ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ответственность экспедитора за перевозчика - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 13АП-16053/19 от 22.06.2020 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»). Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в случаях фактического осуществления перевозки собственным транспортным средством или оформления своего транспортного документа на груз либо выражения иным образом намерения гарантировать сохранную доставку груза, в том числе приняв на себя ручательство за исполнение перевозки. Признаками ручательства общества «Тайсу-ТБ» за исполнение договора перевозки является определенное в договоре № 013-АТ содержание обязанностей экспедитора: выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой грузов заказчика, согласно заявкам заказчика, самостоятельное осуществление поиска перевозчика , заключение с перевозчиком договора на условиях по своему усмотрению, выбор транспортного средства (пункты 1.1, 1.2 договора). Общество «Тайсу-ТБ» считает спорную перевозку имеющей особенности, при наличии которых стороны
Определение № 307-ЭС15-10885 от 10.11.2015 Верховного Суда РФ
зависело, ответчиком не представлено; претензионный порядок урегулирования спора истцом соблюден. Суд кассационной инстанции, отменяя принятые судебные акты указал, что суды полно и всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права. Судами не учтено, что одним из существенных условий для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза до выдачи его получателю является факт принятия груза экспедитором. Между тем в деле отсутствуют доказательства принятия груза к экспедированию именно со стороны общества «Реал-Авто Логистик» и (или) возложения ответчиком обязанностей по принятию этого груза на третье лицо, а также доказательства того, что по спорной перевозке именно ответчик выступал в качестве перевозчика . Как следует из пункта 10 «Перевозчик» транспортной накладной от 07.05.2014 № Т-05402/14, в качестве перевозчика указано ООО «Альфа-Транс». Нарушений норм материального права судом кассационной инстанции не допущено. Учитывая изложенное, оснований для пересмотра судебного акта в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Руководствуясь
Определение № 13АП-16053/19 от 28.05.2020 Верховного Суда РФ
акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности». Определением от 13.03.2019 произведена замена истца на АО «СОГАЗ». Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019, в удовлетворении иска отказано. Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 17.10.2019 решение от 10.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 оставил без изменения. Суды не признали наступления ответственности общества «Тайсу-ТБ» как экспедитора за утрату груза в связи с тем, что оно фактически перевозку не осуществляло и не выражало намерения на принятие на себя ответственности перевозчика , проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в организации перевозки и охраны груза. В кассационной жалобе АО «СОГАЗ» просит об отмене указанных судебных актов и удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие их договору, закону, судебной практике и обстоятельствам перевозки. Для проверки доводов кассационной жалобы дело истребовано из Арбитражного суда Калининградской области. Изучив материалы истребованного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований,
Определение № 78-КГ21-64 от 25.01.2022 Верховного Суда РФ
ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 данного кодекса (пункт 1 статьи 803 Гражданского кодекса Российской Федерации). Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон о транспортной экспедиции) определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (статья 1). Согласно пункту 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 554, транспортно-экспедиционные услуги - это услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Содержание прав и обязанностей экспедитора и их соотношение с правами и обязанностями перевозчика определяются в зависимости от условий договора (пункт 25
Постановление № А53-12976/2017 от 26.06.2018 АС Северо-Кавказского округа
от него не зависело, лежит на экспедиторе. Доказательств того, что ООО «САГ-Строй» приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а его утрата произошла вследствие непредотвратимых обстоятельств, не предоставлено. Из материалов дела и содержания отзыва ООО «САГ-Строй» не следует, что выбор перевозчика осуществляло ООО «Ибис». В силу пункта 2 статьи 756 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора, заключившего договор перевозки, перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик . Аналогичная норма содержится в статье 26 Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13.06.2006 № 124-З. Пунктом 2 статьи 750 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что ущерб, причиненный при перевозке груза в случае его утраты или недостачи, возмещается перевозчиком в размере его стоимости. Пунктом 4.1 договора-заявки от 16.03.2017 № 4285 установлено, что перевозчик/экспедитор несет ответственность за недостачу, утрату и повреждение в процессе перевозки принятых
Постановление № 17АП-1416/2018-ГК от 15.03.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). В силу ст. 803 ГК РФ экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик . Вопрос ответственности экспедитора урегулирован ст. ст. 7, Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортно-экспедиционной деятельности". Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие
Постановление № 03АП-2573/2012 от 16.07.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
в трехдневный срок стороны подписывают Акт выполненных работ, который служит подтверждением доставки груза и основанием для выставления счетов-фактур. Последние в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, должны выставляться в течение 5 дней со дня подписания акта. В пункте 3.1. договора указано, что экспедитор обязался подавать заявки на перевозку и давать все инструкции по перевозке груза. Экспедитор несет ответственность за правильность и полноту информации, изложенной в заявке. Пунктом 3.3. договора предусмотрена обязанность экспедитора оплачивать перевозчику стоимость перевозки в соответствии с согласованными ставками на основании выставленных перевозчиком счетов. Согласно пункту 5.2. договора оплата услуг перевозчика производится экспедитором в течение 15 банковских дней с момента получения экспедитором от перевозчика счетов и счетов-фактур с НДС и оригиналов ТТН, если иное не оговорено в заявке. В соответствии с пунктом 9.2. договора до предъявления иска, связанного с нарушением договора, обязательно предъявление претензии в письменной форме. Иск может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа от
Апелляционное определение № 33-6016/2022 от 28.06.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
по своему усмотрению ограничить ответственность должника (пункт 4 статьи 421 ГК РФ). Заключение такого соглашения не допускается, и оно является ничтожным, если нарушает законодательный запрет (пункт 2 статьи 400 ГК РФ) или противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства. Условия договора транспортной экспедиции об ограничении ответственности экспедитора по сравнению с тем, как его ответственность определена в законе, являются ничтожными (пункт 2 статьи 11 Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"). Установление лимита ответственности в виде незначительной суммы без учета веса груза и его наименования верно истолковано судом как завуалированное условие об уходе исполнителя от ответственности. Такое условие противоречит существу законодательного регулирования правоотношений в сфере услуг перевозчика , поэтому обоснованно признано
Решение № 2-1301/2017 от 16.04.2018 Ярцевского городского суда (Смоленская область)
таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость. ДТП, произошедшее не по вине водителя перевозчика, не относится к обстоятельствам, которые перевозчик не мог предвидеть, и устранение которых от него не зависело, поскольку не является объективно (а не субъективно) непредотвратимым. Оно относится к обычным рискам предпринимательской деятельности, которые являются разумно предвидимыми и снижаются, в частности, за счет страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика. Согласно положениям представленных договоров клиент, экспедитор и перевозчик несут ответственность за ненадлежащее выполнение или неисполнение обязательств, принятых по договорам, в соответствии с ГК РФ и действующим законодательством. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по договорам, если такое неисполнение явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поскольку Общество не доказало, что груз,
Решение № 2-803/18 от 27.09.2018 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)
собственными транспортными средствами либо 2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее - договорный перевозчик).На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки. При квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных главами 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п. Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных