергосистемы; характеристики,
Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 (ред. от 20.03.2013) "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации"
с кредиторами и обеспечена защита их прав и законных интересов. Государство создает благоприятные условия для строительства и эксплуатации новых мощностей путем предоставления инвесторам права самостоятельно определять условия взаимоотношений с другими субъектами рынков, включая цены контрактов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. V. Этапы реформирования электроэнергетики Российской Федерации При проведении реформы электроэнергетики необходимо сочетать по срокам преобразование федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии, разработку правил его функционирования и осуществление мероприятий по реформированию организаций отрасли. Реформирование электроэнергетики носит последовательный характер и будет осуществляться в три этапа. Первый этап реформы осуществляется в течение 3 лет. В ходе этого этапа должны быть решены следующие задачи: разработка нормативной правовой базы реформирования отрасли; реформирование организаций электроэнергетики; отработка механизмов функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии. Первый этап включает в себя две фазы продолжительностью по полтора года каждая. В рамках первой фазы, носящей в основном подготовительный характер, будут осуществлены следующие мероприятия:
Решение № АКПИ19-314 от 28.06.2019 Верховного Суда РФ
цен от принятого при установлении регулируемых цен (тарифов) прогнозного индекса; изменения нормативных правовых актов, влияющие на размер расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; изменения регулируемых цен (тарифов) на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов; изменения ставок налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; изменения размера платежей, вносимых в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике . В строках седьмой, тринадцатой, пятнадцатой пункта 7 приложения № 1 к Приказу установлены тарифные ставки на электрическую энергию (мощность) на I полугодие 2019 г. для генерирующих объектов АО «ДГК»: Приморской ГРЭС, Майской ГРЭС, Хабаровской ТЭЦ-3, которые корреспондируют тарифам, установленным приказом ФАС России от 19 декабря 2017 г. № 1729/17 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка на 2018 год» для
Апелляционное определение № АПЛ19-217 от 02.07.2019 Верховного Суда РФ
которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации. В целях снижения нагрузки на потребителей первой и второй ценовых зон оптового рынка электрической энергии Правительством Российской Федерации принято решение о субсидировании выпадающих доходов лишь гарантирующих поставщиков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в том числе с учетом того, что все потребители приобретают весь объем электрической энергии у гарантирующих поставщиков, иное использование безвозмездных отчислений являлось бы нецелевым использованием средств. Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «Об электроэнергетике » закреплены в том числе такие принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, как надежное и безопасное функционирование технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; доступность электрической энергии для потребителей и защита их прав; защита потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); сохранение государственного регулирования в
Определение № 09АП-20246/2014 от 20.11.2015 Верховного Суда РФ
крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка. Абзацем седьмым части 2 статьи 30 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, является одним из основных принципов организации оптового рынка. Кроме того, в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 32 названного Закона субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих
Решение № АКПИ18-1182 от 22.03.2019 Верховного Суда РФ
деятельности гарантирующего поставщика, и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации. В целях снижения нагрузки на потребителей первой и второй ценовых зон оптового рынка электрической энергии Правительством Российской Федерации принято решение о субсидировании выпадающих доходов только гарантирующих поставщиков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в том числе с учетом того, что все потребители приобретают весь объем электрической энергии у гарантирующих поставщиков, иное использование безвозмездных отчислений являлось бы нецелевым использованием средств. Предусмотренное пунктом 4 Правил правовое регулирование соответствует таким основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике , закрепленным в пункте 1 статьи 20 Федерального закона «Об электроэнергетике», как надежное и безопасное функционирование технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; доступность электрической энергии для потребителей и защита их прав; защита потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); сохранение государственного
