ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Подследственность преступлений совершенных военнослужащими - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Главной военной прокуратуры от 21.03.2003 N 55 "О подследственности уголовных дел"
 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНАЯ ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА ПРИКАЗ от 21 марта 2003 г. N 55 О ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В целях обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, формирования единого подхода к разрешению вопросов о подследственности уголовных дел, возникающих в связи с применением ст. 151 и 152 УПК РФ, и совершенствования организации предварительного расследования приказываю: 1. Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими , гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, производить военным прокурорам и следователям военных прокуратур военных округов и флотов, Ракетных войск стратегического
Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N АПЛ13-574 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 23.10.2013 N ВКГПИ13-41, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации" полностью и в части абзаца второго пункта 4.5>
Федерации определяется совокупностью правомочий по рассмотрению сообщений о преступлении и расследованию преступлений отдельных видов в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации для следователей Следственного комитета Российской Федерации, совершенных: на территории, не соответствующей административно-территориальному делению Российской Федерации (экстерриториальная подследственность); в отношении определенного круга лиц ( подследственность по специальному субъекту преступления). При этом компетенция специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации определена п. п. 4 - 4.5 Приказа. Согласно абзацам первому, второму и третьему п. 4.5 Приказа военным следственным органам Следственного комитета Российской Федерации предписано осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, к которым относятся: преступления, совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы; преступления, совершенные лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или совершенные на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения. Проанализировав названные положения законов и оспариваемого Приказа, Военная
Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации"
Федерации, в пределах территории которых осуществляется юрисдикция Волжского межрегионального природоохранного следственного управления. 4. Специализированным (в том числе военным) следственным органам СК России на закрепленной за ними территории с соблюдением подследственности, а также иных требований уголовно-процессуального законодательства и нормативных правовых актов СК России осуществлять полномочия, установленные законодательством Российской Федерации для СК России, в пределах соответствующей компетенции. 4.1. Следственным управлениям на транспорте СК России осуществлять рассмотрение сообщений о преступлении и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России), к которым относятся: преступления против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также другие преступления, совершенные на действующих, строящихся и реконструируемых объектах железнодорожного, воздушного или водного транспорта; преступления, совершенные работниками предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного, воздушного или водного транспорта и транспортного
Информация Банка России "Выписка из реестра заменяет для МФО бумажное свидетельство"
по реабилитирующим основаниям или переданы по подследственности со снятием с учета из них в том числе уголовные дела о которых впервые приостановлены по ч. 1 ст. 208 УПК РФ уголовные дела о которых направлены в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением уголовные дела о которых прекращены либо вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям из них на основании ст. 25 и ст. 28 УПК РФ п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ из них п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ всего по пп. 1 - 4 в том числе лица установлены п. 1 п. 2 п. 3 п. 4 по пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ А Б 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Всего преступлений экстремистской направленности 1 В том числе убийство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной
Постановление № 1-8/2020ГОДП от 15.05.2020 Тербунского районного суда (Липецкая область)
МВД России «Тербунский» ФИО11, обязан выяснить все обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, в том числе установить место работы или службы ФИО1, а поскольку последний являлся военнослужащим, то в впоследствии передать уголовное дело руководителю следственного органа для направления его по подследственности в соответствующее подразделение Следственного комитета Российской Федерации. Таким образом, с учетом специфики субъекта преступления, а также приведенных требований уголовно-процессуального закона установлена персональная подследственность (в зависимости от специфики субъекта преступления) в соответствии с которой, независимо от квалификации деяния, все дела о любых преступлениях, совершенных военнослужащими по контракту, подследственны следственным органам Следственного Комитета РФ. Следовательно, в соответствии с п.п.» в» п.1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ. Между тем, предварительное следствие по данному делу произведено следователем СО МОМВД России «Тербунский» Липецкой области, что исключает возможность постановления приговора на основе обвинительного заключения, составленного этим следователем. В соответствии
Постановление № 22-231/20 от 16.12.2020 2-го Восточного окружного военного суда (Забайкальский край)
Федерации (экстерриториальная подследственность); в отношении определенного круга лиц ( подследственность по специальному субъекту преступления). При этом компетенция Военных следственных органов Следственного комитета РФ определена п. 4.5 этого Приказа, согласно абз. 1,2 и 3 которого военным следственным органам Следственного комитета РФ предписано осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы; преступления, совершенные лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или совершенные на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения. Следовательно, согласно Приказу совершение преступлений в связи с выполнением служебных обязанностей или на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения является условием отнесения уголовных дел к юрисдикции военных следственных органов только в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. При этом расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, отнесено Приказом к компетенции
Апелляционное постановление № 22-322/16 от 22.03.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)
постановление военного прокурора в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в отношении ФИО8, то есть оно является поводом для проведения проверки (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Военный следственный отдел СК России по Тамбовскому гарнизону не уполномочен проводить проверки в отношении гражданских лиц, даже если преступление совершено на территории воинской части, поскольку у них подследственность определяется субъектом, а не территорией, о чем в суде пояснил руководитель военного следственного отдела. Они могут проводить проверки в отношении гражданских лиц, только если преступление совершенно в группе с военнослужащим , чего не было в данном случае. Отмечает, что сообщение о преступлении зарегистрировано только в отношении ФИО8, в связи с чем следователь не имел право, не регистрируя иное сообщение о преступлении, только на основании собственных убеждений и домыслов направлять его по подследственности, не принимая процессуальное решение в отношении своего субъекта. Полагает, что следователем ФИО6 не соблюден процессуальный порядок проверки
Апелляционное постановление № 22-99/2016 от 28.09.2016 Западно-сибирского окружного военного суда (Новосибирская область)
процессуального закона, влекущие за собой возвращение уголовного дела прокурору, которые, по выводам суда, заключаются в следующем. Исходя из требований пп. «в» п.1 ч.2 ст. 151 УПК РФ, ст.ст. 4 и 12 Федерального закона « О следственном комитете Российской Федерации», приказа Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 4 « Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации», установлена персональная подследственность ( в зависимости от специфики субъекта преступления) в соответствии с которой, независимо от квалификации деяния, все дела о любых преступлениях, совершенных военнослужащими по контракту подследственны военным следственным органам Следственного комитета Российской Федерации. Между тем, вопреки этим положениям, предварительное следствие по данному делу произведено следователем УМВД России, а поэтому суд исключил возможность постановления приговора на основе обвинительного заключения, составленного этим следователем. Такие обстоятельства, как указано в обжалованном судебном постановлении, влекут за собой возвращения уголовного дела прокурору для решения вопроса о передаче его по подследственности. В апелляционном
Постановление № 1-6/18 от 05.04.2018 Солнечногорского гарнизонного военного суда (Московская область)
другой орган предварительного расследования или дознания (в том числе в иной территориальный орган МВД России) по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ. Таким образом, следователь следственного управления МВД России, установив по данному делу не предметную (в зависимости от состава преступления), а персональную подследственность (в зависимости от специфики субъекта преступления), в соответствии с которой независимо от квалификации деяния все дела о любых преступлениях, совершенных в том числе военнослужащими , подследственны следователям Следственного комитета РФ, должен был направить заявления о преступлениях и соответствующие материалы проверки в Следственный комитет РФ. Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства, предварительное расследование данного уголовного дела осуществлялось следователями органов внутренних дел Российской Федерации, а не следователями Следственного комитета Российской Федерации. Положения ст.ст. 37, 220, 221 УПК РФ в совокупности и во взаимосвязи с требованиями