от 30.12.2006 N 865, утвердившего новое Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Положением определены особенности обеспечения пособиями указанных лиц, исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы, определены виды пособий, выплачиваемых осужденным, порядок их назначения и выплаты. Исходя из этого, при решении вопросов назначения, исчисления и выплаты пособий осужденным Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883, другие действующие нормативные правовые акты по вопросам социального страхования применяются с учетом этих особенностей. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду" вступает в силу с 1 ноября 2001 года, поскольку согласно Указу Президента Российской Федерации от
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 17 октября 2006 г. N 435-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ВОЛКОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ" И ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданки И.В. Волковой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил: 1. В
источником средств к существованию заявителя. Выдача соответствующим органом (в частности, жилищно-эксплуатационной организацией, исполкомом местного Совета народных депутатов) справки о том, что по имеющимся данным лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении. При установлении факта нахождения на иждивении для назначения пенсии необходимо учитывать, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении (п. 60 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г., п. 31 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1964 г.). При этом следует иметь в виду, что в соответствии с названным пунктом Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (в редакции от 30 мая 1980 г.) пенсии по случаю потери кормильца родителям и женам военнослужащих, погибших на фронте,
доход, осуществляет выплаты пособий по государственному социальному страхованию, ее расходы по выплате указанных пособий подлежат возмещению Фондом социального страхования в полном объеме. Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 101 установлено, что средства Фонда направляются, в частности, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка. Постановлением Правительства № 883 от 4.09.95 г. утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Представленными заявителем документами (трудовые договора, приказы о приеме на работу, листки нетрудоспособности, справки медицинских учреждений), а также расходные документы, находящиеся в деле № А05-13896/03-13 (л. д. 53 – 75), которые исследованы судом при рассмотрении настоящего дела, подтверждают правомерность требований заявителя. К этим документам ответчик претензий не высказал, напротив, подтвердил их надлежащее оформление. По сумме заявленных требований возражений ответчик также не имеет. Отказ ответчика в возмещении расходов заявителя
требования со ссылками на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положение «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года № 101, Федеральный закон от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 08.12.2003 года № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год», Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 года № 883, Инструкцию о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 22 мотивированы тем, что в ходе проверки было установлено, что страхователь (ответчик) представил фальсифицированную справку о доходах сотрудника ФИО3 за период с 01.01.2003- 01.12.2003 г.г., а именно была завышена сумма заработной платы, в результате чего сумма
на шахте «...»; с 28.08.1992 по 12.09.1993 – в качестве <должность> на шахте «...». 08.02.1993 ФИО2 отчислен из ВПТУ ... (ранее СПТУ ...) г.Воркуты в связи с окончанием полной учебной программы. 02.03.1993 истец принят <должность> на шахту «...», о чем свидетельствует запись ... в его трудовой книжке. В период начала прохождения истцом обучения в СПТУ ... г.Воркуты, до 01 января 1992 года действовал закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, пунктом 109 которого было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах
ДД.ММ.ГГГГ №-П следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования с ДД.ММ.ГГГГ. В спорные периоды действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения военной службы, являлись Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях" и "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 109 действовавшего в спорный период "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ
соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 (действовавшее в спорный период), в подпункте «з» п. 109 предусматривало включение в общий стаж работы периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке