ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Перечень участников бюджетного процесса - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 3-026/06 от 28.06.2006 Верховного Суда РФ
3 ст. 104 БК РФ. Губернатор области является высшим должностным лицом области и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области-Администрацию Амурской области, а последняя является уполномоченным органом по ведению государственной долговой книги Амурской области. Финансовый департамент в совокупности с другими структурными подразделениями образует высший исполнительный орган государственной власти - Администрацию области Вывод суда о необоснованности требований прокурора области о признании недействующей ст. 32 БК области, сделан правильно. Нормами ст. 152 БК РФ установлен перечень участников бюджетного процесса . Для Амурской области этими участниками являются: Амурский областной Совет народных депутатов, Губернатор области, Финансовый департамент. Нормы о предоставлении полномочий участия в бюджетном процессе кредитным организациям (п.8 ст. 32) не могут быть признаны противоречащей федеральному законодательству, поскольку пунктом 11 данной статьи предусмотрено отнесение к участникам бюджетного процесса только тех органов, на которые законодательством Российской Федерации и области возложены бюджетные полномочия. В связи с этим оспариваемую норму необходимо рассматривать в совокупности со статьей 156
Определение № А75-10271/20 от 09.08.2021 Верховного Суда РФ
кодекса Российской Федерации может являться объектом контроля, при этом проверка законности, результативности и целевого использования кредитных средств, полученных обществом по кредитному договору, заключенному с коммерческим банком, не включена в перечень полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования. Кроме того, суды указали на нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление № 438), в связи с неисполнением счетной палатой обязанности по исключению из плана проверок в 2020 году контрольно-надзорных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении общества, не являющегося участником бюджетного процесса . Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных по делу обстоятельств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального
Постановление № А81-12401/2022 от 27.07.2023 АС Западно-Сибирского округа
4.5), источник финансирования работ – Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Адресная программа), бюджет муниципального образования, муниципальная программа «Безопасный муниципалитет», подраздел «Благоустройство». В акте проверки департамента указано, что заказчиком Адресной программы является администрация, уполномоченным органом заказчика адресной программы – Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации. В рамках реализации Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Адресная программа) на строительство объекта «освещение улицы Нефтяников и улиц промышленной зоны г. Муравленко» выделялись бюджетные ассигнования. Перечень участников бюджетного процесса сдержится в статье 152 БК РФ, отношения между ними регулируются не только нормами бюджетного законодательства различного уровня, но и программами, положениями о порядке предоставления субсидий, договорами, соглашениями, детализируя их права и обязанности, а также аспекты бюджетных отношений, в том числе последствия нецелевого расходования бюджетных средств. При этом на получателя бюджетных средств возложены полномочия по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Из материалов дела следует, что по результатам проверки соблюдения условий,
Постановление № 17АП-12131/2023-АК от 20.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
часть 5 статьи 200 АПК РФ). Согласно сформировавшейся практике Конституционного суда Российской Федерации право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, а рассмотрение судами дел не может признано объективным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06.06.1995 № 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, от 28.10.1999 № 14-П, от 22.11.2000 № 14-П и от 14.07.2003 № 12-П, определение от 05.03.2004 № 82-0). Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы)
Постановление № Ф03-6071/2023 от 30.01.2024 АС Дальневосточного округа
в соответствии с настоящим Кодексом. Как верно установлено судами, внесение 100% уставного капитала Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, не свидетельствует о финансировании деятельности общества, так как данный источник направлен на обеспечение имущественных прав и обязанностей юридического лица и не подлежит расходованию. Не является финансированием деятельности наличие заключенных с ООО «БДРСУ» государственных и муниципальных контрактов, в которых общество выступает исполнителем, получающим вознаграждение за оказанные услуги, выполненные работы. Вопреки доводам кассатора, перечень участников бюджетного процесса , получателей бюджетных средств (государственные и муниципальные учреждения) дан в статье 152 БК РФ. К получателям средств бюджета, согласно статье 6 БК РФ, относятся юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, получающих средства из бюджета на основании контрактов, поэтому общество не может быть признано финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В указанной связи, судами обоснованно не признано ООО «БДРСУ» льготным потребителем по Критерию 6 Постановления № 2062. Учитывая вышеизложенное, отсутствовали
Постановление № А24-5011/2017 от 19.02.2018 АС Камчатского края
средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. Согласно статье 6 БК РФ получателем бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Статьей 152 БК РФ установлен закрытый перечень участников бюджетного процесса . При этом медицинские организации, являющиеся государственными бюджетными учреждениями, в соответствии с указанными нормами не относятся к получателям бюджетных средств и участникам бюджетного процесса. Таким образом, Государственное учреждение здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи» (далее - Учреждение, Истец) не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса и в соответствии с действующим бюджетным законодательством не может получать и не получало бюджетные средства из Федерального ФОМС. Отношения, возникающие в связи с
Решение № 12-23/2017 от 24.01.2017 Самарского областного суда (Самарская область)
- БК РФ) (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Учитывая ст. 6 БК РФ, а также ст. 152 БК РФ, определяющую закрытый перечень участников бюджетного процесса , к которым в том числе относятся получатели бюджетных средств. В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно п.3.6 Устава Муниципального бюджетного учреждения «Дом молодежных организаций «Шанс» источником формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе, и бюджетные поступления в виде субсидий. Из
Решение № 2-2964/2013 от 27.11.2013 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)
средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом Вместе с тем, ч. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ содержит перечень участников бюджетного процесса , в котором физические лица не указаны. Перечень участников бюджетного процесса является исчерпывающим. Поскольку нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют отношения участников бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ), к которым физические лица не относятся, суд приходит к выводу, что нормы Бюджетного кодекса РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям. Таким образом, регулирующей нормой спорных правоотношений является специальная норма ст. 1071 ГК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета