ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Передача бесхозяйных тепловых сетей - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 13АП-20263/18 от 21.05.2019 Верховного Суда РФ
№ 307-ЭС19-5744 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва21.05.2019 Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив кассационную жалобу с дополнением акционерного общества «Теплосеть Санкт-Петербурга» (далее – общество) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2018, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.01.2019 по делу № А56-18450/2018 по заявлению общества о признании недействительным распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга (далее – комитет) от 05.12.2017 № 226 «О передаче в эксплуатацию акционерному обществу «Теплосеть Санкт- Петербурга» бесхозяйных тепловых сетей , расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга», установила: к участию в деле привлечены Комитет по тарифам Правительства Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, администрация Выборгского района Санкт-Петербурга. Решением суда первой инстанции от 16.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 18.09.2018 решение суда первой инстанции отменено, распоряжение комитета признано недействительным. Постановлением суда округа от 17.01.2019 постановление апелляционного суда отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. В кассационной жалобе
Определение № 307-ЭС19-4421 от 26.04.2019 Верховного Суда РФ
26 апреля 2019 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив кассационную жалобу акционерного общества «Теплосеть Санкт-Петербурга» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2019 по делу № А56-18460/2018 по заявлению акционерного общества «Теплосеть Санкт-Петербурга» (далее - общество) о признании недействительным распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга (далее - комитет) от 05.12.2017 № 224 «О передаче в эксплуатацию акционерному обществу «Теплосеть Санкт-Петербурга» бесхозяйных тепловых сетей , расположенных в Василеостровском районе Санкт-Петербурга», установила: в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Санкт-Петербурга, администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2018требования общества оставлены без удовлетворения. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 решение от 04.07.2018 отменено, распоряжение комитета от 05.12.2017 № 224 признано недействительным. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного
Определение № 07АП-10419/18 от 19.08.2019 Верховного Суда РФ
судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Изучив жалобу и приложенные материалы, судья считает, что она не подлежит передаче на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оспариваемым постановлением компания определена в качестве теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети – надземной теплотрассы. Указывая, что спорные сети не являются бесхозяйными, постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы, компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. При рассмотрении настоящего спора суды руководствовались положениями главы 24 АПК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ
Определение № 17АП-11322/18 от 18.06.2019 Верховного Суда РФ
и приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь статьями 131, 218, 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Судами установлено, что спорный участок не является бесхозяйным, подключение дома к централизованной системе теплоснабжения выполнено организацией-застройщиком отдельным ответвлением, указанная сеть используется для поставки тепловой энергии в многоквартирный дом и не является транзитной, доказательств ее передачи
Постановление № А81-1124/14 от 04.08.2015 АС Западно-Сибирского округа
«Тепло-Энергетик» объектов, поименованных в распоряжении от 15.10.2013 № 1484 (участки тепловых сетей ТК 2-5, ТК 7-8, ТК 1-35-1 и ТК 4-20) и в распоряжении от 28.02.2014 № 355 (ТК 2-4-1, ТК 6-6, ЦТП 1, ТК 5-5), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией фактически не устанавливалась принадлежность спорных объектов к бесхозяйным вещам; Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей не соблюден; передача бесхозяйных тепловых сетей для содержания и обслуживания теплосетевой организации возможна только на основании гражданско-правового договора. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая ОАО «Тепло-Энергетик» в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции счел, что оспариваемые распоряжения приняты администрацией в рамках предоставленных полномочий во исполнение требований Закона о теплоснабжении; заключение в отношении имущества какого-либо гражданско-правового договора до определения ее собственника не представляется возможным. Выводы суда апелляционной инстанции являются правомерными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам. К числу вопросов
Постановление № А50-10979/14 от 25.03.2015 АС Уральского округа
о Департаменте, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного п. 3.3.1 названного Регламента, в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента о закреплении ( передаче) бесхозяйных тепловых сетей для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на такие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что на основании положений Регламента взаимодействия территориальными органами администрации города Перми проведена работа по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, по результатам которой администрацией
Постановление № 17АП-11462/2015 от 29.09.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
о Департаменте, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного п. 3.3.1 названного Регламента, в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента о закреплении ( передаче) бесхозяйных тепловых сетей для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на такие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Следовательно, основанием для закрепления в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении бесхозяйного объекта теплоснабжения за теплосетевой организацией для содержания и обслуживания до момента регистрации на указанный
Решение № 2-1787/2016 от 07.07.2016 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))
том числе и расположенные по <адрес>, переданы на содержание и обслуживание Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения <данные изъяты> и Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> заключено соглашение о передаче на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, в соответствии с которым администрация городского поселения <данные изъяты> передает в безвозмездную временную эксплуатацию, на содержание и обслуживание бесхозяйные тепловые сети, расположенные на территории городского поселения <адрес> Указанным соглашением предусмотрено, что передача бесхозяйных тепловых сетей в безвозмездную временную эксплуатацию не влечет оформления права собственности ссудополучателя Общества с ограниченной ответственностью <адрес> В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Пунктом 4 статьи 5 Устава городского поселения <данные изъяты> предусмотрено, что к вопросу местного значения
Решение № 2-1789/2016 от 07.07.2016 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))
числе и расположенные по <адрес>, переданы на содержание и обслуживание Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения «Поселок Чульман» и Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> заключено соглашение о передаче на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, в соответствии с которым администрация городского поселения «Поселок Чульман» передает в безвозмездную временную эксплуатацию, на содержание и обслуживание бесхозяйные тепловые сети, расположенные на территории городского поселения <данные изъяты> Указанным соглашением предусмотрено, что передача бесхозяйных тепловых сетей в безвозмездную временную эксплуатацию не влечет оформления права собственности ссудополучателя Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Пунктом 4 статьи 5 Устава городского поселения <данные изъяты> <адрес> предусмотрено, что к вопросу
Решение № 2-1785/2016 от 07.07.2016 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))
числе и расположенные по <адрес>, переданы на содержание и обслуживание Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения <данные изъяты> и Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> заключено соглашение о передаче на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, в соответствии с которым администрация городского поселения <данные изъяты> передает в безвозмездную временную эксплуатацию, на содержание и обслуживание бесхозяйные тепловые сети, расположенные на территории городского поселения «<данные изъяты> Указанным соглашением предусмотрено, что передача бесхозяйных тепловых сетей в безвозмездную временную эксплуатацию не влечет оформления права собственности ссудополучателя Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Пунктом 4 статьи 5 Устава городского поселения <данные изъяты> предусмотрено, что к вопросу местного
Решение № 2-1788/2016 от 07.07.2016 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))
числе и расположенные по <адрес>, переданы на содержание и обслуживание Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения <данные изъяты> и Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> заключено соглашение о передаче на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, в соответствии с которым администрация городского поселения <данные изъяты> передает в безвозмездную временную эксплуатацию, на содержание и обслуживание бесхозяйные тепловые сети, расположенные на территории городского поселения <данные изъяты> Указанным соглашением предусмотрено, что передача бесхозяйных тепловых сетей в безвозмездную временную эксплуатацию не влечет оформления права собственности ссудополучателя Общества с ограниченной ответственностью <адрес> В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Пунктом 4 статьи 5 Устава городского поселения <адрес> предусмотрено, что к вопросу местного значения поселения
Решение № 2-1790/2016 от 07.07.2016 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))
сети, в том числе и расположенные по <адрес>, переданы на содержание и обслуживание Обществу с ограниченной ответственностью <адрес> ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения <данные изъяты> и Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> заключено соглашение о передаче на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, в соответствии с которым администрация городского поселения <адрес> передает в безвозмездную временную эксплуатацию, на содержание и обслуживание бесхозяйные тепловые сети, расположенные на территории городского поселения <адрес> Указанным соглашением предусмотрено, что передача бесхозяйных тепловых сетей в безвозмездную временную эксплуатацию не влечет оформления права собственности ссудополучателя Общества с ограниченной ответственностью <адрес> В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Пунктом 4 статьи 5 Устава городского поселения <данные изъяты> <адрес> предусмотрено, что к вопросу местного