Решение № А63-14417/07 от 18.06.2008 АС Ставропольского края
в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон; порядок осуществления расчетов; технические характеристики точек присоединения; перечень объектов межсетевой координации. Сетевая компания не представила суду доказательств подтверждающих отсутствие технической возможности оказания услуг обществу по передаче электрической энергии в заявленном объеме и сетевая компания не заявляла суду о такой невозможности. Протоколом заседания Комиссии при Наблюдательном совете НП «АТС» по рассмотрению обращений (жалоб) на действия (бездействие) субъектов электроэнергетики, препятствующие доступу на оптовый рынок электроэнергетики от 27.03.2007года признано действие (бездействие) правопредшественника сетевой компании, выражающиеся в отказе (уклонении) от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, не соответствующими Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и Правилам недискриминационнного доступа, препятствующими доступу обществу на оптовый рынок электроэнергии. Третье лицо Главное управление по тарифам и ценам КЧР г.Черкесск считает законным требование общества о понуждении сетевой компании заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, поскольку общество в проекте
Постановление № А40-2126/14 от 28.08.2014 АС Московского округа
4.16 Положения о Конфликтной комиссии, в случае, если по результатам рассмотрения обращения (жалобы) на действия (бездействие) субъекта электроэнергетики, препятствующие доступу заявителя на оптовый рынок электроэнергии, Комиссия признает оспариваемые заявителем действия не соответствующими законодательству, Комиссия обязана представить материалы по данному факту председателю Наблюдательного совета НП «Совет рынка» для их рассмотрения Наблюдательным советом и принятия одного из следующих решений: о направлении в адрес субъекта электроэнергетики официального предупреждения о необходимости устранения препятствия доступу хозяйствующего субъекта на оптовый рынок электроэнергетики ; о публикации на официальном сайте НП « Совет рынка» информации о нарушении субъектом электроэнергетики законодательства Российской Федерации; о направлении материалов и документов в федеральный антимонопольный орган для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Судами установлено, что решение Конфликтной комиссии не было предметом рассмотрения Наблюдательного совета. Протокол действительно не содержит властно-распорядительных предписаний и не обладает признаками ненормативного правового акта. При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных
Постановление № 16АП-1592/08 от 20.08.2008 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон; порядок осуществления расчетов; технические характеристики точек присоединения; перечень объектов межсетевой координации. Сетевая компания не представила в суд первой и апелляционной инстанций доказательств подтверждающих отсутствие технической возможности оказания услуг обществу по передаче электрической энергии в заявленном объеме и сетевая компания не заявляла суду о такой невозможности. Протоколом заседания Комиссии при Наблюдательном совете НП «АТС» по рассмотрению обращений (жалоб) на действия (бездействие) субъектов электроэнергетики, препятствующие доступу на оптовый рынок электроэнергетики от 27.03.2007года признано действие (бездействие) правопредшественника сетевой компании, выражающиеся в отказе (уклонении) от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, не соответствующими Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и Правилам недискриминационнного доступа, препятствующими доступу обществу на оптовый рынок электроэнергии. С учетом изложенного суд первой инстанции правильно в соответствии со статьями 426 и 445 ГК РФ и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, признал обоснованным материалами дела и
Постановление № 09АП-17334/14 от 10.06.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда
Положения о Конфликтной комиссии, в случае, если по результатам рассмотрения обращения (жалобы) на действия (бездействие) субъекта электроэнергетики, препятствующие доступу заявителя на оптовый рынок электроэнергии, Комиссия признает оспариваемые заявителем действия не соответствующими законодательству, Комиссия обязана представить материалы по данному факту председателю Наблюдательного совета НП « Совет рынка» для их рассмотрения Наблюдательным советом и принятия одного из следующих решений: о направлении в адрес субъекта электроэнергетики официального предупреждения о необходимости устранения препятствия доступу хозяйствующего субъекта на оптовый рынок электроэнергетики ; о публикации на официальном сайте НП « Совет рынка» информации о нарушении субъектом электроэнергетики законодательства Российской Федерации; о направлении материалов и документов в федеральный антимонопольный орган для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения Наблюдательным советом по реализации принятого Конфликтной комиссией протокола. Представитель НП «Совет рынка» в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение Конфликтной комиссии, изложенное в спорном протоколе, в какой- либо форме
