– Закон об охране окружающей среды), пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 140), пункты 5, 6, 7, 14, 18, 17, 19, 21 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 22.12.1995 № 525 и приказом Роскомзема № 67 (далее – Основные положения о рекультивации ), пункты 5, 7 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, пункт 5.1. ГОСТа 17.5.3.04-83 (СТ СЭВ 5302-85). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 30.03.1983 № 1521 (далее - ГОСТ 17.5.3.04-83), пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за
окружающей среде, причиненный нарушением законодательствав области охраны окружающей среды, посредством восстановления ответчиком нарушенного состояния окружающей среды за счет его средствв соответствии с проектом восстановительных работ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», пунктами 3, 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67от 22.12.1995 (далее – Основные положения о рекультивации земель), установлено, что рекультивация земель как способ возмещения вредав натуре, осуществляется за счет собственных средств юридических лици граждан не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии (уничтожении) плодородного слоя почвы при производстве работ. Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного
соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Приказом Минприроды РФ №525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (далее - Основные положения о рекультивации). При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Свердловской области от 25.07.2000 № 298 было утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Рабочего проекта «Рекультивация железнодорожной выемки отходами производства ОАО «Северский трубный завод», из содержания которого следует, что при рекультивации использовались нетоксичные отходы IV класса опасности. Рекультивация штангового карьера осуществляется
причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, посредством восстановления ответчиком нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», пунктами 3, 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67от 22.12.1995 (далее – Основные положения о рекультивации земель), установлено, что рекультивация земель как способ возмещения вреда в натуре, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии (уничтожении) плодородного слоя почвы при производстве работ. Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего
Земельного кодекса РФ. Заявитель жалобы полагает, что в силу пунктов 5, 6 статьи 13 Земельного кодекса РФ, подпункта 4 пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) и пункта 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 (далее – Основные положения о рекультивации № 525/67) для принятия решения о переводе спорного земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в испрашиваемую обществом категорию необходимо положительное заключение государственной экологической экспертизы в отношении проекта рекультивации. Кроме того, по мнению Департамента, арбитражные суды обеих инстанций неправильно истолковали пункт 4 статьи 78 Земельного кодекса РФ, который не допускает возможности перевода сельскохозяйственных участков, расположенных в пределах тридцатикилометровой зоны вокруг сельских поселений, в иные категории. ООО «Дальэнергоуголь» в отзыве на кассационную жалобу опровергает
нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22 декабря 1995 года утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (далее – Основные положения о рекультивации земель). Исходя из п. 3 Основных положений о рекультивации земель рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа (п. 5 Основных положений о рекультивации земель). В соответствии с п. 6 Основных положений
на площади 4872 кв.м глубиной до 22 м, выявлено существенное снижение органического вещества на 60-86,7 %, нарушенная часть участка характеризуется 4 степенью деградации. Своим деянием ООО «ПМК-57» нарушило: ст. 12; п. 1, п.п. 1, 2 п. 2, п. 4, 5, 6 ст. 13; ст. 42; п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ; ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; « Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». С указанным решением ООО «ПМК-57» не согласно по следующим основаниям. Действительно ООО «ПМК 57» владеет земельным участком с кадастровым номером №, площадью 10,5 га категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного