ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Овос обсуждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минприроды России от 26.04.2010 N 12-47/5719 "Об оценке воздействия на окружающую среду"
среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий; выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности; решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду. В рамках процедуры ОВОС проводятся общественные обсуждения , направленные на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Положения при принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности. Пунктом 4.9 Положения закреплено, что порядок проведения общественных
Письмо Минприроды России от 10.11.2021 N 12-50/15407-ОГ "О проведении оценки воздействия на окружающую среду"
Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372. Таким образом, согласно требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и в области градостроительной деятельности, как действующего по состоянию на текущую дату, так и действовавшего до вступления в силу Требований, проведение ОВОС планируемой деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, является обязательным, в том числе в отношении объектов, документация которых не является объектом ГЭЭ. Одновременно обращаем внимание, что Требованиями существенно упрощены процедуры и сокращены сроки, в том числе проведения общественных обсуждений , в рамках ОВОС, ранее предусмотренные приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372. При этом, учитывая, что результаты ОВОС являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, то проведение ОВОС и подготовку материалов ОВОС возможно и целесообразно осуществлять одновременно с выполнением инженерных изысканий и осуществлением архитектурно-строительного проектирования, что не
Письмо Минприроды России от 29.11.2021 N 12-50/16317-ОГ "О проведении оценки воздействия на окружающую среду (ЭП)"
при принятии заказчиком (исполнителем) решений, касающихся планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности; в) обоснование и решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (в том числе по выбору технологий и (или) месту размещения объекта и (или) иные) или отказа от ее реализации согласно проведенной ОВОС. При этом положения пункта 7.10 Требований аналогичны требованиям, содержащимся в пункте 1.6 ранее действовавшего Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372. Вместе с тем Требованиями упрощены процедуры, в том числе существенно сокращены сроки общественных обсуждений , в рамках ОВОС, ранее предусмотренные приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372. Таким образом, согласно требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и в области градостроительной деятельности, действующего как по состоянию на текущую дату, так и действовавшего до вступления в силу Требований, проведение ОВОС планируемой деятельности, которая может
Постановление № Ф09-4018/22 от 18.08.2022 АС Уральского округа
риски техногенных аварий в случае протечки фильтрата, попадание в почву через подземные водные источники, через шахты, отклонено. Министерство указало, что информация об экологической безопасности запланированных объектов отражается в материалах ОВОС, а также определяется по результатам заключения государственной экологической Экспертизы; в поступивших обращениях жителей выступили против расширения полигона в г. Копейске и увеличения количества направляемого на полигон ТКО; полигон расположен на шахтном поле шахты «Комсомольская», существует опасность подтопления отходов. Замечание учтено министерством, указано, что в разделе 8 будет указана информация о том, что создание полигона на участке, граничащем с существующим полигоном в г. Копейске, возможно только после получения заключения государственной экологической экспертизы и иной разрешительной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства к объектам размещения отходов. 09.11.2020 повторно для общественного обсуждения размещен проект территориальной схемы, разделы 8 и 9 содержали сведения о планируемом строительстве, объеме капитальных вложений, предполагаемых сроках строительства Экотехнопарка на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73, расположенном по
Постановление № 15АП-19171/18 от 28.12.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
принадлежащий заявителю. На данных участках, в отличие от лимана Горького, уже ведется либо намечается хозяйственная деятельность, что должно было быть учтено при проектировании границ природного парка и на что должна была обратить внимание комиссия государственной экологической экспертизы. Кроме того, заявителю только в январе 2018 года стало известно о том, что его права и законные интересы нарушаются в связи с включением принадлежащего ему земельного участка в границы проектируемой ООПТ и с нарушением установленных процедур ОВОС и общественных обсуждений . В дополнении к апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком
Решение № 3А-576/2021 от 17.08.2021 Московского областного суда (Московская область)
государственной экологической экспертизы на территории Московской области. В настоящее время процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы, регламентирована приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее - Положение об ОВОС). В силу пункта 1.1 Положения об ОВОС, общественные обсуждения представляют из себя комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Исходя из п. 2.5 Положения об ОВОС, обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется
Решение № 2А-2276/17 от 08.09.2017 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)
с указанием документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также сроков представления материалов в полном объеме, заказчику Управлением не направлено, материалы приняты на экспертизу. В последствии в нарушение п.5 ст.16 ФЗ «Об экологической экспертизе», п.20 Положения № и п.61 Регламента № эксперты не осуществили всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представленных на государственную экологическую экспертизу материалов, при отсутствии в представленных на экспертизу материалах сведений и документов о проведении общественных обсуждений в рамках ОВОС и обсуждения с гражданами объекта экспертизы, сделали необъективный и необоснованный вывод о соответствии материалов требования законодательных актов в сфере охраны окружающей среды и возможности их реализации. В силу указанных в административном исковом заявлении положений закона предметом экологической экспертизы является именно соответствие всех подлежащих представлению на экологическую экспертизу документов и (или) документации установленным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцова О.А. поддержала доводы административного искового заявления, просила
Решение № 2А-2061/17 от 25.08.2017 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)
с указанием документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также сроков представления материалов в полном объеме, заказчику Управлением не направлено, материалы приняты на экспертизу. В последствии в нарушение п.5 ст.16 ФЗ «Об экологической экспертизе», п.20 Положения №698 и п.61 Регламента №204 эксперты не осуществили всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представленных на государственную экологическую экспертизу материалов, при отсутствии в представленных на экспертизу материалах сведений и документов о проведении общественных обсуждений в рамках ОВОС и обсуждения с в гражданами объекта экспертизы, сделали необъективный и необоснованный вывод о соответствии материалов требования законодательных актов в сфере охраны окружающей среды и возможности их реализации. В силу указанных в административном исковом заявлении положений закона предметом экологической экспертизы является именно соответствие всех подлежащих представлению на экологическую экспертизу документов и (или) документации установленным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. В судебном заседании заместитель Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора О.Л. Богатырева, поддержала доводы административного искового заявления,