Решение № 2-1885/18 от 04.02.2019 Саяногорского городского суда (Республика Хакасия)
адресу: <адрес>, стоимостью 839 000 рублей, кадастровый №; земельного участка площадью 647,4 кв.м. по адресу: <адрес>, стоимостью 159 000 рублей, кадастровый №; 16/59 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 58,6 кв.м. по адресу: <адрес>, стоимостью 202 000 рублей, кадастровый №; денежных средств, находящихся на вкладах по счетам №, №; №, открытым в Сибирском филиале ПАО «Сбербанк России»; акций ПАО «Т Плюс», ПАО «Территориальная генерирующая компания №», ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергетики », ПАО «Территориальная генерирующая компания №», ПАО «Территориальная генерирующая компания №», ПАО «Фортум», ПАО «Юнипро». К нотариусу в установленный законом срок не обратилась. Просила признать за ней право собственности на указанное недвижимое имущество, денежные вклады и акции как за пережившей супругой (супружескую долю) и в порядке наследования после смерти супруга, ФИО До начала судебного заседания от ответчиков ФИО2, ФИО3 поступили заявления о признании в полном объеме исковых требований ФИО1, из которых также следует,
Решение № 2-1320/2016 от 19.02.2016 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)
ЦБ 1-02-00028-A в количестве 347 штук, принадлежащих ФИО1 и учитываемых на счете депо №, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ЗАО «ИК «Энергокапитал» был заключен Депозитарный договор №№. Истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел в собственности и хранил на своем счете депо № следующие акции: обыкновенные именные акции ПАО «ДИКСИ Групп», № государственной регистрации выпуска ЦБ 1-02-40420-Н, номиналом 0,01 рубль, в количестве 150 штук; обыкновенные именные акции ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергетики », № государственной регистрации выпуска ЦБ 1-02-65105-D, номиналом 0,3627 рублей, в количестве 96000 штук; обыкновенные именные акции ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», № государственной регистрации выпуска ЦБ 1-01-00124-А, номиналом 0,0025 рубль, в количестве 160 штук; обыкновенные именные акции ОАО «Газпром», № государственной регистрации выпуска ЦБ 1-02-00028-А, номиналом 5 рублей, в количестве 430 штук; обыкновенные именные акции ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», № государственной регистрации выпуска ЦБ 1-03-00040-А, номиналом 3 рубля, в количестве
Решение № 2-482 от 01.06.2011 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
шт., номинальной стоимостью 1 руб. 66 коп.; ОАО Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии (ОАО «ОГК-6») акция обыкновенная лицевой счет в реестре № ** гос рег. Номер ** в количестве 4 314 шт., номинальной стоимостью 0 руб. 48 коп.; ОАО Пятая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии (ОАО «Энел-ОГК-5») акция обыкновенная лицевой счет в реестре № ** гос рег номер ** в количестве 3 044 шт., номинальной стоимостью 1 руб.; ОАО Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергетики акция обыкновенная лицевой счет в реестре ** гос. Рег. номер ** в количестве 7 111 шт., номинальной стоимостью 0 руб. 57,487 коп.; ОАО «ТГК-11 Холдинг» акция обыкновенная лицевой счет в реестре № ** гос. Рег. номер -** в количестве 7 392 шт., номинальной стоимостью 0 руб. 01 коп.; ОАО Территориальная генерирующая компания № 1 акция обыкновенная лицевой счет в реестре № ** гос. Рег. номер ** в количестве 282 620 шт., номинальной стоимостью
Решение № 2-4331/2021 от 16.12.2021 Орехово-зуевского городского суда (Московская область)
ЕЭС» номиналом 2.809767 руб. в количестве 9606.96 шт.; обыкновенные именные акции (вып.2) ПАО «Юнипро» номиналом 0.40 руб. в количестве 21656 шт.; обыкновенные именные акции ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» номиналом 5/10 в количестве 26583 шт.; обыкновенные акции ПАО «Московская объединенная энергетическая компания» номинальная стоимость 100 руб. в количестве 28 шт.; обыкновенные акции ПАО Энергетики и Электрификации «Мосэнерго» номинальная стоимость 1 рубль в количестве 149140 шт.; обыкновенные акции ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергетики » номинальная стоимость 0.3627 руб. в количестве 5313 шт. Указанные 3/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и часть жилого дома, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежат наследодателю на основании решений Орехово-Зуевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вступивших в законную силу. Наследодатель завещания не оставил. Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО5 являются его жена- истец ФИО1, а также дети ФИО2 и ФИО4 (ответчики), которые отказываются наследства