ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок изъятия земли из оборота - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р (ред. от 28.08.2014) <Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы>
нужд; совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием; уточнение порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (далее - сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение; развитие государственного мониторинга земель; совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений; установление механизмов защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота ; совершенствование оборота сельскохозяйственных земель; совершенствование землеустройства. Совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории предусматривает в том числе: определение правового режима земельных
Решение № А05-4231/2010 от 26.05.2010 АС Архангельской области
с целью изъятия этих участков у граждан, ими владеющих. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения принудительно могут быть изъяты у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и подлежат доказыванию в суде. Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд (с соблюдением правил подведомственности споров) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Статьей 5 Областного закона Архангельской области от 10.02.2004 №217-28-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Архангельской области» определено, что заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его
Решение № А03-8690/12 от 09.10.2012 АС Алтайского края
устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пункты 6-8 статьи 6 Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного назначения» устанавливает порядок изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым, принудительное изъятие может осуществляться при условии неустранения указанных фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. В случае неустранения правонарушений, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из указанных оснований. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обращение истца с исковыми требованиями об отчуждении земельных участков ответчика по основаниям, предусмотренным положениями Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного назначения» является необоснованным, т.к. истец не обладает правом на изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по указанным основаниям.
Постановление № 16АП-633/20 от 13.12.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается. Согласно статье 27 ЗК РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований. Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением их к изъятым из оборота , либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных
Постановление № 03АП-3880/2015 от 19.08.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
Закона Республики Тыва 09.12.1996 № 645 «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что особо охраняемые территории республиканского значения, образованные с изъятием (или без изъятия) в установленном порядке земельных участков (акваторий) у их владельцев и пользователей, являются государственной собственностью Республики Тыва. Пунктом 8 указанной статьи установлено, что земельные участки и другие природные ресурсы, в границах особо охраняемых природных территорий, здания, сооружения, помещения приватизации не подлежат. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в состав особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения, кроме как по решению органов государственной власти Республики Тыва в соответствии с Федеральным законом. Таким образом, из изложенных выше норм следует, что земли государственного заказника являются особо охраняемой природной территорией и ограничены в обороте , а, следовательно, приватизация земель государственных заказников (особо охраняемой природной территории) не допускается. Как следует из Положения о государственном природном заказнике республиканского значения Республики Тыва «Ээрбекский»,
Апелляционное определение № 2-2489/2021 от 02.03.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)
земель сельскохозяйственного назначения"). 11.05.2017 Минсельхоз РФ письмом № **** дал разъяснения по вопросам применения Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации", указав, в частности, на отсутствие специального порядка проведения публичных торгов по продаже изъятых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, указав на проведение их по правилам Земельного кодекса РФ. Так, согласно п. 1 разъяснений Минсельхоза России, изложенных в данном письме, при подготовке, организации и проведении публичных торгов по продаже изъятых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", необходимо руководствоваться общими принципами проведения торгов, установленными Земельным кодексом РФ, с учетом Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"