ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ответственность исполнителей коммунальных услуг потребителей и ресурсоснабжающих - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.02.2020 N АПЛ19-528 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 16.10.2019 N АКПИ19-605, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 5 требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253>
в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период (абзац третий). Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - Общество), являющееся управляющей организацией - исполнителем коммунальных услуг, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим подпункт "а" пункта 5 Требований. В обоснование заявления ссылалось на то, что оспариваемые положения противоречат статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушают права административного истца в сфере предпринимательской деятельности. Как указано в административном исковом заявлении, предписания подпункта "а" пункта 5 Требований возлагают на управляющую организацию обязанность перечислять в ресурсоснабжающую организацию все денежные средства, поступающие от потребителей в управляющую организацию за соответствующую коммунальную услугу. Между тем по коммунальной услуге "отопление" арбитражные суды удовлетворяют требования ресурсоснабжающих организаций и взыскивают с управляющих компаний плату за тепловую энергию по среднегодовому потреблению за предыдущий год. Однако при удовлетворении иска по оплате тепловой
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 21.12.2020) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями")
в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом; в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг; г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности; д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации. 28. В договоре ресурсоснабжения предусматривается право ресурсоснабжающей организации информировать потребителей о состоянии расчетов исполнителя за коммунальный ресурс по
Апелляционное определение № АПЛ20-71 от 21.05.2020 Верховного Суда РФ
приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 14 Правил, ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 1572 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), в части ограничения даты начала поставки коммунального ресурса датой, указанной в договоре о приобретении коммунального ресурса, заключенном управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. В обоснование заявленного требования указало, что является управляющей организацией - исполнителем коммунальных услуг. Оспариваемое положение Правил, по его мнению, предоставляет право ресурсоснабжающим организациям подменять волю собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, наделяя эти организации возможностью самостоятельно принимать решения о способе исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг путем внесения платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, не являющейся стороной договора управления многоквартирным домом. Злоупотребляя своим правом, ресурсоснабжающие организации умышленно затягивают процесс заключения
Решение № АКПИ19-945 от 12.02.2020 Верховного Суда РФ
ресурсоснабжающими организациями. Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Рутас» (далее - ООО УК «Рутас»), товарищество собственников жилья «Сибиряк-3» (далее - ТСЖ «Сибиряк-3») обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 8, 9, 10 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 44 части 2 статьи 44, пункту 1 части 1 статьи 1572 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают их права на осуществление предпринимательской деятельности и ведение хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку возлагают на них обязанности исполнителя всех без исключения коммунальных услуг потребителям коммунальных ресурсов многоквартирного дома не в силу их свободного собственного хозяйственного выбора, а в силу только того, что они стали управляющей организацией многоквартирного дома. Как указывают административные истцы, они являются управляющими организациями в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Омске, не имеют договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией и фактически не оказывают
Решение № АКПИ19-78 от 24.04.2019 Верховного Суда РФ
в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом; в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг; г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности; д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации. Данные положения нормативного правового акта соответствуют статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок внесения платы за жилое
Постановление № 17АП-9326/2022-ГК от 08.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям холодного водоснабжения между Ресурсоснабжающей организацией и Исполнителем (Приложение 5.1. к Договору) и Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения между Ресурсоснабжающей организацией и Исполнителем (Приложение № 5.2. к Договору). 3. Качество коммунальных ресурсов. 3.1. Качество питьевой воды, поставляемой Ресурсоснабжающей организацией, должно соответствовать действующим требованиям СанПиН 21.4.1074-01 и позволять Исполнителю оказывать потребителям коммунальные услуги в соответствии с требованиями Правил №354, а также обеспечивать возможность надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. 3.2. Сточные воды, принимаемые от Исполнителя являются бытовыми, т.е. воды, использованные потребителем для удовлетворения физиологических потребностей и хозяйственной деятельности и получившие при этом загрязнения, за исключением засоров бытовым мусором. 4. Права и обязанности Сторон. 4.1. Ресурсоснабжающая организация обязана: 4.1.1. Осуществлять поставку питьевой воды и прием сточных вод, отвечающих параметрам качества, установленным настоящим Договором и нормативными актами РФ, в количестве (объеме) позволяющем Исполнителю обеспечить предоставление коммунальных
Постановление № А55-35686/19 от 19.04.2021 АС Самарской области
организациями и не может являться основанием для освобождения исполнителя коммунальных услуг от обязанности в полном объеме оплачивать отпущенные и потребленные ресурсы. Требования к осуществлению расчетов за ресурсы не меняют объема обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией по оплате, срок исполнения такого обязательства, меры ответственности за его ненадлежащее исполнение и не влияют на ситуацию, когда потребители коммунальных услуг нарушают платежную дисциплину перед исполнителем коммунальных услуг. Невнесение платежей потребителями также не является основанием для неисполнения обязательств перед энергоснабжающей организацией и не может являться препятствием для принудительного взыскания задолженности с исполнителя. Неисполнение конечными потребителями своих обязательств перед исполнителем коммунальных услуг не освобождает последнего от возложенных на него законом обязательств перед ресурсоснабжающей организацией. Исполнитель коммунальных услуг в силу своего статуса обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, осуществлять расчеты по указанным договорам и имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги (подп. "а" п.
Решение № 12-48/2016 от 20.04.2016 Сафоновского районного суда (Смоленская область)
общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества,
Апелляционное определение № 2-227/20 от 06.07.2020 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)
Правил. Доводы жалобы о том, что ФИО3 не является сотрудником общества с ограниченной ответственностью «Компьюлинк Инфраструктура ТО» были предметом исследования суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения. В соответствии с п. 31 подп. «п» исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, - путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе -