ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Перечень услуг монополистов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 16АП-3137/2014 от 20.04.2015 Верховного Суда РФ
о добросовестных потребителях не основаны на положениях действующего законодательства. Существующее правовое регулирование не содержит ни одной нормы, в которой была бы закреплена подобная обязанность покупателя газа. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» никак не опровергло соответствие согласованного в марте 2013 года перечня добросовестных абонентов действительному положению дел по состоянию на июль того же года. Также податель жалобы отмечает, что в предмет рассмотрения антимонопольного органа не входили обстоятельства наличия (либо отсутствия) факта причинения убытков потребителям коммунальных услуг. Антимонопольный орган рассматривал исключительно вопрос о том, могли или нет действия общества повлечь ущемление интересов добросовестных абонентов. При этом УФАС по Республике Дагестан исходит из того, что спор двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых является монополистом в своей сфере деятельности, не должен иметь результатом даже угрозу вреда добросовестным абонентам. Приведенные антимонопольным органом в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, в связи с чем, данную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии
Решение № А59-951/20 от 03.10.2020 АС Сахалинской области
осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. То есть общество является субъектом естественной монополий в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, учитывая, что в перечень данных услуг законодателем не включено иных, кроме оказываемых обществом перевозчикам для осуществления ими перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. Вместе с тем, в рассматриваемом антимонопольном деле не идет речь об осуществлении железнодорожных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. Данный вопрос также уже исследовался в рамках дела № А59- 7675/2018 по аналогичному делу и судом первой и апелляционной инстанции был сделан однозначный вывод о том, что по услугам, связанным с железнодорожными переездами ОАО «РЖД» не является монополистом . Управление в представленном отзыве, дополнениях к отзыву и его представители в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, просили отказать в их удовлетворении в полном объеме, указав, что управлением приняты во внимание выводы судов в
Решение № А69-1371/09 от 03.08.2009 АС Республики Тыва
в действиях Управления не было ущемления ничьих прав и законных интересов, все действия были совершены в рамках действующего законодательства и нормативно-правовых актов, пояснил, что по жалобе Службы по тарифам РТ ими была проведена проверка и установлено завышение тарифов по гарантирующему перечню услуг. Тарифы по гарантирующему перечню устанавливаются Правительством. Кроме того, цены в квитанциях были разные, не было точных установленных цен, и это все противоречит действующему законодательству. Представитель Службы по тарифам в судебном заседании пояснила, что когда стали устанавливать цены на прожиточный минимум, увидели, что похоронные услуги возросли в несколько раз, поэтому обратились в антимонопольную службу, в чью компетенцию входит вопросы, связанные с проверкой. Являясь монополистами на рынке такого вида услуг, завысили цены неправомерно. Изучив материалы дела, арбитражный суд установил: Согласно свидетельству серии 17 № 000417141 Предприятие зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Администрацией г. Кызыла 16.08.1994г. за основным государственным регистрационным номером 10217005115033. Предприятие согласно Уставу оказывает населению услуги по
Постановление № А29-14160/2017 от 02.07.2018 АС Республики Коми
предполагает проявления свободы сторон в согласовании платы за использование пути в качестве договорного условия. Кроме того, что согласно подпункту «а» пункта 4 Перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов. В связи с чем по смыслу приведенных норм права размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом. Данная позиция судов согласуется с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 04.02.2015 № 308-ЭС14-1778. С учетом изложенного, поскольку действия истца, являющегося монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор условия о ежесуточной плате за пользование принадлежащим ему железнодорожным путем и
Постановление № А82-16464/2017 от 02.04.2018 АС Ярославской области
признаны недействующими, как не соответствующие абзацу 3 статьи 58 Устава, Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства 4 Российской Федерации от 05.08.2009 № 643; подпунктам «б», «в» пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2014 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Тарифное руководство № 3 в части, устанавливающей такую составляющую, как ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем, признано не соответствующим статье 58 УЖТ РФ и Перечню и не действующим. Таким образом, действия истца, являющегося монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор условия о ежесуточной плате за пользование принадлежащим ему железнодорожным путем и взиманию указанной платы с ответчика независимо от факта подачи и
Постановление № Ф03-3495/2022 от 15.09.2022 АС Дальневосточного округа
со дня поступления предложения. Таким образом, аэропорт, как организация, предоставляющая все операции, то есть все возможные услуги субъекта естественной монополии при осуществлении деятельности в аэропорту, в том числе на товарном рынке обслуживания убывающих ВВЛ пассажиров, по обоснованным выводам судов, обязана в силу приведенных норм, утвердить для иной организации, оказывающей не все услуги из перечня, сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции в установленный Порядком срок. Однако аэропорт, являясь обязанным для исполнения такой установленной законодательством обязанности лицом, своей обязанности на рынке естественно-монопольных услуг при факте доминирования в установленный срок не исполнил, тем самым допустил злоупотребление правом монополиста на товарном рынке услуг, ущемил права иного лица – авиакомпании на оказание части услуг из базового тарифа самостоятельно, при этом, исходя из материалов дела, требуя перевода этих услуг на себя путем заключения с ним договора либо дополнительного соглашения. При таких обстоятельствах, по верным выводам судов, антимонопольный орган в пределах предоставленных ему в рамках