ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Пересмотр нормативных правовых актов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Роспотребнадзора от 19.04.2013 N 01/4549-13-31 "О даче разъяснения по вопросу действия СП 2.4.990-00"
в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации. Указанные документы действуют впредь до отмены либо принятия новых нормативных правовых актов взамен существующих. Санитарные правила СП 2.4.990-00 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в установленном порядке не отменялись и действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. В настоящее время санитарные правила СП 2.4.990-00 внесены в План разработки ( пересмотра) нормативных правовых актов санитарного законодательства на 2013 год. Одновременно информируем, что проекты нормативных правовых актов санитарного законодательства в установленном порядке размещаются для публичного ознакомления и возможности внесения предложений на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Заместитель руководителя А.Ю.ПОПОВА ------------------------------------------------------------------
Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики"
ремонта и монтажа оборудования и сооружений района, электро- и теплоиспользующих установок потребителей, подключаемых к сетям района; проверке готовности сетей к сезонным условиям работы; расследованию аварий и несчастных случаев; подготовке и выполнению мероприятий по отключению и введению ограничений подачи энергии потребителям. Контролирует комплектование рабочих мест персонала должностными и производственными инструкциями, схемами, чертежами и другими нормативными, техническими и методическими документами, своевременность и качество подготовки и пересмотра документов. Обеспечивает составление отчетности в соответствии с утвержденным перечнем. Является заместителем начальника района сетей. Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты , определяющие основные направления развития экономики и электроэнергетики; организационно-распорядительные, нормативные, методические документы, регламентирующие деятельность района электрических (тепловых) сетей; перспективы развития электроэнергетики в обслуживаемом регионе; основные показатели технического, экономического и социального развития текущих и перспективных планов организации электроэнергетики; программы энергосбережения; Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации; Правила устройства электроустановок; Правила применения и испытаний средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос"
судебному акту арбитражного суда, вынесенному по делу с участием этого лица на основании данного нормативного правового акта, - не может рассматриваться как препятствующий пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда по требованию лица, в связи с административным иском которого положенный в основу этого судебного акта нормативный правовой акт признан недействующим судом общей юрисдикции, притом что арбитражный суд должен исходить из того, что в деле обратившегося за таким пересмотром лица данный нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяться не может - вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим. Вместе с тем федеральный законодатель в процессе совершенствования и дальнейшей унификации процессуального законодательства вправе, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении и в иных его решениях, уточнить - на основе принципа правовой определенности и вытекающих из него требований ясности, недвусмысленности
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 N 25-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт"
их органом, принявшим данный нормативный правовой акт, не требуется, поскольку эти положения считаются отмененными, т.е. недействительными, с момента вступления постановления Конституционного Суда Российской Федерации в силу; решение Конституционного Суда Российской Федерации не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, а исполнение предписаний Конституционного Суда Российской Федерации не может ставиться в зависимость от усмотрения каких-либо должностных лиц, управомоченных в иных случаях выступать с инициативой или давать согласие на пересмотр дела; юридическим последствием постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными положений нормативного правового акта является утрата ими силы на будущее время; это означает, что с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации такие нормативные положения не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом; таким образом, общим порядком, вытекающим из частей первой и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является утрата силы акта или его отдельных положений, признанных неконституционными, с момента провозглашения постановления Конституционного Суда
Определение № 305-ЭС22-5569 от 12.08.2022 Верховного Суда РФ
для отстаивания своей позиции, а также несло временные и финансовые издержки во всех инстанциях при рассмотрении административного искового заявления. Именно для указанного административного истца (Компании) законодателем предусмотрена специальная возможность по пересмотру судебного дела с его участием по новым обстоятельствам. Учитывая, что Общество не являлся инициатором признания недействующим нормативного правового акта, у судов отсутствовали основания для отмены решения от 30.10.2020 по новым обстоятельствам, поскольку пересмотр судебных актов о взыскании денежных среде производится только по заявлению лиц, являвшихся административными истцами по делам о признании недействующими соответствующих нормативных правовых актов . В подтверждение доводов заявитель ссылается на судебную практику (определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2020 №309-ЭС20-4652, от 22.02.2019 №306-ЭС18-15575,от 25.02.2019 №306-ЭС18-15887). Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, в связи с чем данную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального
Определение № 306-ЭС18-15575 от 22.02.2019 Верховного Суда РФ
как следует из материалов дела, при рассмотрении настоящего спора по существу не заявляло о неприменении данного нормативного акта, как противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, не может быть принята во внимание приведенная Обществом в жалобе ссылка на Постановление Конституционного суда от 06.07.2018 № 29-П. В данном постановлении указано, что пункт 1 части 1 статьи 311 АПК РФ не препятствует пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда по заявлению лица, в связи с административным иском которого положенный в основу этого судебного акта нормативный правовой акт признан недействующим судом общей юрисдикции, вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим. Довод Общества, приведенный в поступившем 19.11.2018 дополнении (ходатайстве) к жалобе, о том, что оно пыталось в административном порядке в суде общей юрисдикции оспорить законность пункта 2.2 Приказа № 15-Н, однако Волгоградский областной суд определением от 15.03.2018 прекратил производство по административному иску Общества
Определение № А41-13393/17 от 04.10.2022 Верховного Суда РФ
основании статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, так и обратиться в суд общей юрисдикции с административным иском об оспаривании такого нормативного правового акта, не дожидаясь завершения рассмотрения его дела в системе арбитражных судов или же после такого завершения. Поскольку Общество не являлось инициатором признания недействующим нормативного правового акта, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отмены решения от 30.10.2020 по новым обстоятельствам, пересмотр судебных актов о взыскании денежных средств возможен только по заявлению лиц, являвшихся административными истцами по делам о признании недействующими соответствующих нормативных правовых актов . С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты с существенными нарушениями норм процессуального права, поэтому на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ подлежат отмене, а заявление Общества о пересмотре решения от 30.10.2020 по новым обстоятельствам следует оставить без удовлетворения. Руководствуясь статьями 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации О П
Постановление № 13АП-11439/2015 от 19.08.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
ограничением были внесены изменения в Приказ № 200-п в сторону уменьшения предельных максимальных розничных цен. Приказ № 200-п и Приказ № 68-п не были признаны недействующими в установленном порядке, соответственно, основания считать действия ЛенРТК, выразившиеся в принятии указанных нормативных правовых актов, незаконными - отсутствуют. Следует учитывать то, что в ситуации, когда отсутствует судебный акт о признании недействующими Приказа №200-п и Приказа №68-п, удовлетворение требований Истца, заявленных в настоящем деле, привело бы фактически к пересмотру нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов в рамках дела о взыскании убытков. В то же время, споры о законности нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов не относятся в силу положений АПК РФ к подведомственности (подсудности) арбитражных судов. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в
Постановление № А44-2715/18 от 15.11.2018 АС Новгородской области
нормативного акта в сфере государственного регулирования тарифов в рамках дела о взыскании убытков. В то же время, споры о законности нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов не относятся к подведомственности арбитражных судов. В рассматриваемом случае экспертной организацией были пересмотрены нормативные правовые акты третьего лица в части расходов общества на аренду. Соглашаясь с выводами экспертизы, суд вышел за пределы своих полномочий, так как предметом исковых требований общества является взыскание убытков, а не пересмотр нормативного правового акта . В настоящее время нормативные правовые акты не оспорены, следовательно, отсутствует составляющая убытков в виде незаконности действий государственных органов. Относительно выводов экспертов о том, что расходы на аренду в части арендной платы, приходящейся на проценты за кредит, являются обоснованными, ответчик указывает на признание недействующим второго предложения подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования. То обстоятельство, что Методическими указаниями порядок определения арендной платы не установлен, не может являться основанием для учета в розничных ценах арендной
Решение № А39-6909/09 от 26.03.2010 АС Республики Мордовия
руб./МВт.ч на уровне напряжения СН 11 и 1307,32 руб./МВт.ч на уровне напряжении НН. Применяя такие тарифы, товарная выручка ООО «Ватт-Электросбыт» в 2010 году будет недостаточной для проведения всех обязательных расчетов в соответствии с действующим законодательством, поэтому тарифы на услуги по передаче единицы электрической энергии, входящие в тариф для потребителей ООО «Ватт-Электросбыт», равны 1493,00 руб./МВт.ч и 1915,30 руб./МВт.ч на уровнях напряжении СН 11 и НН соответственно. ОАО «Мордовская энергосбытовая компания» в отзыве возражало против пересмотра нормативных правовых актов , влияющих на тарифы для ОАО «Мордовская энергосбытовая компания». ОАО «МРСК Волги» отзыв на заявление не представило. Вступившая в дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокуратура Республики Мордовия поддержала позиции заявителей. Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства. Правлением Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия принято постановление «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Мордовия, на 2010 год ООО
Решение № А05-3614/2010 от 31.05.2010 АС Архангельской области
признания нормативного правового акта недействующим, как пересмотр его действия в тот период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц. Учитывая, что действовавшая в период 2009 года ставка арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания, установленная оспариваемым решением, с 01.01.2010 изменена на 15% и на дату обращения с заявлением в арбитражный суд и рассмотрения данного дела в оспариваемом заявителем размере не действует, у суда отсутствуют полномочия по пересмотру нормативного правового акта в тот период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц, и для признания его недействующим с момента его издания. При таких обстоятельствах, оснований для признания недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13.11.2008 №79 «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в части установления ставки арендной платы по видам разрешенного использования в
Решение № 3А-13/2021 от 25.02.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)
и тарифов Ивановской области ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что Департаментом при расчетах нормативной валовой выручки допущена техническая ошибка в части невключения в полном объеме в расчет налога на добавленную стоимость на покупную тепловую энергию. Однако в соответствии с п. 13 Основ ценообразования образовавшие в связи с допущенной ошибкой выпадающие доходы включены в полном объеме при формировании необходимой валовой выручки на 2022 год. Пересмотр нормативного правового акта путем корректировки необходимой валовой выручки на 2020 год посредством включения НДС приведет к повторному учету одних и тех же расходов, нарушению законных прав и интересов потребителей. Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам. Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон
Решение № 2А-225/2022 от 15.06.2022 Оконешниковского районного суда (Омская область)
И Е Именем Российской Федерации р.п. Оконешниково 15 июня 2022г. Оконешниковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Трофименко А.А., при секретаре судебного заседания Хохловой М.В., с участием ст. помощника прокурора Гравит Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оконешниковского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непроведении пересмотра нормативных правовых актов администрации сельского поселения, и возложении обязанности пересмотреть нормативные правовые акты, утверждающие требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), У С Т А Н О В И Л: Прокурор Оконешниковского района Омской области обратился с административным исковым заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непроведении пересмотра нормативных правовых актов