ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Передача государственного имущества в безвозмездное пользование - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 301-ЭС14-8974 от 20.02.2015 Верховного Суда РФ
здания. Определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.08.2000 по делу № 9/73-2000 утверждено мировое соглашение от 05.08.2000, заключенное между обществом, министерством, Министерством финансов Чувашской Республики - Чувашии, Государственным центром по охране культурного наследия Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, по условиям которого министерство в течение 10 дней со дня подписания мирового соглашения обязано передать обществу по договору безвозмездного пользования спорное здание сроком на 25 лет. На основании договора о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование от 10.08.2000 общество получило указанное здание по акту приема-передачи от 10.08.2000. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая судебные акты по другим арбитражным делам, суды пришли к выводу о прекращении возникшего между сторонами конфликта по поводу спорного имущества путем заключения мирового соглашения и отсутствии у общества правовых оснований для возникновения права собственности на здание, а потом отказали в удовлетворении исковых требований. Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для
Апелляционное определение № 44-АПА19-26 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
разрешено администрации города Перми продлить после окончания срока действия договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом, действующие на дату вступления в силу настоящего решения, на неопределенный срок с субъектами, указанными в подпунктах 2.2.4 и 2.2.7 Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего решения (абзац второй пункта 3), а также заключенные на основании судебных решений и (или) с учетом решений органов государственной власти (абзац третий пункта 3). Как следует из названного Положения в редакции, действовавшей до внесения изменений решением Пермской городской «О некоторых вопросах в сфере распоряжения муниципальным имуществом города Перми», раздел второй указанного Положения предусматривал возможность передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов на срок не более 5 лет (пункт 2.4 Положения) некоммерческим организациям, не признаваемым в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» хозяйствующими субъектами (пункт 2.2.4), и иным лицам в случаях, предусмотренных законодательством в
Определение № А05-3535/202 от 02.12.2021 Верховного Суда РФ
Частью 2 статьи 19 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что со дня государственной регистрации Общества к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности Предприятия. Состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче Обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, определяется передаточным актом (часть 12 статьи 19 Закона № 171-ФЗ). Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации имущества Предприятия и аудиторского заключения по форме, согласованной Предприятием с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи (часть 16 статьи 19 Закона № 171-ФЗ). Объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные Предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 Закона № 171-ФЗ (часть 24 статьи 19 Закона № 171-ФЗ). В соответствии с пунктом 2 части
Постановление № А65-30815/14 от 16.07.2015 АС Республики Татарстан
между Минземимуществом РТ и ОАО «Сафьян», а также инициировать обращение в органы прокуратуры о понуждении ОАО «Сафьян» за свой счет восстановить и привести в готовность к использованию. 09.06.2014г. истец направил в адрес ответчика письмо № 130/6267 которым Министерство земельных и имущественных отношений РТ доводит до сведения ОАО «Сафьян» о том, что в соответствии со ст. 7 Закона РТ от 26.07.2007 г. № 35-ЗРТ «Об управлении и распоряжения государственным имуществом РТ не допускается передача государственного имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям, акционерное общество может заключить договор аренды на государственное имущество или приобрести его на открытых аукционных торгах. На основании изложенного, ОАО «Сафьян» уведомляется о расторжении договора безвозмездного пользования от 30.05.2002 г. № 099-110, государственное имущество необходимо вернуть в казну РТ по акту приема-передачи в срок до 09.07.2014 г. с приложением технической документации. О получении данного уведомления ответчиком свидетельствует письмо ответчика от 27.06.2014 г. № 9-147, в котором он не согласился с
Решение № А29-3017/10 от 15.06.2010 АС Республики Коми
нормативно-правового обоснования истцом названы статьи 698, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон «О защите конкуренции», указ Президента № 351. В ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В силу п. 7 Указа Президента № 351 здания передаются торгово-промышленным палатам для организации их деятельности. Статьей 17.1 Закона о конкуренции предусмотрена передача государственного имущества в безвозмездное пользование торгово-промышленной палате. Ссылаясь на названные нормы, истец просит предусмотреть в соглашении к договору ссуды, что имущество передается для осуществления уставных задач, запрет передавать имущества во владение и/или пользование третьим лицам, а также отчуждать имущества (п. 1.2, п. 3.2.6. соглашения). Вместе с тем, в силу Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" ТПП могут учреждать смешанные ТПП, создавать предприятия и учреждения. Названным законом и указанными истцом нормативными актами
Постановление № А65-30815/14 от 17.11.2015 АС Республики Татарстан
части содержания убежища в мирное время предлагается рассмотреть вопрос о расторжении договора между Минземимуществом РТ и ОАО «Сафьян», а также инициировать обращение в органы прокуратуры о понуждении ОАО «Сафьян» за свой счет восстановить и привести в готовность к использованию. Истец 09.06.2014 направил в адрес ответчика письмо № 130/6267 о том, что в соответствии со статьей 7 Закона Республики Татарстан от 26.07.2007 № 35-ЗРТ «Об управлении и распоряжения государственным имуществом РТ не допускается передача государственного имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям, акционерное общество может заключить договор аренды на государственное имущество или приобрести его на открытых аукционных торгах. На основании изложенного, ОАО «Сафьян» уведомляется о расторжении договора безвозмездного пользования от 30.05.2002 № 099-110, государственное имущество необходимо вернуть в казну РТ по акту приема-передачи в срок до 09.07.2014 с приложением технической документации. Письмом от 27.06.2014 № 9-147 ответчик не согласился с уведомлением о расторжении договора и возврате помещения, указывая на то, что данный
Постановление № А11-4383/18 от 31.10.2018 Первого арбитражного апелляционного суда
ориентированными» Фонд обладает статусом социально ориентированной некоммерческой организации. Для социально ориентированных некоммерческих организаций Закон о защите конкуренции предусматривает как предоставление государственных или муниципальных преференции в порядке статей 19-20 Закона о защите конкуренции, так и возможность передачи прав на имущество (кроме права собственности) без проведения торгов согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. В пункте 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определены формы некоммерческих организаций, которым передача государственного имущества в безвозмездное пользование может осуществляться без проведения торгов. Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не отрицалось, что Фонд является некоммерческой организацией, преследующей социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели, поэтому орган местного самоуправления на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции вправе без проведения торгов передать в безвозмездное пользование Фонду нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Для такой передачи согласия Управления не требуется. Следовательно, отказ Управления в согласовании
Решение № А50-3053/08 от 30.04.2008 АС Пермского края
факт нарушения Агентством статьи 20 Закона о защите конкуренции. Согласно п. 20 ст.4 Закона о защите конкуренции под государственной помощью понимается предоставление, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке. Таким образом, передача государственного имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам является одной из форм предоставления государственной помощи и подлежит контролю в рамках главы 5 вышеназванного закона. В соответствии с ч.1 ст. 20 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением ряда случаев. При этом, согласно ч.2 ст.20 Закона о защите конкуренции федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или
Решение № 2-2722/2016 от 08.07.2016 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)
обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО2, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, ФИО6, Федеральному государственному казенному учреждению « 12 отряд Федеральной противопожарной службы по РБ» о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, применении последствий недействительности сделки, снятии с регистрационного учета и освобождении нежилого помещения, указывая, что они являются собственниками государственного имущества – здания пожарного депо, находящегося по адресу: РБ, <адрес>. На основании договора «О передаче государственного имущества в безвозмездное пользование » № БП от ДД.ММ.ГГГГ, указанное государственное имущество было передано ФГКУ «12 отряд ФПС по РБ» в безвозмездное пользование. В соответствии с п. 3.2.6 договора ссудополучатель (ФГКУ «12 отряд ФПС по РБ» обязался не передавать безвозмездно другим юридическим и физическим лицам имущество, указанное в п. 2.1 (в том числе здание пожарного депо) настоящего договора, не производить других действий, которые могли повлечь за собой его отчуждение, без согласования со ссудодателем и органами гражданской
Решение № 12-45/19 от 27.02.2019 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
строки 010 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130) на ДД.ММ.ГГГГ уменьшен показатель по забалансовому счету 01 «Имущество, полученное в пользование» на сумму 17 898 655,62 рублей в результате не отражения имущества, полученных в пользование по договору №П о передачи государственного имущества в безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Договора № БП Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование с ДД.ММ.ГГГГ на срок -бессрочно государственное недвижимое имущество: нежилые помещения на 1, 2, 3, 4 этажах и полуподвале административного здания, литера А общей площадью 1 141,2 кв.м, и иное имущество, в соответствии с техническим паспортом регистрационный № б/н инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ, помещение № в здании гаража литера Б, общей площадью 18,5 кв.м., в соответствии с техническим паспортом
Решение № 2-159/2016 от 18.04.2016 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)
ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «12 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>» о взыскании неосновательного обогащения и расходов по оплате государственной пошлины, УСТАНОВИЛ: Федеральное государственное казенное учреждение «12 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>» (далее ФГКУ «12 отряд ФПС по <адрес>») обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании неосновательного обогащения, расходов по оплате государственной пошлины, мотивируя свое требование тем, что согласно договора №-БП от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан передало ФГКУ «12 отряд ФПС по <адрес>» государственное имущество в безвозмездное пользование – пожарное депо лит.А, площадью 2158,4 кв.м. На основании договора найма служебного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. ФГКУ «<данные изъяты> по <адрес>» передало в пользование ФИО2, ФИО3, ФИО4 комнату №, общей площадью 43,9 кв.м., в здании пожарного депо по адресу: РБ, <адрес>. Решением Туймазинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Министерства земельных и