1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минстрой России в письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что Свод правил и последующие изменения к нему утверждены и введены в действие федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах полномочий, предоставленных Минрегиону России и Минстрою России, оспариваемый нормативно-технический акт не нарушает прав административного истца. Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве выразило позицию, что включение в Свод правил положений о государственном строительном надзоре и строительном контроле не соответствует правовому смыслу определения свода правил, приведенного в Федеральном законе от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Представитель административного истца ФИО2 - ФИО3, участвующий в судебном заседании посредством веб- конференции, поддержал заявленное требование, уточнив, что ими оспариваются в пункте 10.1.1 Свода правил положения о строительном контроле, изложенные в его абзацах четвертом - седьмом. Представитель Минстроя России ФИО4 возражала против удовлетворения административного иска. Минюст
Федерации 26 ноября 2012 г. № 48, «Российской Бизнес-газете» 4 декабря 2012 г., действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2019 г. № 45, размещенного на «Официальном интернет-портале правовой информации» (Ьпр:/А^игуу.ргауо.§оу.ги) 30 января 2019 г., опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации 4 февраля 2019 г. № 5. Абзац третий пункта 2 Положения, предусматривающий полномочия Ростехнадзора как федерального органа исполнительной власти по государственному надзору в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, соответствует действующему законодательству в области организации и осуществления государственного контроля (надзора ). Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований посредством
и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, в абзаце третьем пункта 2 которого предусмотрено, что Ростехнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, энергетического обследования. Тем же пунктом 2 Положения о надзоре предусмотрено, что Росреестр осуществляет возложенные полномочия в отношении СРО оценщиков и арбитражных управляющих, СРО кадастровых инженеров. Таким образом, Правительство Российской Федерации в силу предоставленных полномочий возложило на Ростехнадзор функции федерального органа исполнительной власти по государственному надзору в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов
Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864, которое административными истцами не оспаривается. Довод апелляционной жалобы о правовой неопределенности оспариваемой нормы нельзя признать состоятельным, поскольку ее содержание свидетельствует об обратном. В абзаце третьем пункта 2 Положения ясно указано, что Ростехнадзор осуществляет государственный надзор в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом данное предписание не регламентирует вопрос о том, в какой федеральный орган исполнительной власти должны обращаться организации для внесения сведений о них в реестр саморегулируемых организаций. Заявляя о незаконности Положения в оспариваемой части, административные истцы фактически просят определить компетентный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, членство в которых не является обязательным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, и на ведение реестра таких организаций. Однако разрешение данного вопроса в силу действующего законодательства отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской
предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 г. № 152). Согласно пункту 8 Положениягосударственныйстроительныйнадзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Все документы, составленные либо
Согласно пункту 18 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при осуществлении государственного строительного надзора особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» утверждено Положение о государственном строительном надзоре в Российской Федерации (далее - Положение о государственном строительном надзоре). В соответствии с пунктом 1 Положения о государственном строительном надзоре при осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 Положения о государственном строительном надзоре задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление
статьи 55 ГрК РФ одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства. При этом, государственный строительный надзор как вид государственного надзора введен с момента вступления в силу Градостроительного кодекса, то есть с 30.12.2004, в соответствии с нормами которого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение о государственном строительном надзоре в Российской Федерации. До указанной даты данный вид государственной деятельности не осуществлялся. В силу пункта 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией. Частью 5 статьи 55 ГрК РФ установлено, что орган, выдавший разрешение на строительство объекта капитального строительства, в течение десяти дней
на то, что судом неправильно применены нормы материального права. В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено. Со ссылкой на письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.10.2006 указывает на то, что оснований для выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соотвестви не имеется. Строительство здания было закончено в 3 квартале 2007 года, а Положение о государственном строительном надзоре было утверждено 13.07.2007, то есть после завершения строительства, в связи с чем, Госстройнадзор не мог осуществлять строительный надзор за спорным объектом. На основании пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется предоставления заключения государственного строительного надзора. Определением от 12.08.2010 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 15.09.2010. До начала судебного заседания, 29.08.2010 (вх. № 20145) в Восемнадцатый арбитражный
уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти. В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. № 54 (далее - Положение о государственном строительном надзоре ), государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. При строительстве проверке подлежит соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования. Пунктом 13 Положения о государственном строительном надзоре (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм
и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», которым утверждено « Положение о государственном строительном надзоре в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется: а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы; б) при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей
и представляет угрозу безопасности граждан, тем самым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Градостроительным кодексом РФ установлена обязательность проведения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, необходимость получения положительного заключения государственной либо негосударственной экспертизы для строительства жилых домов с количеством этажей более чем три (ч.ч.1, 2, 3 ст.49, ч.17 ст.51). Постановлением правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. №54 утверждено Положение о государственном строительном надзоре в Российской Федерации. Согласно п.2 названного Положения, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.49 Кодекса и п.4 Положения о министерстве строительства и ЖКХ РД органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, в РД является указанное министерство. Ст. 1065 ГК РФ установлено, что
строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований, установленных ч.ч. 2, 3 и 3.1 ст. 52 настоящего Кодекса. Частью 8 данной статьи предусмотрено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством РФ. Положение о государственном строительном надзоре в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54 (далее – Положение). В силу п. 3 указанного Положения задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации. Пунктом 8 Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с
и представляет угрозу безопасности граждан, тем самым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Градостроительным кодексом РФ установлена обязательность проведения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, необходимость получения положительного заключения государственной либо негосударственной экспертизы для строительства жилых домов с количеством этажей более чем три (ч.ч.1, 2, 3 ст.49, ч.17 ст.51). Постановлением правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № утверждено Положение о государственном строительном надзоре в Российской Федерации. Согласно п.2 названного Положения, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.49 Кодекса и п.4 Положения о министерстве строительства и ЖКХ РД органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, в РД является указанное министерство. Ст. 1065 ГК РФ установлено, что